Когда у ребенка есть трудности с чтением и письмом, вся семья оказывается под большим давлением. Родителям приходится прикладывать колоссальные усилия, чтобы помочь, а сам ребенок сталкивается с огромным количеством вызовов. Дислексия проявляется по-разному: одним детям легко читать текст, но сложно осознавать его содержание, другие не могут сопоставить то, что видят в книге, с тем, что знают, и воспроизвести это в речи, а есть те, у кого основные сложности связаны со структурированием мыслей и записью без ошибок. На помощь школьникам и их родителям могут прийти современные технологии.
Дислексия сама по себе не исчезнет, но с помощью правильно подобранных инструментов можно сделать ее проявления намного менее заметными и улучшить качество жизни. Логопед, автор блога о дислексии, коррекционных пособий и практических курсов для специалистов и родителей – Маргарита Масютина – рассказывает, как современные технологии помогают людям, испытывающим сложности с чтением и письмом.
Дислексия – это нарушение способности быстро и правильно читать, понимать и запоминать написанный текст. Дисграфия – это нарушение письма, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках: пропусках, перестановках или заменах букв и слогов, а также в недописывании слов. Это стойкие нарушения, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слуха и зрения, а также наличие оптимальных условий обучения.
Дисграфия и дислексия часто встречаются вместе. Такие нарушения могут иметь врожденный характер либо возникать в результате повреждения центральной нервной системы (ЦНС). По данным российской Ассоциации родителей и детей с дислексией, 15-20% населения испытывают трудности в обучении, из них 70-80% – с чтением и письмом.
Гаджеты для чтения вслух
Часто дети, испытывающие трудности с чтением, не могут понять задание или условия задачи, но если проговорить их вслух, ребенку становится легче и понятнее. Здесь-то и полезны альтернативные решения. Есть специализированные устройства, такие как OrCam – это гаджет, который помогает читать текст. Он выглядит как ручка, распознает рукописный или печатный текст и воспроизводит его вслух. Устройство работает без интернета, а текст можно слушать через наушники, чтобы не мешать одноклассникам.
Пока такие помощники – это только личная инициатива заинтересованных взрослых. «Об OrCam я узнала от учительницы математики, которая столкнулась с проблемой в новом шестом классе. Один из учеников не мог справляться с ее предметом из-за проблем с чтением. Она начала искать решение и нашла это устройство», – говорит логопед Маргарита Масютина. Однако важно учитывать, что такие технологии пока не регулируются законодательно и не могут быть использованы на экзаменах.
Помочь ребенку с дислексией могут и умные колонки с искусственным интеллектом (Алиса, Маруся, Siri). Они не только рассказывают истории, но и помогают, например, учить стихи, диктуя четверостишия с нужной скоростью. Колонка Алиса отлично объясняет сложные слова и может давать доступную информацию по разным темам. Это не только помогает ребенку лучше понимать текст, но и учит его самостоятельно находить ответы. «У меня есть ученик в четвертом классе. Он читает текст, и я уже не нужна для объяснений, потому что он может взаимодействовать с колонкой. Он спрашивает: «Алиса, объясни, что такое ненастная погода?» Получив объяснение, ребенок сразу лучше понимает содержание текста», – рассказывает Масютина.
Смартфон в помощь
Дислексия проявляется по-разному. У одних возникают трудности с запоминанием букв, их объединением в слоги, чтением целых слов и пониманием их смысла. Эти трудности связаны с технической стороной процесса чтения. Вот как описывает свой опыт девушка с дислексией: «У меня не было никаких проблем со зрением. И буквы не «плясали», но я никак не могла соединить то, что было в голове, с тем, что написано. Было в этих буквах что-то такое, что я не могла ни связать, ни соотнести, ни собрать воедино».
Люди с дислексией прекрасно видят обычные предметы, у них нет нарушений зрения. Однако когда дело касается букв и текстов, обработка информации требует от них огромных усилий или оказывается невозможной вовсе. У людей с дислексией есть сенсорные особенности: дискомфорт от высокой контрастности между белым фоном и черными буквами, трудности удержания взгляда на строке – все это для них визуальный стресс. Для облегчения чтения можно изменять фон, выбирать подходящие шрифты, регулировать расстояние между строками и словами. Это помогает снизить нагрузку и сделать чтение более комфортным.
