«Пандемии будут случаться все чаще, и ключевой движущей силой этого является изменение климата. По мере этого изменения меняются и ареалы обитания животных, возможно, бок о бок окажутся ранее разделенные виды, что позволит вирусам, характерным для одного вида, с большей легкостью перепрыгнуть на другой.
Одновременно человек начинает селиться ближе к резервуарам диких животных, что потенциально позволяет смертельным вирусам находить в человеке нового хозяина», – такой невеселый прогноз в ноябре 2021 года сделал член Австралийской академии наук профессор Эдвард Холмс.
Похоже, что профессор не преувеличил грозящую человечеству опасность, скорее, ошибались те, кто воспринял повестку Греты Тунберг лишь как повод прогулять школу, а заодно и стать знаменитой.
8 августа 2022 года в журнале Nature был опубликован обзор исследований, посвященных влиянию глобального изменения климата на инфекционные заболевания.
Американские и шведские ученые проанализировали данные огромного массива научных работ и пришли к выводу, что порядка 58% (218 из 375) всех известных сегодня заболеваний, вызванных разного рода патогенами, в условиях глобального потепления превратятся в значительно более серьезную проблему для человечества.
Механизмы влияния
Ученые установили, что существует четыре важнейших механизма влияния изменения климата на патогены.
Первый механизм: изменения окружающей среды, которые расширяют как пространство, так и временные рамки действия патогенов и их векторов.
В биологии и медицине термином «вектор» обозначают переносчик инфекции. Например, векторами переноса патогенов (вирус Зика, вирус малярии) во многих теплых странах являются комары. Распространенные на большой части России клещи являются векторами клещевого энцефалита и боррелиоза (болезни Лайма).
Второй механизм: климатические угрозы в ряде стран заставляют людей переселяться, что нередко повышает их риски столкнуться с патогеном.
Третий механизм: ряд опасностей, возникающих в процессе изменения климата, повышают адаптивность патогенов, которые становятся более устойчивыми и в результате заселяют все большее количество представителей вида, являющегося вектором этой инфекции, что, в свою очередь, может повышать вирулентность патогена.
Вирулентность – степень способности инфекционного агента вызывать заболевание или гибель организма.
Четвертый механизм: разного рода климатические изменения и катаклизмы, включая как волны жары, исторически нетипичные для той или иной местности, так и избыточные осадки, наводнения, лесные пожары, продовольственные проблемы из-за засухи, являются для человека дополнительным стрессом, как эмоциональным, так и физическим, что снижает его сопротивляемость инфекциям.
Что происходит с векторами
В октябре 2019 года один из переносчиков вируса Зика, тигровый комар, был обнаружен на Лазурном берегу, знаменитом курорте Франции.
«Этот вид прошел практически через всю Европу. Он вторгся в новые страны и укоренился там благодаря потеплению и изменению климата в целом, что создает более благоприятные условия для размножения этих особей», – говорит профессор Джеймс Логан, глава отделения контроля за распространением болезней Лондонской школы гигиены и тропической медицины.
Ведущий специалист по инфекционным заболеваниям Оксфордского университета Мориц Крамер считает: климатические изменения приведут к тому, что примерно половина населения мира к 2050 году будет жить в зоне распространения арбовирусов, переносимых комарами.
Арбовирусами называют те вирусы, переносчиками которых являются членистоногие насекомые.
Расширяется и ареал распространения клеща. Например, жители Соединенного королевства до недавнего времени ничего не знали о клещевом энцефалите, но в октябре 2019 года в этой стране был зафиксирован первый случай заражения.
Потепление влияет на популяции клещей и косвенным образом. Например, благодаря ему в Центральной Европе сокращаются популяции ели обыкновенной, а освободившиеся площади колонизируются буком. Опавшие листья бука представляют собой благоприятный микроклимат для выживания клеща.
Штормы, обильные осадки, наводнения создают резервуары со стоячей водой, в которых живут и процветают самые разные патогены, переносчиками которых становятся живущие вблизи таких резервуаров комары. Речь идет о малярии, энцефалите, желтой лихорадке и других.
Список биологических видов, являющихся векторами для разных заболеваний и расширивших свою площадь обитания – а двигаются они с низких в более высокие широты – довольно внушительный.
