Глава Добро Mail.ru Александра Бабкина – о том, как за два дня научиться разрабатывать эффективные IT-проекты для благотворительных организаций

Александра Бабкина. Фото: диакон Андрей Радкевич

11-12 мая в Москве в четвертый раз пройдет «ДОБРО 2018» – ежегодная образовательная встреча благотворительных организаций. Ее проводят Добро Mail.Ru (компании Mail.Ru Group), «МегаФон» и «Металлоинвест». На этот раз выбран новый формат – хакатон.

По сути хакатон – одновременно мастерская, конкурс и марафон. Это мозговой штурм, цель которого – создание каркаса IT-проектов в сжатые сроки. Хакатоны для НКО уже проводили «Теплица социальных технологий» и Impact Hub Moscow. В Добро Mail.Ru решили масштабировать эксперимент.

Предварительный отбор по заявкам прошли 26 благотворительных организаций. От каждой НКО в хакатоне участвуют два человека. Им предстоит решить задачу в течение ограниченного времени вместе и под руководством менторов – экспертов и волонтеров из Mail.Ru Group и «МегаФона». Всего в хакатоне примут участие около 100 человек.

Примеры проектов на хакатоне «ДОБРО 2018»

– платформа для управления сопровождением детей-сирот на разных этапах жизни — с встроенной системой оценки эффективности работы НКО;

– «коммуникатор-помогатор» для людей с инвалидностью или особенностями развития, например, синдромом Дауна;

– приложение «Мамин помощник» для женщин в трудной жизненной ситуации (с разделами: правовое поле, психологическая помощь, уход за ребенком);

– разработка системы работы с грантовыми средствами (цель – повысить эффективность НКО в целом).

Конструктор для НКО

В отличие от привычных конференций и конкурсов, хакатон дает возможность максимально погрузиться в решение конкретной задачи: не привлекая дополнительных ресурсов, быстро создать прототип сайта или приложения, техническое задание на его разработку и получить отзывы экспертов.

«На нашем хакатоне будут не только практические, но и теоретические блоки, — говорит Александра Бабкина. — Участники узнают, из чего состоит жизненный цикл IT-проекта, какие ресурсы нужны на каждом этапе, как привлечь их на свой проект, как подаваться на гранты в IT, какие существуют бизнес-модели, как подготовиться к питчингу (защите) проектов».

Еще хакатон поможет НКО в подготовке и оформлении заявок на получение различных грантов, в том числе президентских – к следующим конкурсам они придут с качественно иным уровнем проработки заявки.

Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом — подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.РУ. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!

Коробочное решение

Создание внятного и подробного техзадания для IT-проектов — большая проблема НКО. Многие не понимают, что, скажем, для создания мобильного приложения требуется не только разработчик: обязательно нужно учитывать этап предварительного анализа, дизайна, верстки, этап тестирования, а после запуска – этап обновления приложения. В то же время различные задачи, которые стоят перед благотворительными организациями, с точки зрения IT, могут решаться приблизительно одним набором инструментов.

«Особенность нашего хакатона еще в том, что он нацелен на разработку практически готового продукта (например, приложения или сайта), — объясняет Александра Бабкина. — Цель – получить на выходе техзадания и прототипы, которые помогут НКО решить различные задачи».

Существует немало инструментов и решений, которые, как составные части конструктора, могут подойти для самых разных НКО. Скажем, у многих есть потребность в реализации образовательных проектов. IT-решения в этой сфере очень схожи. Они могут быть полезны, например, в работе с молодыми «кризисными» мамами, — рассказать о существующих льготах и как их получить, о вариантах заработка в декретном отпуске и т.д.). Или помочь благотворительным организациям, занимающимся адаптацией выпускников детских домов, — предоставлять информацию, необходимую им на различных жизненных этапах.

Скоринг и безопасный интернет для подростков

— Мне очень бы хотелось, чтобы НКО начали работать над проектами в сфере скоринга – разработки и применения балльной оценки, на основании которой организация могла бы принимать решения, кого она будет/не будет поддерживать. Это, безусловно, очень нужная тема для фондов, занимающихся адресной помощью. Она будет представлена на хакатоне, но, к сожалению, далеко не все благотворительные организации сочли ее важной на данном этапе развития. Большинство НКО заняты, в первую очередь, прикладными задачами, а скоринг предполагает выход на иной – системный – уровень в адресной помощи, — поясняет Александра Бабкина.

Также организаторы хакатона хотели бы начать общаться с благотворительными организациями, поддерживающими подростков, – для обсуждения разработки инструментов, которые помогали бы подросткам чувствовать себя в безопасности в сети. Но пока не удалось найти НКО, готовых стать частью этого большого системного проекта.