Современные смартфоны предлагают много возможностей. На iPhone для настройки полезных функций нужно перейти в Настройки – Универсальный доступ, а на Android – в Специальные возможности или Доступность. Там есть такие инструменты, как озвучивание содержимого экрана с регулируемой скоростью или проговаривание текста при его вводе. Для снижения визуального стресса, который может затруднять чтение и вызывать утомляемость, можно настроить шрифт, увеличить текст, изменить цвет фона и отрегулировать контрастность и прозрачность. Эти настройки делают текст визуально более удобным для восприятия, что может быть полезно даже для обычных пользователей.
Людям с трудностями письма непросто писать как от руки, так и печатать на смартфоне, так как требуется одновременно контролировать выбор букв и их расположение, соблюдать правила правописания, быстро реагировать на ошибки и думать о содержании. Смартфоны помогают и в этом: позволяют диктовать текст, записывать голосовые заметки или использовать голосовые команды для управления задачами через ассистентов, таких как Siri. Это помогает организовать расписание, напоминания и даже отправлять сообщения без набора текста. Эти инструменты значительно упрощают жизнь и экономят силы, особенно для людей с трудностями самоорганизации.
Полезные вещи и умные приложения
«Людям с проблемами чтения я искренне рекомендую попробовать электронные книги. Взрослые люди с дислексией говорили, что это намного проще, чем читать обычную книгу. Печатный текст часто вызывает визуальный стресс, а в электронной версии многие параметры можно настроить для удобства: увеличить межстрочные интервалы, изменить шрифт, убрать яркость экрана», – рассказывает Маргарита Масютина. Эти простые изменения помогают значительно облегчить восприятие текста. Многие взрослые с дислексией отмечают, что читать с электронных устройств проще из-за четких рамок текста, которые помогают сосредоточиться.
Полезный инструмент – Immersive Reading – это бесплатное дополнение к продуктам Microsoft, доступное, например, в Word. Оно позволяет адаптировать текст для комфортного чтения: выделять части речи, делить слова на слоги, подсвечивать читаемое слово и озвучивать текст. Также можно настроить оформление страницы, например выбрать сепию для имитации обычной книги или затемнить все строки, кроме текущей, чтобы сфокусировать внимание.
Эта технология особенно полезна для учебников, доступных в электронном формате. Ребенок может настроить их так, чтобы чтение стало максимально комфортным. Например, функция фокуса строки сужает поле чтения до одной строки, что помогает тренировать навык чтения, избегая путаницы в строчках.
Такие функции можно найти и отдельно в разных инструментах. Например, можно скачать себе на компьютер бесплатное расширение «Балаболка». Оно уже много лет помогает огромному количеству людей. «Балаболка» может открывать и прочитывать вслух текст, а также сохранять его в виде звукового файла.
Пишем вместе с искусственным интеллектом
Трудности письма могут иметь разную природу. Например, дисграфические ошибки, которые не исправляются с помощью правил, часто проявляются в виде пропусков, перестановок или смешения букв. Бывают ошибки, связанные с визуальным или моторным сходством букв. В таких случаях дети могут путать рукописные ш и щ, п и р, б и д. Кроме того, нередко встречается смешение букв, обозначающие похожие по звучанию звуки, такие как п-б, т-д, ч-ц и другие.
В норме такие ошибки уходят по мере обучения, но у некоторых людей они сохраняются даже на всю жизнь. В таких случаях важно научить ребенка проверять свою работу и исправлять ошибки самостоятельно.
Не стоит полагаться на автокоррекцию. Она часто неконтролируема, и детям бывает сложно заметить ее ошибки. Особенно это актуально для средней и старшей школы, где от учеников уже ожидается грамотность в письменных работах, например в ответах на вопросы по истории. Грамматические ошибки в контрольной могут повлиять на восприятие работы, даже если содержание верное. В дальнейшем, когда ребенку нужно будет писать официальные письма, представлять свои проекты или отправлять документы, важно использовать инструменты, которые помогут избежать ошибок.
Среди таких инструментов – голосовые помощники и автодиктовщики, которые записывают текст без орфографических ошибок (например, Google Ассистент, Siri или специализированные – Notta).
