Фотоотчет: как развозили дрова

К началу зимы успешно завершилась акция «Подари дрова», организованная Православной службой «Милосердие». С помощью жертвователей удалось закупить дрова для малоимущих сельских жителей Смоленской области

К началу зимы успешно завершилась акция «Подари дрова», организованная Православной службой «Милосердие». С помощью жертвователей удалось закупить дрова для малоимущих сельских жителей Смоленской области — стариков, инвалидов и многодетных семей. Наш фотокорреспондент Екатерина Степанова отправилась развозить дрова в Демидовский район области, вместе с благочинным протоиереем Александром Мироновым.


Город Демидов. 7000 жителей

На улице темно, холодно и сыро. Едем в Демидов — это примерно 80 километров от Смоленска. Протоиерей Александр Миронов рассказывает мне про свой родной город. Оказывается, что Демидов известен тем, что в нем родился Юрий Никулин, а еще тем, что в районе очень рано вызревают огурцы.

— В Демидове даже проводится праздник огурца, — рассказывает отец Александр, — Каждое лето к нам приезжает губернатор, гости — их встречают хлебом, солью и огурцами. Бывает очень весело! Правда, я боюсь, что скоро наш традиционный праздник станет праздником «воспоминания об огурце». Молодежь уезжает учиться в Смоленск, в Москву и не возвращается. Они уже не умеют выращивать огурцы — традиция утрачивается. А у стариков все меньше сил заниматься посадками. Тем более что огурцы сейчас и принимают за бесценок — много на них не заработаешь. Например, в этом году в самый пик предложения огурцы стоили 1 рубль за килограмм. Ну, кто будет за такие деньги за ними ухаживать? Деревни умирают на глазах, остались только старики, иногда один-два двора на деревню. К ним и транспорт не ходит и автолавка не ездит. Как они живут, не понятно.

К ним мы и едем с дровами. Списки нуждающихся были получены у социальных служб, после чего их проверили священники, ответственные за социальную работу в благочиниях. По большей части в списки попали одинокие бабушки, инвалиды и несколько малоимущих многодетных семей.

Первый дом — бабушка Нина, 80 лет. Живет одна в Демидове в бывшем церковном доме. Раньше рядом стоял храм. В 37 году его взорвали. Дом остался. У бабушки Нины был сын, много лет назад он уехал на заработки в Калининград и там умер. Больше у нее никого нет. Пенсия у нее очень маленькая. Бабушка Нина печется о бездомных животных города Демидова. У нее живут кошки, собаки — их ей подбрасывают и местные жители (нет, чтобы еду подбрасывать для уже имеющихся!)

— Дрова мы привезли ей вчера, а завтра придут мужики колоть и укладывать, — рассказывает отец Александр, — в прошлом году она топилась щепочками, картонками, которые находила на улице. Вот здесь у входа стоит верстачок, она на нем сама распиливала палочки, ломала хворост из леса.


Бывший церковный дом, где теперь живет бабушка Нина


Дрова ей привезли в предыдущий день, осталось поколоть и сложить в сарай. Это сделают приглашенные ребята (за работу им заплатят 1000 рублей)


Бабушке Нине 80 лет (рядом с ней протоиерей Александр Миронов, благочинный, настоятель храма Покрова Богородицы)


Старый верстак, на котором она пилит палочки, которые приносит из леса

Следующий дом — примерно в 10 километрах от Демидова в деревне Дубаши. Дрова привезли для одинокой Клавдии — она лежачий инвалид (у нее обнаружилась тяжелая болезнь костей), передвигается только на коляске с помощью одной сердобольной женщины, которая приходит к ней из соседней деревни кормит ее и топит печь. Клавдия родилась в Сибири, в семье старообрядцев. Около 8 лет назад она перебралась с престарелой мамой в Демидовский район. Уже здесь приняла православие. А потом даже устроила в одной половине своего дома молельную комнату для всех местных жителей. Так что теперь по воскресеньям там читают акафисты, псалтирь (ближайший храм находится в 10 километрах, автобусы в эту деревню не ходят). Отец Александр навещает Клавдию, исповедует, причащает и соборует в молельной комнате всех желающих деревенских жителей.

