Хорошее отношение к лошадям

Я думаю, что священник может разрешить вас от этого обета. Бывает так, что человек дает неразумные обеты. Например, я знаю, один юноша, опаздывая на поезд, дал такое обещание: Господи, если я успею, пойду в монастырь. А потом он встретил девушку, которую очень полюбил. Тогда он поехал к о. Иоанну Крестьянкину за советом. Отец Иоанн сказал ему: это был не обет, а просто глупость! Так что я думаю, вам нужно подойти к священнику, побеседовать, и он может вас разрешить от вашего обета. Тем более, что вы давали его не по всем правилам. А брюк, я думаю, вам не нужно носить, кроме как при занятиях с лошадью

Мы продолжаем публикацию бесед на тему «Православная община».
Публикуемая беседа, проведенная о.Аркадием Шатовым в эфире «Радонежа» 08.04.05, посвящается иппотерапии — методике, не получившей всеобщего признания, но вызывающей всеобщий интерес, а главное, реально помогающей детям, страдающим ДЦП, аутизмом и другими неврологическими заболеваниями.

Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Сегодня в нашей студии гость необычной профессии – иппотерапевт Катя Букина. В 2004 году Катя закончила педагогический институт и получила диплом по специальности иппотерапия. Пожалуй, немногие знают, что можно лечить больных детей с помощью лошадей. Катя лошадей любила с детства. Теперь она живет в деревне, и у нее две лошади. В гости к Кате и ее родителям часто приезжают прихожане ее храма — отдохнуть, покататься. Вот об этой Катиной жизни мы и расскажем.

— Катя, ты чувствуешь себя членом приходской общины, будучи так далеко от нее?
— Иногда перестаю чувствовать. Но когда приезжают гости из храма, катаются на лошадях, а я им помогаю, — чувствую единство с приходом, связь своей жизни с приходской.

— Храм платит тебе содержание?
— Да, я состою на работе в храме..

— Ты осознаешь свою работу как служение?
— Да. Это служение. Служишь и ждешь, когда же воспользуются твоими трудами наши прихожане.

— Ты писала диплом по иппотерапии. Ты, наверное, знаешь, что иппотерапия — методика спорная. Многие считают, что детям на лошадях ездить опасно, они могут упасть, расшибиться.
— Я встречалась с таким мнением, но к иппотерапии это не имеет отношения. Для меня это дело бесспорное, потому что я сама видела, как детям это помогает. Другое дело — техника безопасности. Лошадь — животное непредсказуемое. Иппотерапия — это не просто сел и поехал. Здесь работают специалисты, способные оценить и часто спрогнозировать поведение и реакцию лошади, ее контакт с ребенком и предотвратить «несчастные случаи».

— В чем смысл иппотерапии, что она дает ребенку?
— Лошади, как и дельфины, оказывают на ребенка огромное положительное влияние, в основе которого — изначальная гармония человека и природы, данная нам Богом в раю. Очевидно, детская душа, как более чистая и чуткая, способна острее на это отзываться. Главный смысл — в установлении — или восстановлении — контакта между миром и человеком. Это происходит на физиологическом уровне: лошадь теплая, большая и добрая, и на психологическом: ребенок на лошади выше всех, на кого он привык смотреть снизу вверх. Это выравнивает роли: взрослый — ребенок, укрепляет чувство своей онтологической ценности, ощущение общности с миром, дает ребенку стимул и вдохновение для развития. Ведь иппотерапию рекомендуют детям с различными неврологическими проблемами, например, аутизмом, ДЦП и другими, когда — на физическом или психологическом плане затруднен контакт с людьми и миром. И лошади выступают тут посредниками.

— Можно сказать, что когда человек сидит на лошади, он приобщается тому состоянию, которое было у Адама в раю, когда животные еще были ему послушны, и он понимал их язык, а они – его?
— Сидя на лошади, человек как-бы приближается к природе, а природа к нему. Идеал верховой езды – когда человек ощущает себя и лошадь как единое целое. Единство человека и лошади дает почувствовать единство со всей природой.