Есть еще хороший помощник – «умная клавиатура» для смартфона. Например, бесплатные варианты – SwiftKey или «Яндекс.Клавиатура». Они выглядят как обычная клавиатура, но у них есть дополнительные функции: они могут автоматически исправлять ошибки, расставлять знаки препинания, подбирать синонимы, предлагать умные подсказки.
Все это работает на основе искусственного интеллекта, также можно обратиться к нейросетям для анализа текста на структуру, логику и стилистику, они помогут улучшить итоговый результат.
Каждая семья вправе выбирать свой подход, здесь не может быть универсального совета. Гаджеты не должны становиться основным инструментом помощи или заменять занятия со специалистами, особенно для дошкольников. В этом возрасте важно создавать функциональную базу для чтения и письма, подбирать эффективные методики обучения и работать над коррекцией трудностей. Дошкольники, в силу возраста, не готовы долго заниматься монотонной деятельностью, сидя за столом, тем более перед экраном гаджета. Им нужно двигаться, играть, пробовать новое.
Например, изучение букв можно сделать частью активной игры: выкладывать букву из подручных материалов, ходить по ее контуру, тактильно ее ощущать. Это помогает создать прочное восприятие образа буквы. Мы можем рисовать буквы на доске или на песке, выкладывать их камушками на пляже или даже протаптывать тропинки в форме букв в лесу. По словам Масютиной, в дошкольном возрасте экранное время лучше исключить вовсе. «В моей картине мира гаджеты чаще всего вводятся ближе к средней школе, когда ребенок уже способен использовать их более осознанно», – говорит логопед.
Важно учитывать особенности детей при решении вопроса об использовании гаджета. Например, детям, которым сложно воспринимать информацию на слух, не подойдут аудиосказки, так как они могут перегружать нервную систему. Для них лучше пересказывать текст своими словами или использовать адаптированные версии сложных текстов. Дети с оптическими трудностями, напротив, могут лучше воспринимать сказки, прочитанные профессиональными чтецами с выразительным голосом – это помогает снизить зрительную нагрузку.
Не бойся нейросети
Нейросети сегодня доступны и просты в использовании, их работа напоминает общение в мессенджере: вы вводите сообщение, а в ответ получаете текст, изображение или видео. Они способны перефразировать, сокращать текст, объяснять сложные термины простым языком, изменять стиль и сложность текста, а также структурировать его. Например, GigaChat или Perplexity, они работают без ограничений.
Главное в работе с нейросетью, правильно составить запрос – промпт. Например, вы можете попросить: «Упростить сложные предложения», «Объяснить термины», «Сделать текст структурированным». Если запрос сформулирован четко, нейросеть предоставит адаптированный текст, соответствующий вашим требованиям. Более того, нейросеть можно попросить разработать текст для людей с дислексией, и она сама предложит критерии для упрощения. Однако важно помнить, что конечный результат остается на ответственности человека. Нейросети могут допускать ошибки, быть предвзятыми или основываться на текстах, содержащих недостатки, унаследованные от авторов.
Нейросети уже активно используют школьники. «Я видела детей в третьем классе, которые лучше меня разбираются в нейросетях. Не стоит бояться нейросетей, ведь это не развлекательный инструмент. Они предоставляют полезную информацию и могут выступать в роли репетитора или тренера», – говорит Масютина.
Современные технологии не способны заменить коррекционную работу с логопедом или нейропсихологом, которые помогают детям осваивать чтение и письмо с учетом их особенностей. Гаджеты скорее служат вспомогательным инструментом, помогающим компенсировать трудности и облегчить процесс обучения. «Перечисленные технологии словно костыль, на который ребенок может опираться. Но также как этот костыль не научит ходить, также не научит читать и писать», – говорит Маргарита Масютина.
Важно понимать, что эти технологии не внедрены повсеместно и их использование не регулируются в школьной системе, например, их нельзя использовать на экзаменах. Однако начать их использовать дома – уже значимый шаг вперед! Гаджеты – это результат личной инициативы и ответственности взрослых, которые хотят помочь ребенку преодолеть трудности и сделать обучение комфортным.
Коллажи Татьяны СОКОЛОВОЙ