— Когда мы ей привезли дрова, — рассказывает отец Александр, — сбежались все деревенские бабки. Они начали охать, причитать. А одна заголосила: «Ну, девки, это ж точно я говорила — конец света наступает! Быть же такого не может, чтобы дрова бесплатно раздавали! Где же это видано?»


Деревня Дубаши, дом Клавдии — лежачей женщины


Дрова привезли в предыдущий день, сегодня уже колят


Мария — живет в соседней деревне, приходит помогать Клавдии (просто так, без всякой платы) каждый день топит печь, готовит еду, кормит, моет



Собственно, вот чем они топили до сих пор


У себя дома она сделала (при помощи Марии) молельную комнату, куда теперь приезжает отец Александр служить молебны, панихиды. Исповедовать и причащать местных жителей


Эту свечу Клавдия поставила о здравии всех жертвователей «чтобы всем было тепло!»

Едем дальше — в деревню Медвёдки. Там живет многодетная семья звонаря Александра Беднякова. Его супруга отказалась брать фамилию «Беднякова» для себя и для детей, но это не помогло и живут они все равно очень бедно. Живут тем, что держат корову и по утрам Александр развозит на велосипеде молоко, в выходные Александр помогает в церкви — разжигает лампады, готовит храм к службе, звонит в колокола. Живет семья очень скудно — на молоке много не заработаешь, другой работы нет. В семье 6 девочек. Поэтому когда Александр узнал, что дрова им еще и поколят, был несказанно рад. В прошлом году, по рассказам батюшки, Александру так и не удалось заготовить дрова и он ходил за ними в лес всю зиму — искал что-нибудь для каждой топки. Дома у Александра настоящая русская печь с лежанкой. Когда мы зашли на чудо печь посмотреть, жена Александра готовила в ней обед для детей, которые как раз должны были вернуться из школы.

— Какой же подарок нам эти дрова, — радовалась она — Это наверно мне на день матери! Как будто сказка или сон. Не верится даже. И дрова-то какие — царские (большие березовые дрова — называются в деревне «царскими» или «барскими», а тонкие — «вдовьими», — авт.)


Деревня Медвёдки. Александр Бедняков, отец 6 девочек, помогает разгружать…


Одна машина дров — это примерно 5-7 кубометров, что достаточно для того, чтобы обогреть дом зимой


Жена Александра показывает нам русскую печь: «Соседи приходят ко мне пироги печь — такой вкусной еды, как в русской печи, нигде не приготовишь!»


Грамоты и дипломы за отличную учебу старших девочек — сейчас они в школе


Александр Бедняков


Дом семьи Александра


Отец Александр делает распоряжения куда везти следующую машину дров. В день можно развести около 4 машин — всего в Демидовском районе будет доставлено 18


От Демидова до делянки, где рубят и пилят лес, около часа езды


Пока машина отвозит очередную «тележку» дров (как ее здесь называют) на месте уже пилят новую


Дрова действительно «царские» — огромные


Мужики пока грузили машину недоумевали: «Неужели, правда, от церкви?», «Ну, попы дают!»


Дрова нагружают до тех пор, пока они не начнут сыпаться обратно


Затем машина идет обратно — в Демидов

Следующий дом, в который мы привезли и разгрузили дрова, дом местной демидовской блаженной бабушки-поэтессы Ларисы. Она живет одна в доме с заколоченными окнами, родственников у нее нет. Лариса уже старенькая бабушка. Время от времени к ней заходят сотрудники демидовской социальной службы — приносят еду и кое какую одежду. Увидев нас, Лариса скорее переодела свой старый деревенский платок на красивую шляпку и вышла встречать. Она пригласила к себе в гости. Переживала, что ей нас с батюшкой нечем угостить. Стала читать свои стихи. Стихи по большей части об одиночестве, о старости и о болезни. Дома с ней живут 8 кошек. Бабушка Лариса получает пенсию — 4 тысяч и рублей, но через неделю от этой пенсии ничего не остается. Отец Александр говорит, что скорее всего ее обманывают.

