«Самое спорное граффити лучше, чем серые замызганные стены»

Повсюду в мире маленькие города умирают, а Выкса – городок неподалеку от Нижнего Новгорода – наоборот, набирает силу. Жители сами меняют город, и двигателем прогресса стал арт-фестиваль.

Арт-плоты прибывают! Первый в очереди – плот «Летающая прищепка». Этот проект принадлежит студентке Екатерине Кулевой из Выксы

По водной глади огромного Верхневыксунского пруда плывет пять плотов, один за другим. Один похож на гигантскую прищепку, другой — на Луну, третий — на хитроумную геометрическую задачку с лестницами, четвертый — на висячие сады, пятый — на рампу для скейтбординга.

На берегу их встречает народ — люди машут руками, шутят, фотографируются. Матросы с музыкантами разыгрывают целое представление с песнями, танцами и хлопушками. Зрители счастливы.

…Наверное, если посмотреть на все это дело сверху, где над плотами и людьми пикирует стремительный белый квадракоптер, покажется, что все болельщики и участники этого заплыва слегка обезумели.

На самом деле, все вполне адекватны — в Выксе Нижегородской области, где все это творилось 16 июня, встречей арт-плотов открылся фестиваль «Арт-Овраг».

Завод — фестиваль — город

Итальянскую невесту из спектакля «SVaDьБа» театра Liquid Theatre нельзя было не заметить – она возвышалась над публикой на ходулях. Невеста бросала букет, скандалила с женихом, била посуду, скакала по столам и ревновала. Но в итоге все кончилось хеппи эндом.

Фестиваль «Арт-Овраг» проходит в Выксе седьмой год подряд. Он уже стал визитной карточкой этого небольшого промышленного города с населением в 60 тысяч человек. Недавно главной его достопримечательностью был металлургический завод Объединенной металлургической компании (ОМК), которому в этом году исполняется 260 лет. Современный и стабильно работающий, он обеспечивает половину рабочих мест в городе и 40% поступлений в местный бюджет.

Завод дает Выксе право называться важным промышленным объектом на карте России — здесь производятся трубы для газо- и нефтепроводов, железнодорожные колеса. Но кроме этого, в городе теперь есть, на что посмотреть: такой концентрации арт-объектов на километр городской среды — граффити на жилых домах, скульптур в парках и на улицах, теперь еще и арт-плотов на воде, — нет, пожалуй, больше нигде.

Плоты прибыли под бравурные марши и радостные приветствия зрителей

За шесть лет в фестивале приняли участие более 250 художников из разных стран мира, появилось более 85 единиц современного искусства. Мероприятия фестиваля в среднем посещает 7000 человек, каждый четвертый так или иначе участвует.

Эти цифры и внедрение арт-объектов в город металла — не самоцель фестиваля «Арт-Овраг». Он был задуман в 2011 году благотворительным фондом «ОМК-Участие», учрежденным компанией ОМК, как возможность для молодежи найти свой путь самореализации.

– Выкса — благополучный город по сравнению с другими в Нижегородской области. А когда появляется благополучие, следом возникают и его негативные последствия: наркотики, алкоголь, сигареты, – говорит Ирина Седых, председатель попечительского совета БФ «ОМК-Участие». – Мы не могли остаться в стороне от решения этой проблемы и задумались: что можно предложить молодежи взамен? И придумали фестиваль молодежной городской культуры, где дети и подростки могли бы себя реализовать.

Самореализация жителя — перезагрузка города

На первых трех фестивалях упор делался на зрелища, которые совмещались с обучением новому. Давали мастер-классы по экстремальным видам спорта, современному танцу, играли приглашенные музыканты. Тогда же появились легендарные граффити на многоэтажках, созданные художниками не только из России. Выксунцы смотрели, удивлялись и — учились.

Затем концепция поменялась — организаторы фестиваля стали привлекать к культурному переосмыслению городского пространства самих жителей.

Люди Выксы стали сами предлагать свои идеи для воплощения — например, решили, что им нужно место для встреч, и на набережной появился арт-объект «Выксунь вверх!», похожий на гигантскую скамью в виде ладьи с закругленным носом. Совместными усилиями облагораживались и другие городские пространства — парк в центре города, улицы, дворы.

