18 июля – память святой великомученицы Елизаветы Федоровны, создавшей в Москве обитель милосердия – деятельной помощи людям независимо от их веры и национальности.
Мы собрали для вас 5 самых главных текстов о святой княгине, каждый из которых рассказывает о важнейших фактах ее духовной биографии.
Чему научили в детстве принцессу Эллу
Текст 1: «Елизавета Романова: маленькая принцесса».
В этом тексте рассказывается о том, каким было детство святой Елизаветы. Чем оно отличалось от детства всех «классических» принцесс? А такие отличия были.
Одно из них – посещение вместе с матерью, великой герцогиней Алисой Гессенской, больниц и богаделен, где герцогиня записывала все просьбы нуждавшихся, а потом помогала.
Кто-то скажет: легко быть доброй и щедрой, когда ты принцесса. Легко любить, когда у тебя большая дружная семья и тебя все любят.
Судите сами: в 9 лет Элла потеряла брата, в 12-летнем возрасте – сестру и мать. В такой ситуации «детской травмы» ребенок мог повести себя по-разному: например, замкнуться на самом себе и своей боли. Но Элла среагировала наоборот, как именно – вы узнаете из нашего текста.
А еще вы сможете узнать об удивительной родственнице принцессы Елизаветы, святой Елизавете Тюрингской, родоначальнице рода герцогов Гессенских, в чью честь и была названа будущая великомученица, и с чьей судьбой так поразительно схожа и ее судьба.
Текст иллюстрирован редкими фотографиями и портретами времен детства и юности принцессы Эллы, которую немного позже назовут самой прекрасной принцессой Европы.
Любовь, свобода, прощение врагов

Текст 2: «Елизавета Федоровна Романова: правила жизни». Автор Зоя Жалнина говорит о святой словами ее писем, которые Елизавета Федоровна писала в решающие периоды своей жизни в России.
Здесь она венчалась, здесь приняла Православие, здесь потеряла мужа и стала матушкой-настоятельницей городской обители милосердия. Здесь же была арестована, этапирована в Сибирь и казнена.
Муж Елизаветы Федоровны, великий князь Сергей Александрович, брат российского императора Александра III, дядя будущего императора Николая II, не настаивал на перемене веры жены. И в 1891 году, после посещения вместе с ним Святой Земли, Елизавета принимает Православие, делая это не «из-за мужа», а свободно, по собственному изволению.
«Я решилась на этот шаг (переход в Православие – прим. Ред) только по глубокой вере, – пишет она отцу. – Как было бы просто – оставаться так, как теперь, но тогда как лицемерно, как фальшиво это бы было, и как я могу лгать всем – притворяясь, что я протестантка во всех внешних обрядах, когда моя душа принадлежит полностью религии здесь».
В 1905 году великий князь Сергей Александрович, генерал-губернатор Москвы, был убит бомбой террористом Каляевым. Елизавета Федоровна, услышав взрыв, прогремевший недалеко от губернаторского дворца, выбежала на улицу и стала собирать разорванное на куски тело мужа. Потом долго молилась.
«Мир сердечный, спокойствие души и ума принесли мне мощи святителя Алексия (митрополита Московского – прим. авт.), – пишет она княгине Зинаиде Юсуповой. <…> – Я едва молилась – увы, я не умею хорошо молиться, а только припадала, как ребенок к материнской груди, ни о чем не прося, потому что ему покойно, от того, что со мною святой, на которого я могу опереться и не потеряться одна».
Вдова приходит в тюрьму для встречи с убийцей мужа, Сергеем Каляевым, расспрашивает его и прощает, направляя прошение о помиловании.
Княгиня-реформатор
По прошествии некоторого времени высший свет поражает известие: великая княгиня Елизавета Федоровна отказывается от светской жизни и создает в Москве новый, реформаторский проект помощи ближним. Уже в 1909 году в Москве появляется Марфо-Мариинская обитель молитвы и милосердия с больницей, приютом, столовой, аптекой. Сюда мог прийти любой нуждающийся, независимо от вероисповедания и национальности. Великая княгиня становится настоятельницей.
Такая радикальная перемена вызывает непонимание, недоверие, осуждение. Елизавета Федоровна не обращает внимание на пересуды и пишет одному из своих адресатов:
«Вы можете вслед за многими сказать мне: оставайтесь в своем дворце в роли вдовы и делайте добро «сверху». Но, если я требую от других, чтобы они следовали моим убеждениям, я должна делать то же, что они, сама переживать с ними те же трудности, я должна быть сильной, чтобы их утешать, ободрять своим примером; у меня нет ни ума, ни таланта – ничего у меня нет, кроме любви к Христу, но я слаба; истинность нашей любви к Христу, преданность Ему мы можем выразить, утешая других людей – именно так мы отдадим Ему свою жизнь…».
Чем руководствовалась в своей жизни великая княгиня в отношении к самой себе, к ближним, к Богу? Каковы были ее правила жизни? Об этом вы также узнаете из текста «Елизавета Федоровна Романова: правила жизни».
Благотворительность с личным участием

