Православный портал о благотворительности

Физику преподает Эйнштейн, пьесы разбирает Чехов: заменит ли искусственный интеллект учителей

Вряд ли кто-то сейчас может спрогнозировать все долгосрочные последствия появления искусственного интеллекта, в том числе в образовании, говорят эксперты. Но и не внедрять их тоже не можем, законы экономики этого требуют

Светлана РЕПИНА, редактор Елена СИМАНКОВА

В окно класса сквозь зеленую листву пробиваются солнечные лучи. Школьники сосредоточены – они пишут сочинение о том, зачем миру нужны инновации. Дети стараются, выводят каждую букву под монотонный скрип металлических колес: между рядами парт плавно скользит их любимая учительница Ирис.

Ирис – робот, который работает в средней школе индийского города Тривандрам грызть гранит науки. Разработчики придали ей человеческий внешний облик, одев в яркое сари и закрепив на голове парик. Электронный педагог может отвечать на вопросы по различным учебным дисциплинам, она добра и внимательна ко всем, но четко держит дистанцию и не допускает панибратства.

Искусственный интеллект уже приходит в школы. Родители беспокоятся, а учителя задаются вопросом: «Вдруг он заменит нас?» Спойлер: заменить – не заменит, но может усилить. Накануне дня учителя мы решили узнать, какой будет школа будущего. Оказалось, что бояться нечего: нейросети здорово облегчают жизнь педагогов и учеников, если пользоваться ими грамотно. Но осторожность и контроль все же не помешают.

Персонализированный подход

«Сегодня искусственный интеллект – это уже не теория, а практический инструмент, который решает множество школьных задач. Одна из ключевых сфер его применения – персонализация обучения», – говорит Ильдар Саттаров, генеральный директор ООО «Альянс Перспективных Технологий», автор 20 запатентованных IT-продуктов. Ильдар создал стартап – цифровую платформу «Управление рисками», алгоритмы которой способны адаптировать задания под уровень каждого ученика: сильным предложить задачи посложнее, а тем, кто испытывает трудности, – дать больше практики для закрепления материала.

ИИ делает знания доступными 24/7. «Виртуальные репетиторы и чат-боты всегда готовы объяснить сложную тему или помочь с подготовкой к экзамену, что особенно ценно для самостоятельной работы учеников», – говорит Ильдар Саттаров.

Многие школьники и студенты уже оценили это благо. «Если бы я знал раньше про возможности ИИ, я бы, возможно, не тратился на репетиторов в школе, – уверен студент Артем К., обучающийся на втором курсе московского вуза на программиста. – Как я работаю сейчас с ИИ? В основном скидываю в чат-бот материалы семинаров и лекций и задаю вопросы по темам, которые не понимаю. Вот так я недавно поступил с дискретной математикой. Я не понимал одну тему – полином Жегалкина. Он выглядит как алгебраическая формула, сама по себе она маленькая, но росписи у нее безумно длинные. Мне хотелось разобраться в этой структуре, но объяснение живого педагога я не понял. А искусственный интеллект все разжевал. Причем ИИ может спокойно объяснять одно и то же разными способами много раз. У него хватит «терпения» на это, в отличие от педагогов».

Как используют ИИ в российских школах

Внедрение ИИ в образование – это не далекое будущее, а уже сложившаяся практика. В США огромную популярность набрал бот Khanmigo, который в диалоге помогает ученикам разбираться с домашними заданиями. Но и в России есть множество успешных примеров.

Образовательные платформы «Учи.ру» и «ЯКласс» используют машинное обучение для подбора персональных заданий: система анализирует ошибки ученика и предлагает упражнения на те темы, которые усвоены слабо. Проект «Московская электронная школа» (МЭШ) дает учителям рекомендации по дополнительным материалам для конкретного класса на основе его успеваемости. А экосистема «СберКласс» формирует для каждого школьника индивидуальные рекомендации по обучению.

По сути искусственный интеллект уверенно входит в образовательный процесс. Он берет на себя рутину и предоставляет инструменты для индивидуального подхода к каждому ребенку. Это позволяет учителю меньше времени тратить на бумажную работу и больше – на то, что может сделать только человек: воспитывать, вдохновлять и развивать личность. То есть роль педагога благодаря технологиям не исчезает, а, наоборот, становится еще более ценной и человечной

Проверяет тетради и ставит оценки

ИИ берет на себя рутину, отнимающую у педагогов массу времени. Автоматизированные системы ускоряют проверку тестов и домашних заданий, мгновенно выставляя оценки по заданным критериям. Это позволяет учителю сосредоточиться на методической работе, а не на ручной проверке стопок тетрадей.

«По нашим наблюдениям, ИИ сокращает подготовку урока почти на 50%, проверку контрольных – на 70%, а заполнение документации – на 80%. Освобождается главное – время для работы с детьми, – рассказывает Алексей Шиманский, преподаватель программ MBA и курсов ведущих бизнес-школ, ведущий автор курса «Нейросети для психологов и педагогов» в Московском Институте Психоанализа, эксперт по внедрению искусственного интеллекта в бизнес-процессы. – В ближайшем будущем нас ждут еще более интересные сценарии: например, мы уже делаем для школ игровые симуляции с историческими персонажами (физику рассказывает А.Эйнштейн, а пьесу обсуждаем с А.Чеховым). Также есть чат-боты для языковой практики, цифровые портфолио, которые собираются автоматически, и аналитика, позволяющая вовремя заметить трудности у ученика или даже признаки школьной изоляции».