Один из ярких моментов «Арт-Оврага 2017» – спектакль «SVaDьБа» театра Liquid Theatre. Он перенес зрителей, которых вовлекали в действие, из Выксы на улицы Италии

В этом году «Арт-Овраг» снова изменил формат — фестиваль становится не только разовым ежегодным мероприятием. Запущена круглогодичная образовательная программа – приглашенные художники, архитекторы, социологи будут помогать (и уже помогают) жителям города его менять.

Задача фестиваля — чтобы жители сами поняли, что значит для них город, перезагрузили его, сделали разнообразным, современным, удобным для жизни каждого вне зависимости от возраста, интересов и профессии. Чтобы из него не хотелось уезжать или чтобы хотелось в него вернуться.

Выкса и выбивалка для ковров

В Городской мастерской фестиваля работала фотовыставка, посвященная Выксе. Тут же читали открытые лекции и обсуждали новые идеи по обустройству городской среды

– Знаете, почему выбивалка для ковров — культурный код Выксы? – спрашивает у присутствующих на открытой лекции во время фестиваля «Арт-Овраг» Святослав Мурунов, руководитель Центра прикладной урбанистики. – В городских дворах она установлена на лобном месте. Человек выносит сюда свой ковер, размещает на выбивалке и начинает по нему бить, как в колокол. Все слышат звуки, выглядывают в окна, смотрят, кто бьет по ковру, выходят пообщаться. Выбивалка для ковров — переосмысленное крестьянское вече, символ перехода между слободской и крестьянской культурой.

Святослав помогает жителям города в рамках архитектурной программы «Арт-дворы» обустроить пространство вокруг домов, по-новому форматируя старый городской уклад. Создавая новый двор, не надо отказываться от того хорошего, что в нем уже есть — тем более, от выбивалки для ковров. Нужно вписать ее в пространство.

Во время детского спектакля «Семейная пекарня» («Театр Вкуса») о том, какая связь существует между старым и новым

– Когда я поняла, в чем смысл выбивалки, то сразу же отменила ее снос у нас во дворе, хотя это и было в планах, – рассказывает одна из участниц программы «Арт-дворы».

Заявки на участие подавали горожане, желающие изменить свой двор, в конце зимы. Предпочтение было отдано тем проектам, в которых выксунцы готовы участвовать сами. Как в проекте семейного клуба «Дружба», возникшем в одноименном городском поселке благодаря импульсу «Арт-Оврага».

Двор как «Дружба»

На подступах к фестивальной площади в воскресный день

Одна из активных участниц семейного клуба «Дружба» – мама четверых детей Елена Зайцева, которая из Выксы уезжать не планирует. В марте она пришла на лекции к Святославу Мурунову:

– Шла и думала: сейчас нам все расскажут, а потом придут во двор и все сделают. Но Свят сказал: хотите изменить среду, начинайте с людей. Я стала спрашивать соседей, готовы ли они подключиться — так и появился семейный клуб «Дружба». Мы поняли, что сами должны быть двигателями прогресса — иначе ничего не случится. Нельзя быть только потребителями.

Клуб начинался с четырех семей, сейчас их там уже 12. Участники клуба высадили во дворе Семейную аллею деревьев, покрасили забор. Первого июня устроили праздник для детей — мужчины своими руками смастерили фотозону, женщины организовали конкурсы и угощение.

– Хотим теперь отвлечь детей от планшетов — планируем проводить для них фестивали дворовых игр, а то они даже в резиночку и вышибалы, как выяснилось, играть не умеют!

Финансирование для своих проектов семейный клуб ищет самостоятельно — находит спонсоров или участники скидываются.

Пять слоев города

– Выкса — отличный город, чтобы растить детей! – стараясь перекричать детский смех, говорит Оксана Габдрахимова, заместитель главы администрации Выксы по социально-экономическому развитию.

За ее спиной малыш в кепке забрался на высокую гору раскрашенных шин и оповещает о своей победе всех вокруг. Стайка детей строит оборонительные сооружения в ворохе сена. Из большого «детского» шатра, где во время фестиваля проводятся разнообразные мастер-классы, несется смех.

– Здесь спокойнее, чем в мегаполисе, меньше опасностей.