Дальнейшая поддержка

«Мы бы хотели, чтобы как можно больше прототипов реализовались и улучшили жизнь благополучателей, — говорит Александра Бабкина. — Если в 2018 году хотя бы половина прототипов, разработанных на хакатоне, преобразуется в действующие сайты, приложения и сервисы, будет великолепно».

Хакатон не заканчивается в эти два дня – в течение года проекты-участники будут получать поддержку и помощь специалистов Mail.Ru Group, «МегаФона» и других компаний. «Степень нашей вовлеченности в проект будет различной – мы можем созваниваться, переписываться, предлагать решения, но мы не сможем полностью сделать проект за организацию», — подчеркивает эксперт.

Юлия Ганина, руководитель по корпоративным коммуникациям и благотворительности компании «МегаФон»:

— В хакатон мы позвали сотрудников-волонтеров из числа тех, кто предлагает партнерским фондам и НКО свои профессиональные навыки pro bono. Такие программы объединяют коллег и служат стимулом для дальнейшего развития – как личного, так и профессионального.

Наши ИТ-эксперты помогут командам разобраться с новейшими технологиями и разработать прототипы решений для самых важных социальных проблем, а финансовые специалисты «МегаФона» подскажут, как выбрать оптимальную модель финансирования проекта. Мы также готовы финансово поддержать реализацию проектов, соответствующих нашей благотворительной политике и ключевым направлениям помощи.

Сегодня российский сектор благотворительности активно двигается в сторону цифровизации. Благотворительные фонды и НКО формируют свое присутствие в соцсетях, используют возможности сайтов, мобильных приложений и краудфандинговых платформ. В отрасль приходят по-настоящему инновационные решения – например, на аукционе VK for Good в октябре прошлого года фонды и НКО получили почти тысячу часов digital-услуг от интерактивных агентств. По аналогии с терминами FinTech, EdTech эксперты уже начинают говорить о PhilTech – технологиях для филантропии.

Перевод с «айтишного» на русский

Порог входа для участия в конференции 2018 года выше, чем в предыдущие годы. Если раньше НКО достаточно было быть партнером Добра Mail.Ru, «МегаФона» или «Металлоинвеста», то на этот раз от организации требовалось четкое понимание того, как именно IT-решение поможет решить ту или иную проблему, сделать работу эффективнее.

«Мы выбирали достаточно подробные, конкретные заявки. Нам было важно, чтобы участники приехали со своим контентом: наработками, текстами, видео – чтобы создавать прототипы на реальных текстах и картинках, — говорит Александра Бабкина. — Всего на хакатон поступило около 50 заявок. Из них отобрали 26 организаций, но нельзя сказать, что у остальных были плохие проекты. Кто-то представил слишком общую идею, кто-то не смог точно обозначить проблему и пути ее возможного решения с помощью технологий. Все, кто не прошел отбор, получили рекомендации – как и что можно улучшить, в какую сторону двигаться».

С теми, кто был принят, провели большую предварительную работу – чтобы участники приехали на хакатон максимально подготовленными к общению с экспертами. Ими выступят сотрудники Mail.Ru  Group и «МегаФона», а также другие IT-специалисты-волонтеры и организации, многие из которых давно оказывают услуги pro bono – например, дизайн-бюро «Верстак».

Важно, что эксперты, имеющие опыт работы pro bono, могут рассказать о том, как решить ту или иную задачу эффективно – и сделать это на понятном для некоммерческой организации языке. Проблема перевода с русского на «айтишный» и обратно остается весьма актуальной.

Проба IT-пера

Чтобы получить максимум от хакатона, участникам советуют максимально погрузиться в процесс и, конечно, внимательно слушать экспертов. Важно не иметь завышенных ожиданий — через два дня у вас не будет работающего мобильного приложения, но будет его прототип. И уже на этой основе можно дальше создавать нужный сервис. Кто-то, сделав прототип, поймет, что такой сервис вообще не нужен его организации и подопечным. В этом ценность хакатона – быстро попробовать, протестировать, «пощупать руками» и не расходовать ценные ресурсы.

Юлия Мазанова, директор по социальной политике и корпоративным коммуникациям УК «Металлоинвест»:

— В хакатоне «ДОБРО 2018» участвуют шесть команд из городов присутствия Металлоинвеста: Старый Оскол (Белгородская область), Губкин, Железногорск (Курская область) и Новотроицк (Оренбургская область). Вместе с IT-наставниками и экспертами они будут придумывать, как диджитализировать привычные задачи и создавать новые направления для развития городов. Металлоинвест готов поддержать реализацию лучших идей. Разработка сайтов, мобильных приложений, обучающих игр, профориентационных программ —  актуальные цифровые решения в сфере развития территорий.