— А почему выбирается лошадь, а не корова, не коза?
— На корове и козе не ездят. Лошадь – это животное, для которого характерно ритмическое движение, что очень важно. И температура тела у нее выше, чем у человека, что важно, например для детей с ДЦП.


фото с сайта Русского иппотерапевтического сообщества


— Можно ли сказать, что Богом лошадь создана, чтобы служить человеку, возить и лечить его? Ведь человек вел среди лошадей селекцию, дрессировал их…
— Не стоит лошадь идеализировать. Несмотря на дрессировку и селекцию, все инстинкты лошади сохраняются. Например, инстинкт самосохранения: увидела лошадь Камаз или только вспомнила про него – и в мгновение оказалась в стороне, а ее всадник остался на месте. Или инстинкт свободы – лошадь всегда стремится вырваться вперед перед другими лошадьми, встать над человеком. Или чувство табуна, с которым человек ничего не может сделать: одну лошадь уводят, а другая плачет: почему меня не взяли?

— Лошадь говорит?
— Она «разговаривает» ушами, голосом, жестами.

— Ты понимаешь язык лошадей?
— Чем дальше, тем больше.

— Как лошадь говорит «да» и «нет», как дает понять, что ей чего-то хочется, что ей грустно? Лошади умеют плакать?
— Умеют. От боли. Глаза у лошади расширяются и появляются слезы. Самой плакать хочется, когда видишь это. У лошади удивительная мимика. В основном она выражается в движениях: ушей, хвоста, головы, шеи, всей позы. Лошадь радуется – хвост поднят, она грациозно рысит, голова вскинута вверх, грива и хвост развеваются. Сразу видно, что она радуется, что ей хорошо. Погода плохая, она устала, все надоели – голова опущена, уши прижаты — она не хочет общаться.

— А как лошадь боится?
— Начинает храпеть. Лошадь умеет храпеть по-разному, но с испугу храпит особенно. Уходит в сторону, выставляет вперед голову, а корпус держит как можно дальше. Вообще сразу видно, когда лошадь что-то чувствует.

— А как понять, когда лошадь злится? Она ведь может укусить, ударить копытом?
— Все может. Особенно когда подходишь к незнакомой лошади. Если внимательно смотреть, то можно догадаться. Уши прижаты к гриве так, что их не видно. Морда злая-злая. Хвост может нервно хлестать по бокам. Поворачивается задом – сразу видно, что хочет лягнуть.

— Я бы не догадался. Я бы подумал, может она не хочет общаться.
— Лошади понимают эти жесты «с полуслова». Достаточно лошади прижать одно ухо, чтобы другая убежала. Они ведь не только с людьми общаются, но и друг с другом.

— У тебя две лошади. Ты понимаешь, как они «разговаривают» между собой?
— Одна лошадь у нас главная — лидер, а вторая — в подчинении, смиряется, она кроткая. Иногда, правда, она пытается восстать, но у нее ничего не выходит. Например, лошадь-лидер начинает есть. Кроткая лошадь приближается издалека, мелкой перебежкой, тихо, спокойно, делая вид, что ей ничего не надо. Первая лошадь прижимает уши. Кроткая лошадь приостанавливается, смотрит на небо и как бы говорит: «Да я ничего и не хочу, в общем-то». Главная лошадь успокаивается. Тогда кроткая лошадь подходит ближе, при этом опять смотрит в небо, по сторонам, на птичек. Лошадь-лидер начинает сильнее нервничать и ударяет копытом. Тогда кроткая лошадь задумывается, но есть ей все равно хочется, и она продолжает приближаться. Если дистанция сокращается настолько, что лошадь-лидер рискует лишиться еды, она резко разворачивается, вынуждая вторую стремительно ретироваться. Но это максимальная степень возмущения, обычно бывает достаточно хвостом махнуть или копытом стукнуть, чтобы показать: «я в гневе».