Это уже упомянутые комары и клещи, блохи, птицы, ряд млекопитающих, которые тоже несут с собой вирусы, бактерии и иные патогены, включая лихорадку Денге, чикунгунья, чуму, болезнь Лайма, лихорадку западного Нила, трипаносомоз, эхинококкоз, и это далеко не полный список.
Ящик Пандоры
Потепление в высоких широтах позволяет векторам и самим патогенам переживать зиму, а экологические разрушения вследствие потепления, засухи, пожаров, штормов и наводнений приводят к переселению определенных биологических видов на территорию, более близкую к человеческим поселениям.
Вспышки вируса Нипах и лихорадки Эбола, например, связаны с лесными пожарами, при которых летучие мыши, грызуны и приматы вынуждены были путешествовать на большие расстояния в поисках пищи.
Сокращение снежного покрова принудило мышь-полевку искать зимовье в хозяйственных зданиях человека. Этот маленький грызун является переносчиком хантавируса и уже спровоцировал несколько вспышек вызываемого им заболевания.
Засуха приводит к обмелению резервуаров воды и вынуждает конгрегации комаров и птиц сосредотачиваться вокруг оставшихся водных пространств, облегчая перенос лихорадки Западного Нила.
Наводнения и штормы способствуют вытеканию сточных вод, в результате чего расцветают вирусы, попадающие в организм человека с пищей, например норовирус, хантавирус, вирус гепатита и криптоспоридиоза.
Особую тревогу вызывают сценарии будущего, связанные с таянием вечной мерзлоты и ледников на полюсах, которые в наши дни становятся сюжетами фильмов и сериалов. К сожалению, такое кино из фэнтези может превратиться в драму, а то и в трагедию. Вот очень близкий нам пример: генетический анализ бактерии сибирской язвы, явившейся причиной вспышки этого заболевания в 2016 году на Ямале, показывает, что она появилась из трупа животного, оттаявшего в результате потепления.
Лето 2016 года в Ямало-Ненецком автономном округе было аномально жарким, поэтому вечная мерзлота протаяла глубже обычного, и олени вместе с растениями поглощали зараженную бактериями грязь. Тогда погибло около 2 тысяч оленей, заразилось более 200 человек, 12-летний мальчик умер.
«Все прогнозы говорят о том, что будет все более глубокое летнее протаивание вечной мерзлоты по всей полосе, начиная от Архангельской области до Якутии, Колымы и Южной Сибири», – заявил тогда «РИА Новости» руководитель климатической программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) (признан в РФ нежелательной организацией) России Алексей Кокорин.
Как пишут авторы статьи, замерзшие патогены представляют собой ящик Пандоры, тем более, что появиться из него могут инфекционные микроорганизмы, замерзшие тысячелетия назад. С ними человечество совсем не знакомо, и это может быть куда хуже ковида.
Потепление касается и вод Мирового океана. В сочетании с более обильными осадками оно приводит к снижению солености прибрежных вод, превращая их в прекрасную среду для выживания холерного вибриона и вибриона, являющегося возбудителем вибриоза морских рыб и животных. Именно так, скорее всего, объясняются вспышки обоих заболеваний в областях, ранее не эндемичных по холере и вибриозу.
Невеселые последствия
Опасным последствием глобального потепления является адаптация патогенов к высокой температуре. Это значит, что одна из важнейших реакций иммунитета на проникновение патогена в организм, а именно лихорадка, становится не особенно эффективной, ведь возбудитель болезни уже адаптирован к ней внешней средой.
Кроме того, как уже отмечено выше, изменения климата несут для человека дополнительные стрессы, что снижает его сопротивляемость инфекциям.
Пандемия ковида продемонстрировала, что человечество оказывается чрезвычайно уязвимым перед лицом инфекционной угрозы. Не самый страшный вирус почти на два года прервал нормальный ход вещей в большинстве стран мира, что привело к весьма значительным социоэкономическим проблемам.
«Лучше рассматривать длительные эпидемии как провозглашение нового уровня экологических проблем», – пишет философ Славой Жижек, который уверен: в XXI веке человечеству придется изобретать новый образ жизни, более скромный и осмысленный.
Как считают многие философы и культурологи, основным историческим содержанием нынешнего века станет не соперничество стран между собой, а давно назревшее выяснение отношений человека и природы.
Источники:
Climate change will drive future pandemics, says PM Science prize recipient
Over half of human infectious diseases impacted by climate change, says study
В WWF рассказали о риске таяния скотомогильников с сибирской язвой
Коллажи Дмитрия Петрова
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.