— Она придет в магазин, начнет там свои стихи читать, ее и обвешивают или вовсе не дают то, за что она заплатила, так и уходит ни с чем, — рассказывает отец Александр, — всю прошлую зиму она скиталась по соседям, потому что ночевать дома не могла — замерзала. Ее жалеют, она местная блаженная. Но тем не менее, когда в прошлом году у нее не было денег платить за электричество, свет ей отрезали.


Отец Александр не предупреждал бабушек о том, что к ним привезут дрова. Поэтому каждый раз это была неожиданность


Бабушка Лариса


Всю прошлую зиму она скиталась по соседям, потому что ей было нечем топить


Запорошеные снегом обломки — это сарая для дров, их здесь уже давно не было


Лариса достала свою выходную шляпу



Пригласила нас зайти и стала нам читать свои стихи


Тем временем, вовсю шла разгрузка дров



Машина отправилась обратно на делянку

От бабушки Ларисы мы отправились к бабушке Александре, которой на прошлой неделе исполнилось 96 лет. Александра — вдова участника Великой Отечественной войны, который не вернулся с фронта. После его смерти она больше не выходила замуж. От брака у нее есть один сын, сам уже дедушка, который сейчас живет в Харькове и навещать мать не может. Бабушка Александра теперь живет одна. Несколько лет назад умерла ее родная сестра, которая перед смертью пролежала четыре года и бабушка Александра (сама 93 лет тогда) за ней, за лежачей, ухаживала. Бабушка верующая, всегда помогала при храме, пела и 30 лет подряд (зимой и летом) топила свою печь и пекла просфоры для демидовского храма.

— Помочь ей теперь, когда она всю свою жизнь помогала храму, — особая обязанность для нас, — говорит отец Александр, — ведь она и в хоре пела, когда некому было. Она не унывает. Я стараюсь ее навещать почаще, к ней приходят социальные работники — помогают топить.


А мы с отцом Александром к бабушке Александре 97 лет


Бабушка достает показать нам старые печати для просфор — 30 лет зимой и летом она пекла в своей печи просфоры для Демидовского храма


Печати для просфор


Отец Александр объясняет бабушке, что к ней скоро привезут дрова, поколят и сложат в сарай


Бабушка Александра много десятилетий пела в церковном хоре, сейчас ей трудно ходить в храм, но священник навещает ее на дому со Святыми Дарами. Каждое воскресенье бабушка зажигает лампадку


Она помнит 5 поколений священников служивших в Демидове


Дом мамы Беднякова Александра. Ей тоже сегодня привезли дрова. Сын не работает и у него шестеро детей, помогать матери не может (сам был без дров). Пенсия у нее очень маленькая




Разгрузка машины дров — занимает около 30 минут



Сразу, конечно, была затоплена печь!


Теперь в доме будет тепло

Всего в Демидове развезли 18 машин с дровами (по одной на дом), а по всей Смоленской области 472 машины (в 22 районах). Дрова были куплены у местных заготовителей — по 5 тысяч рублей за машину (около 5-7 кубометров в каждой машине). Местные люди до последнего не верили, что все это правда. В одной деревне в Рославльском районе мужики даже вышли встречать священника с топорами. Как выяснилось, одинокие пожилые нуждающиеся люди были просто не в состоянии поверить, что кто-то может безвозмездно делать добро. Они решили, что это приехали бандиты, которые днем завезут дрова якобы бесплатно, а ночью придут и отберут все деньги и все ценное. А может и на людей нападут. Пришлось священнику ретироваться. Он распечатал объяснительные листовки со своей фотографией и с контактами храма. Социальные работники раздали эти листовки местным жителям, и только после этого священник смог приехать и передать дрова нуждающимся.

— Я сам, честно говоря, не сразу поверил что это получится, — говорит отец Александр, — дело-то хорошее. Но кому они нужны эти старики, тем более в Москве? А оказалось, нужны. Многие, кому я привозил дрова говорили мне, что будут молиться за благотворителей. Они даже узнавали имена грузчиков, водителей, дровосеков — за всех будут молиться кто хоть какое-то имел отношение к этому удивительному доброму делу!

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?