Текст 3: «Святая Елизавета Романова: 9 главных фактов о благотворительности Великой княгини».
Текст Арсения Загуляева расскажет о том, сколько всего успела великая княгиня, помогая людям.
Еще до основания Марфо-Мариинской обители Елизавета Федоровна участвовала в работе многих благотворительных проектах: обществах, ярмарках, балах. Казалось бы, ну что за трудность – благотворительный бал? Но тот, кто хоть что-то организовывал, знает, что надо всех принять, занять разговором, расхвалить товар (на ярмарке), улыбаться, не выказывая утомления несколько часов подряд, – и это только работа «на сцене». А сколько закулисной работы: все учесть, подготовить, спланировать, предусмотреть непредвиденное, распорядиться вырученными средствами.
Великая княгиня получала массу писем с просьбами, на каждое самолично отвечала, разбиралась или поручала разобраться, а потом непременно проверяла.
Она умела мыслить стратегически и была наделена всеми качествами топ-управленца. Начиная с 1905 года по всей России при непосредственном участии великой княгини возникают центральные, губернские, волостные комитеты помощи по самым разнообразным направлениям: помощь солдатам на фронте, помощь раненым, а также их семьям в тылу, их обеспечение продуктами, работой, помощь и устройство беженцев с оккупированных территорий, устройство и лечение вернувшихся с фронта. Елизавета Федоровна координирует и помогает ресурсами.
Один из удивительных примеров – устроение великой княгиней приюта для солдат, сошедших с ума во время Первой мировой войны. Обществу на грани краха, раздираемому войной, назревавшей революцией, было явно не до них. А Елизавета Федоровна отлично представляла ужас их положения и состояние близких. По выражению князя М.В. Голицына, «об этих душевнобольных она как-то особенно болела душой».
Подробности – в тексте корреспондента Арсения Загуляева.
Как не потерять себя посреди ужасов жизни

Текст 4: «Святая княгиня Елизавета Федоровна: как жить, когда мир вокруг рушится»
Елизавета Федоровна пережила страшную гибель мужа, две революции, две войны – Первую мировую и гражданскую, арест, тюрьму. Что давало ей силы не просто пережить эти события, но не разрушиться, не впасть в депрессию, а жить максимально деятельно, приходя на помощь и утешая других?
Автор текста Степан Абрикосов пишет, как однажды во время Первой мировой войны, главным противником в которой стала Германия, императрицу и Елизавету Федоровну обвинили в шпионаже. В Москве прошла волна антинемецких погромов: женщины, работавшие в одном из комитетов помощи Елизаветы Федоровны(!), подняли «бабий бунт», в ее карету бросали камни, плевали вслед.
Задавалась ли великая княгиня вопросами – почему так поступили те, о ком она заботилась? Разочаровывалась ли она в людях? Что приносила ей утешение? Об этом наш текст.
Мифы, связанные с убийством святой великомученицы Елизаветы Федоровны

Текст 5: «Вокруг смерти великой княгини Елизаветы Федоровны до сих пор много домыслов»
О том, что это за домыслы или «мифы», нашему автору Инне Карповой рассказала Людмила Куликова, исследовательница жизни святой Елизаветы Федоровны и автор книги: «Крестный путь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны на Алапаевскую Голгофу» (2019).
Исследовательница уверена: не было молитвенного пения «Херувимской» из глубин шахты, куда живой сбросили великую княгиню и остальных алапаевских мучеников. Елизавета Федоровна не перевязывала в темноте своим апостольником рану на голове великого князя Иоанна Константиновича, упавшего рядом с ней и др.
Почему Людмила Куликова пришла к таким выводам, можно узнать из нашего текста.