— Понимает ли лошадь седока, и много ли надо им времени, чтобы почувствовать, кто на них садится?
— Лошадям, чтобы это понять, нужно две секунды. Необязательно даже садиться в седло, достаточно подойти, чтобы лошадь поняла, с кем она имеет дело. Можно ли этого человека спокойно покатать, или можно пойти в лес погулять, а человек пусть посидит, отдохнет – мало ли куда ему хочется. У лошадей удивительная способность понимать людей. Они чувствуют уважение и силу, чувствует, когда их боятся — тогда становятся лидером, и будут делать, что хотят. Но если лошадь чувствует решимость настоять на своем, она и пытаться не будет не слушаться. Лошади прекрасно понимают, когда перед ними сильная личность, и еще когда человек особенный, например, больной ребенок. Я помню случай, когда лошадь с очень трудным характером, упрямая, проверявшая почти всех, кто на ней ездил, катала умственно отсталую, не всегда адекватно себя ведущую девочку. Я очень волновалась, как все будет, но потом решила, что под моим контролем дело наладится. Удивительно, но мне не пришлось ничего контролировать. Девочка подошла, погладила лошадь, села в седло и сказала: «Ну, Зюзечка, поехали». И лошадь спокойно пошла, причем именно в ту сторону, в которую хотела девочка.

— А девочка умела управлять лошадью?
— В том-то и дело, что нет. А ведь у лошади сформированы определенные рефлексы, и если, например, неправильно тянуть повод, или толкать ногами не в то место, то она не будет ничего делать. А здесь лошадь не только слушалась, но и сама догадывалась, чего хочет девочка. Потом я доверила этой девочке вести лошадь на поводу до конюшни. Я переживала, как бы лошадь не затоптала девочку, потому что была грязь, и девочка буксовала в этой глине. Когда она совсем запуталась в собственных ногах (она несколько неловкая), лошадь остановилась, посмотрела на девочку, вздохнула и стала ждать. Девочка разобралась со своими ножками, потом сказала: «ну все, Зюзечка, пошли» — и эта Зюзечка, которая прет как танк, если ей надо, кротко шла за девочкой. Так что лошади очень хорошо чувствуют, кто с ними общается, какой человек.

— Как лошади попали к вам в деревню?
— Одну лошадь мы перевезли из Москвы на машине. Это была целая эпопея, но она ее пережила. Вторую лошадь мы нашли километрах в сорока от нашей деревни и вели ее на поводу, не садились на нее, потому что она была бедная, голодная.

— Ездили ли вы в походы с лошадьми?
— Первым нашим путешествием был перевоз лошади из прежней конюшни в наше село. Вообще-то лошади любят путешествовать по новым местам, они с любопытством оглядывают незнакомую местность. И даже между собой на эту тему переговариваются.

— Ваши лошади как-то участвуют в домашнем хозяйстве?
— В первую нашу зиму лошадь спасала нас тем, что на ней мы заготавливали дрова. Только благодаря ей мы не замерзли. Потом замело все дороги и невозможно было ездить иначе, чем на санях. Поэтому на лошади мы ездили в храм, поскольку другой возможности добраться не было.

— А при храме есть какое-нибудь стойло, чтобы оставить лошадь?
— В первую зиму они у нас стояли на улице под тулупами. Теперь мы разжились попонами, и лошади стоят тоже на улице, но под попонами.

— Просят ли дети покататься?
— Первое время была всеобщая радость, как только лошади приезжали. Лошадь стоит, а человек ее видит и радуется.

— Вообще лошадь обычно вызывает радость. Я помню, когда мои дети были маленькие, стоило им показать – вон, смотрите, лошадь, — они сразу кричали: «Какая красивая»!
— Я раньше удивлялась, что даже машины обязательно приостановятся, водители улыбнутся. А теперь я скоре удивляюсь, когда человек не улыбается.

— Нельзя ли подробнее узнать о детях, которых «лечат» лошади? Какие у них заболевания?
— Лечением детей я не занимаюсь. Чтобы это делать, нужен специалист с высшим медицинским или психологическим образованием, закончивший курсы иппотерапии. Но кое-что могу сказать. Например, дети с аутизмом. Здесь решается психологическая задача выхода «из себя» и установления контакта с внешним миром. Аутисты боятся другого человека, человеческого лица, а лошадь они не боятся и даже могут начать ей что-нибудь рассказывать. Иппотерапевт может выйти на контакт с ребенком через лошадь. Для детей с ДЦП важен также и физиологический аспект. У лошади температура тела выше, чем у человека, поэтому, когда ребенок сидит на лошади, одновременно идет разогревающий массаж. При иппотерапии человек ездит без седла, и на него влияют ритмически верные движения лошади, которые он буквально повторяет. Вырабатывается правильная осанка, так как в верховой езде участвуют все группы мышц. Езда на лошади помогает детям с ДЦП научиться ходить.