Открыты две спортивные и художественная школы, скоро будет действовать еще одна детская школа искусств — на 900 человек, потому что спрос огромный. Образовательные программы фестиваля «Арт-Овраг» увлекают подростков, уводят их с улиц. Помню, как сама несколько лет назад покупала после фестиваля дочери скейт!

На музыкальной площадке фестиваля играли музыканты, набирающие популярность. Например, группы из Нижнего Новгорода Hyggelig и Ethica, участник международных музыкальных проектов битбоксер Дмитрий Mitya Бурмистров

Молодежь, по словам Оксаны Юрьевны, уезжает из Выксы получать высшее образование. В городе есть металлургический техникум и филиал Московского университета стали и сплавов — они готовят специалистов для завода. Но выпускники школ хотят быть не только металлургами.

Об этом же говорит и Святослав Мурунов, который объехал более 500 городов на постсоветском пространстве и сейчас изучает Выксу:

– Подростки выбирают себе будущее. В городе, где завод — центр, а все остальное — обслуживающая его среда, возможности такого выбора ограничены.

Причина оттока молодежи из Выксы — в смешении нескольких культурных групп, полагает Святослав. Он выделяет в городе заводскую, слободскую, крестьянскую, городскую, постиндустриальную культуры, прибавляя к ним неопределившихся — тех, кого не принимают или исторгают из других групп. Между этими группами существует смысловой конфликт.

Например, самая закрытая для влияний группа — крестьяне, для которых важно сохранить связь с деревней, с укладом, с землей.

А самая непонятная для всех остальных — постиндустриальная или «арт-овражная».

Это люди, которые уже не привязаны ни к земле, ни к заводу, ни к городу. Они занимаются тем, что с точки зрения представителей остальных групп, не похоже на труд: творческим взаимодействием с реальностью. Это лучше всего удается в больших городах. Выкса комфортна для детей, но они растут и встают на конвейер, уводящий их в мегаполисы.

Однако, по наблюдениям Святослава, большая часть молодежи из Выксы уезжать не хочет, мотивируя это качеством человеческих взаимоотношений.

– Трудно уехать оттуда, где между людьми есть дружба и общность, где чувствуешь себя в безопасности.

Шанс не уехать или вернуться — это сделать фестиваль «Арт-овраг» постоянной средой в Выксе. Чтобы в городе работали архитекторы, художники, музыканты, айтишники, чтобы здесь было современно и разнообразно.

Экспорт людей и металла не приведет к устойчивому развитию города.

Развиваться Выкса будет, если тут появятся культурные проекты на бизнес-рельсах, новые смыслы, понятные каждой культурной группе.

На понимание потребовалось минут десять

Детям на фестивале «Арт-Овраг» неизменно интересно: здесь и спортивные, и игровые, и музыкальные, и танцевальные программы

Около двух лет назад в Выксу вернулась Шафига Аллахвердиева, много лет работавшая дизайнером в Москве. По ее словам, родной город предоставляет возможности для интересной жизни. В Выксу возвращаются и некоторые ее друзья. Здесь много изменилось:

– Нет тех старых улочек с деревянными домиками, по которым я бегала в детстве, — говорит она. – Город перестраивается на глазах, ведь людям хочется жить в 21 веке. При этом Выкса стоит в лесу, в окружении прудов, что тоже накладывает свой отпечаток. С одной стороны — современный, с другой — уютный.

Шафига — координатор арт-резиденции, нового круглогодичного проекта «Арт-Оврага». Арт-резиденция — целый дом в Выксе, куда будут на несколько недель приезжать современные художники, чтобы исследовать город и реализовать на месте свой проект.

На «Арт-Овраге» интересное для себя могли найти для себя не только дети, но и взрослые, которые искренне интересовались хитростям озеленения дворов и разведения цветов

Недавно здесь побывал художник Иван Горшков и оставил в саду резиденции три абстрактные скульптуры из металла, объединенные общим названием «Nocturnal Animals».

– Когда первые гости резиденции — в основном, молодые люди, — увидели работы Ивана, возникли настороженность и непонимание, – рассказала Шафига. – Художник объяснил им свою идею — что его скульптуры можно переворачивать, разрисовывать, деформировать, что они комфортно чувствуют себя в условиях вандализма, — и все изменилось. На понимание и принятие потребовалось минут десять.