Онлайн-школа «Дом Знаний» пошла еще дальше: ее система прогнозирует оценки с учетом когнитивных и личностных особенностей ребенка. Виртуальный учитель умеет считывать эмоции, задавать уточняющие вопросы и выявлять непонимание, а «граф знаний» помогает находить пробелы и формировать точечные программы обучения.

В ближайшие годы планируется создавать больше интерактивных материалов и образовательных сред с элементами виртуальной реальности с помощью ИИ. «Системы станут адаптивными, подстраиваясь под каждого ученика, а вместе с этим появятся инструменты для анализа эмоций и мотивации, – говорит Лариса Микаллеф, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ. – Такие возможности откроют путь к новым профессиям и компетенциям, связанным с цифровыми технологиями в образовании. Уже сейчас ИИ снижает нагрузку педагогов и делает обучение более эффективным, а в будущем его роль возрастет, преобразуя всю систему образования».

Учеников, которые пользуются нейросетями, мотивировать сложнее

«ИИ в сфере образования, безусловно, будет полезен, однако его, как и любой инструмент, нельзя использовать бездумно, – считает Дмитрий Сошников, популяризатор искусственного интеллекта, преподаватель кафедры 806 «Вычислительная математика и программирование» Московского авиационного института (МАИ), создатель телеграм-канала «Облачный адвокат». – Чем более мощная нейросеть доступна ученикам и студентам, тем проще с ее помощью решать домашние задания и не делать ничего самому».

Чтобы как-то это компенсировать, OpenAI в конце июля ввела режим ученика – в нем нейросеть не решает задачу целиком, а ведет пользователя шаг за шагом, предлагая ему самому предпринять какие-то действия по решению задачи.

В целом использование нейросетей в учебном процессе стало очень сложной проблемой. Недавнее исследование ученых из MIТ показывает, что при использовании чата GPT мозг ученика напрягается существенно меньше, и он не может впоследствии процитировать свою работу. Более того, когда потом учеников, использовавших GPT на первом этапе, просят написать эссе самостоятельно, их результаты оказываются хуже, они не могут концентрироваться. В отличие от тех, кто изначально писал сам – они начинают использовать GPT по-другому, не для написания всего текста, а для улучшения результата, анализа идей и т.д.

«Если говорить про академическую честность, то ее поддержание крайне затруднительно, – подчеркивает Дмитрий Сошников. – Некоторые мои знакомые решили бросить преподавание, поскольку традиционные методы проверки знаний вроде письменных экзаменов или задач по программированию, которые нужно решить за ограниченное время, больше не работают. В итоге больше сил уходит не борьбу с академической нечестностью, чем на собственно процесс передачи знаний. Да и в целом мотивировать студентов стало сложнее, потому что далеко не всем интересно учиться программировать (или, например, рисовать), когда бездушная машина делает это сама без твоего участия».

Чтобы решить проблему, эксперт предлагает четко разграничить, когда их использование действительно оправдано и когда важно делать задания самостоятельно. В конце концов, нам же удается учить детей чистописанию (в то время как печатать на клавиатуре быстрее) или устному счету без калькулятора в младших классах.

«Вряд ли кто-то сейчас может спрогнозировать все долгосрочные последствия появления искусственого интеллекта, в том числе в образовании, – считает Сошников. – Мы находимся в очень быстро меняющемся мире, практически на пороге сингулярности, где мы не успеваем осмыслить последствия внедряемых изменений. Но и не внедрять их тоже не можем, законы экономики требуют. Поэтому остается только стараться, как можем, и надеяться, что все будет хорошо. Но основные опасения вызывает поддержание в детях интереса к учебе, регулирование (причем позитивное регулирование, не на основе массовых запретов) использования генеративного ИИ в образовании, и внедрение инновационных инструментов обучения».

Доверять, но проверять

Все понимают, что ни одна нейросеть не способна заменить живой контакт, эмпатию и мотивацию, которые дает только учитель. Воспитание, развитие критического мышления и эмоционального интеллекта – это зона ответственности человека. Поэтому правильнее говорить о модели «учитель + ИИ», где педагог остается сердцем процесса, а технологии снимают рутину.

Уже очевидно, что отдавать образование полностью на откуп ИИ не стоит – хотя бы потому, что он часто ошибается, «галлюцинирует», и проделанную им работу в любом случае придется перепроверять. «Нейросеть часто рисует по шесть пальцев на руке у людей, неверно интерпретирует какие-то факты и так далее. Поэтому неправильным будет доверить ИИ образование детей без контроля со стороны учителя», – говорит Полина Щербакова, методист по русскому языку «Онлайн-школы №1».

Но ошибки и опечатки – далеко не все проблемы, которые несет за собой ИИ. Эксперты выделяют целый ряд негативных последствий от взаимодействия с искусственным интеллектом. «Я бы упомянула снижение критического и креативного мышления у детей. ИИ подает информацию структурировано, но не побуждает к дискуссиям, дебатам и поиску нестандартных решений, что важно для развития самостоятельности мышления», – говорит Виктория Шиманская, психолог, эксперт по развитию эмоционального интеллекта.

Эксперты единогласно сходятся во мнении, что учитель в школе незаменим. «Педагог – это наставник, воспитатель и мотиватор, он развивает у детей критическое мышление, прививает этические нормы и делится жизненным опытом, – считает Ильдар Саттаров. – Искусственный интеллект лишен человеческой эмпатии и гибкости в общении – качеств, необходимых для полноценного воспитания личности. Оптимальная модель будущего – это все-таки сотрудничество, а не замена. Именно учитель, выступая в роли наставника, направляет ученика, учит его самостоятельно мыслить и не позволяет слепо полагаться на технологию».

Иллюстрации Дмитрия ПЕТРОВА с использованием генеративной нейросети Kandinsky 4.1

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен
Exit mobile version