В России около 90% детей и подростков, страдающих расстройствами аутистического спектра, находятся за рамками образовательной системы. Многих из этих детей не принимают даже в коррекционные школы. Выходом может стать обучение педагогов работе с такими детьми

В России около 90% детей и подростков, страдающих расстройствами аутистического спектра, находятся за рамками образовательной системы. Многих из этих детей не принимают даже в коррекционные школы. Выходом может стать обучение педагогов работе с такими детьми.

Наталья ВОДЯНОВА, учредитель фонда «Обнаженные сердца»

учредитель фонда «Обнаженные сердца» Наталья Водянова

Фонд помощи детям «Обнаженные сердца» запускает образовательную программу помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Цель проекта – дать возможность детям, страдающим подобными нарушениями, учиться в школе. Основные усилия будут направлены на то, чтобы обучить педагогов коррекционных школ тому, как организовать преподавание для таких детей. Первый этап проекта будет реализован в 2013-2014 годах Нижнего Новгорода при поддержке Департамента образования администрации города, с которым фонд подписал договор о сотрудничестве.

9 июля в пресс-центре РИА Новости прошла пресс-конференция посвященная старту проекта.

В мероприятии приняли участие:

  • учредитель фонда «Обнаженные сердца» Наталья Водянова,
  • президент фонда «Обнаженные сердца» Анастасия Залогина,
  • генеральный директор ООО «Газпром Экспорт» Александр Медведев,
  • детский невролог Святослав Добвня,
  • клинический психолог Татьяна Морозова.

Частота расстройств аутического спектра в мире по последним данным составляет 1 на 88 человек. Лучшим для таких детей является социализация, но расстройства поведения не позволяют им посещать общеобразовательные учреждения. Проблема не столько в особенностях ребенка, сколько в отсутствии специалистов. В результате дети, страдающие различными формами аутизма, остаются дома, а их родители лишаются возможности ходить на работу.

Сейчас в нашей стране внедряется инклюзивное образование, но невозможно в каждой школе создать условия для обучения детей с разными образовательными потребностями. Нужны так называемые ресурсные школы, которые позволят накапливать опыт работы с особыми детьми. Каждый вид нарушений требует специальной подготовки специалистов и переоборудования школ, а опыта подобных инициатив пока нет. Для того чтобы начать что-то делать, необходимы средства, желание и опытные педагоги.

Фонд «Обнаженные сердца» с этого учебного года собирается начать запуск программы «Внедрение современных технологий обучения детей с расстройствами аутического спектра». Учредитель фонда Наталья Водянова рассказала, что найти финансирование для нового проекта помогла «прекрасная случайность» – на концерте Валерия Гергиева учредитель фонда «Обнаженные сердца» познакомилась с генеральным директором ООО «Газпром Экспорт» Александром Медведевым, и он заинтересовался проблемами обучения детей, страдающих РАС, результатом чего стала поддержка новой программы фонда.

Один из специалистов программы, детский невролог Святослав Добвня, приехавший на мероприятие из Санкт-Петербурга, рассказал, что, несмотря на распространенность расстройств аутического спектра наши соотечественники по-прежнему знают о них очень мало. Еще совсем недавно расстройства аутического спектра ошибочно диагностировали от шизофрении и до ДЦП. Большинство детей и взрослых, страдающих аутизмом, не слишком похожи на знаменитого «человека дождя». Они люди с обычными способностями, кроме того, среди них встречаются и люди с умственной отсталостью. Не каждый из этих детей способен одолеть программу общеобразовательной школы, но обучение нужно всем. Школа – средство преодолеть социальную изоляцию, решить целый комплекс проблем, возникающих в семьях, где растут дети с этим видом нарушений: ребенок привыкнет к социуму, научится взаимодействовать с людьми, с помощью опытных педагогов найдет занятие по душе, а его родители смогут ходить на работу.

Внедрять программу начнут в шести коррекционных школах Нижнего Новгорода. По словам психолога Татьяны Морозовой, задачи при коррекционном обучении для детей страдающих РАС могут быть различными: «Если ребенок не справляется с программой, это проблема программы». По словам Татьяны Морозовой задачи могут быть различными в зависимости от вида и степени поведенческих нарушений у ребенка – кто-то сможет осваивать программу, а кому-то придется сосредоточить усилия на том, чтобы находиться среди других людей, ведь даже само пребывание «на людях» тяжело дается людям, страдающим нарушениями аутического спектра. Предполагается, что в ходе занятий особые дети научатся выражать свои потребности, освоят разные способы коммуникаций. Обучать педагогов будут российские и зарубежные специалисты с опытом реализации аналогичных программ.

Для того чтобы особым детям было легче адаптироваться к школе, в коррекционных школах Нижнего Новгорода будут оборудованы специальные кабинеты психологической разгрузки. Обучение детей начнется одновременно с обучением педагогов, специалисты фонда будут помогать педагогам справляться с трудностями, возникающими в ходе процесса. В фонде «Обнаженные сердца» уверены, что теория без практики мертва, дети не могут ждать, а педагоги могут обучаться только на практике. Занятия в шести пилотных школах проекта начнутся с 1 сентября 2013 года.