 

Сфера кузнецов Карпеевых

В «детском» шатре фестиваля стучат молотки, дети увлеченно мастерят то, что им может пригодиться в играх в городе

На площадке фестиваля «Арт-Овраг» кузнецы-братья, Алексей и Сергей Карпеевы, предлагали гостям изделия собственного производства: мечи, кинжалы, подсвечники, железные статуи для парков и садов, фонари. А в фестивальном лектории рассказывали о своем новом и любимом проекте — строительстве круглых домов из дерева и других природных материалов.

Свой метод их проектирования и возведения они запатентовали в феврале, в этом им помогли в бизнес-инкубаторе Выксы.

– Сфера — наиболее естественная форма всего, что встречается в природе, – объясняют братья Карпеевы. – Мы придумали проект, когда искали оптимальную форму для кузни, которая могла бы удерживать жар и шум.

Чем хорош дом-сфера? Экономией в материалах, относительной легкостью в возведении, мобильностью, устойчивостью. По словам Алексея и Сергея, стоимость такого дома, в котором два этажа и 148 квадратных метров площади — около трех миллионов рублей.

Пока братья еще не построили ни одной жилой сферы – ведутся переговоры по двум проектам. После лекции Карпеевым задавали массу вопросов — идея сферического дома, озвученная увлеченными людьми, захватила слушателей.

Алексей и Сергей родились не в Выксе, но в начале 2000-х осели в городе и никуда не собираются — наездились уже, работали раньше в других городах, Алексей — столяром-плотником, Сергей — резчиком по камню.

Братья критикуют некоторые выксунские арт-объекты. Им, увлеченным гармонией сферы, не очень по вкусу неестественность, встречающаяся в иных граффити.

Дорога в Выксу

17 июня, во второй день фестиваля «Арт-Овраг», была открыта самая большая настенная роспись в России и Европе – на фасаде завода ОМК. Ее автор – художник Миша Мост. Площадь росписи – 10 тысяч квадратных метров

– На мой взгляд, самое спорное граффити лучше, чем серая замызганная стена дома, – говорит Александр Баикин, руководитель Информационно-туристического центра Выксы. – Дома с граффити воспринимаются не так, как раньше. Они никого не оставляют равнодушными — это главное.

Александр проводит экскурсии для выксунцев и гостей города и, по его словам, в последнее время приезжих стало больше.

– Но поток все-таки увеличился несильно — мешает удаленность Выксы от основных автомобильных и железнодорожных путей. Русский человек остановится в городе, если будет проезжать через него, а не мимо.

Александр Баикин полагает, что многое изменится с окончанием восстановления Иверского монастыря в Выксе, основанного в середине 19 века преподобным Варнавой, выходцем из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры. В данный момент реконструируется вмещающий 5000 человек Троицкий храм, внешне напоминающий храм Христа Спасителя в Москве.

Александр увлекательно рассказывает о тайнах Выксы — подземных ходах от имения Баташевых, основателей завода, о баташевских кладах, которые ищут до сих пор. Рассказывает и о современности города. По его наблюдениям, например, в Выксе стали меньше пить:

– Если сравнить Выксу моего детства и сегодняшнюю, то сейчас реже можно встретить на улице пьяного человека. Дело тут в возможностях самореализации. Кто-то скажет, что в Выксе скучно. Но еженедельно у нас в городе проходит 5-6 различных мероприятий, не считая фестиваля «Арт-Овраг» или гастролей артистов, например. Появился спорткомплекс, в него трудно попасть по вечерам — он заполнен.

Напомнить — чтобы вернуться

Огромные деревянные буквы посреди старинного городского парка складываются в слово «Выкса». В букве «А» на качелях качаются дети. У буквы «Ы» на столике кто-то ненадолго оставил обед — две тарелки, внутри ложки, вот-вот вернется и спросит: «Кто ел мой суп?». К букве «С» с турником примеривается для фотографии дама в спортивном костюме и с сэлфи-палкой наперевес.

Гигантская многофункциональная «Выкса», рядом с которой очень удобно фотографироваться, — один из арт-объектов, который был создан во время предыдущего фестиваля «Арт-овраг». Тысячи фотооткрыток отправлены отсюда близким и хранятся в цифровой памяти смартфонов и компьютеров как напоминание.

Напоминание о городе, из которого не хочется уезжать.

Фото: Вячеслав Хабаров

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?