Вопрос радиослушательницы:
— У меня вот какой вопрос. Воцерковляться я стала недавно, по профессии ветеринарный врач. Очень люблю лошадей, из-за них и выбрала профессию. И вот так поучилось, что я при некоторых обстоятельствах дала обет Богородице не носить больше брюк. А теперь сама не знаю, как быть: все женщины, занимающиеся лошадями, носят брюки, поскольку в юбке очень неудобно.

Прот. Аркадий Шатов:
— А как Вы давали этот обет? При священнике, перед иконой?

Pадиослушательницa:
— Нет, просто так, сама по себе…

Прот. Аркадий Шатов:
— Я думаю, что священник может разрешить вас от этого обета. Бывает так, что человек дает неразумные обеты. Например, я знаю, один юноша, опаздывая на поезд, дал такое обещание: Господи, если я успею, пойду в монастырь. А потом он встретил девушку, которую очень полюбил. Тогда он поехал к о. Иоанну Крестьянкину за советом. Отец Иоанн сказал ему: это был не обет, а просто глупость! Так что я думаю, вам нужно подойти к священнику, побеседовать, и он может вас разрешить от вашего обета. Тем более, что вы давали его не по всем правилам. А брюк, я думаю, вам не нужно носить, кроме как при занятиях с лошадью. Ведь теперь не ездят на дамских седлах.

Pадиослушательницa:
— Батюшка, а вообще это не грех — такая сильная привязанность к лошадям?

Прот. Аркадий Шатов:
— Любое чувство может быть и грехом, и нет. Любовь – это хорошо, страсть – грех. Еда – хорошо, чревоугодие – грех. Так и здесь: любовь к лошадям не грех, а какое-то извращение этого чувства – конечно грешно.

Дорогие братья и сестры, простите нас, что мы говорим сегодня о лошадях. Некоторые радиослушатели возмущаются: великий пост, а мы о лошадях тут рассказываем. Катя, но ведь лошади — это не только удовольствие, не только спорт. Это еще и серьезная наука, так ведь? А еще радость и воспитание добродетелей в человеке?

Екатерина Букина:
— Да, и многие делились таким опытом. Я и сама столкнулась с тем, что лошадь учит смиряться. Бывает, какой-либо человек тебя не слышит, не слушает, и мы не анализируем, почему. А если лошадь не слушается, то тут по неволе задумаешься, а все ли правильно делаешь. Понимаешь, что не ты тут главный. Занятия с лошадьми вырабатывают силу воли: чтобы обучиться верховой езде, нужно очень много трудиться, ведь там задействовано и тело, и мозг, и внимание. В христианстве сила воли особенно важна, поскольку если ее нет, то она и не участвует в нашем спасении.

— А еще мне кажется, лошадь приучает к трудолюбию: в своей комнате ты можешь не убираться, а лошадь нужно покормит, попоить, как бы себя не чувствовал, какая бы не была погода…
— Да, иной раз думаешь: ну что же это такое! Почему они все время едят? Почему их все время надо кормить, поить, чистить. Но ведь это животное!

— А может быть, лошадь еще учит нас быть внимательным к другим, прежде всего к людям, служить им? Ведь лошадь — живое существо, с ней возникают отношения. Могут лошади научить любить?
— Да, и они сами показывают, что чем больше ты с ними общаешься, тем больше они тебя любят и уважают.

Вопрос радиослушательницы:
— Скажите, пожалуйста, где занимаются с больными детишками?

Екатерина Букина:
— В Москве есть несколько таких центров. Я работаю в центре «Солнечный мир». Проезд: метро «Текстильщики», далее любым автобусом, начинающимся на 6, до остановки «Люблино», далее в парке конюшни.

Прот. Аркадий Шатов:
— Катя, большое спасибо за интересный рассказ!

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?