Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Лев Толстой не смог ездить на велосипеде

Родиной двухколесного велосипеда принято считать Россию, а его изобретателем – уральского механика Ефима Артамонова, крепостного Пожвинского завода, Прикамье. Со средней скоростью 10 километров в час он доехал до самой Москвы

Алексей МИТРОФАНОВ, редактор Егор ОТРОЩЕНКО
Мужчины на велосипедах на гоночном треке напротив трибуны с болельщиками
Гонки в Нью-Йорке. 1890 г. Фото: ufavelo.r

Лето совсем близко, и не удивительно, что в ближайшее время отмечается сразу два «велосипедных» праздника. 31 мая 1868 года – день рождения велоспорта. 153 года назад во Франции прошла первая в мире велогонка. Любители экзотического по тем временам способа передвижения проехали на своих двухколесках две тысячи метров. При этом седло находилось весьма далеко от земли, а переднее колесо было нечеловечески огромным, все мы представляем, как выглядели первые велосипеды.

А чуть позже, 3 июня состоится Всемирный день велосипеда. Он учрежден в 2018 году Генеральной Ассамблеей ООН по инициативе представителей Туркменистана.

Мы же, по обыкновению, вспомним, как все это начиналось.

Циклист из Прикамья

Старинная фотография. Мужчина на четырехколесном велосипеде
Четырехколесный транспорт. 1850 г. Фото: wikipedia

Родиной двухколесного велосипеда принято считать Россию, а его изобретателем – уральского механика Ефима Артамонова, крепостного Пожвинского завода, Прикамье. Со средней скоростью 10 километров в час он доехал до самой Москвы, поспел к коронации Александра Первого и презентовал свою изрядно пообносившуюся машину молодому царю. За что был награжден «вольной» и 25 рублями золотом.

Это было в 1801 году.

Тем не менее, прошло довольно много времени, прежде чем велосипеды стали входить в моду. Это произошло в 1880-е годы. Еще в 1880 году в Санкт-Петербурге числилась всего сотня велосипедистов. А потом произошел рывок. Особенно после 1885 года, когда изобрели дутые шины. Ездить на велосипедах стало гораздо комфортнее, и их перестали называть «костотрясами».

По всей России стали создаваться общества циклистов (так в то время часто называли велосипедистов). Двухколесные и трехколесные конструкции постепенно вытесняли лошадей из ипподромов и манежей. Открывались курсы управления новым транспортным средством.

Увы, обучение давалось не всем. Лев Толстой посещал курсы в московском манеже, но освоение «двухколески» шло с трудом. Особенно ему мешалась одна дама, столь же незадачливая ученица. Лев Николаевич писал: «У нее шляпа с перьями, и стоит мне взглянуть, как они колышутся, я чувствую – мой велосипед неотвратимо направляется к ней.

Дама издает пронзительные крики и пытается от меня удрать, но – тщетно. Если я не успеваю соскочить с велосипеда, я неизбежно на нее налетаю и опрокидываю ее. Со мной это случалось уже несколько раз. Теперь я стараюсь посещать манеж в часы, когда, я надеюсь, ее там нет».

Старинная фотография. Две девушки в шляпках, платьях с велосипедами
Велоспорт как средство женской эмансипации. Фото: https://befirst.info/

А Константин Циолковский, напротив, освоил свою «двухколеску» на редкость успешно. Писал: «купил старый велосипед и в два дня научился. Было мне 45 лет… Велосипед был для моего здоровья чрезвычайно полезен… Благодаря этой машине я мог каждый день летом в хорошую погоду ездить за город в лес. Это облегчило и купание, так как Ока была далеко. В училище надо было ходить за три версты, и все стало не трудно».

У Константина Эдуардовича тогда уже были серьезные проблемы со слухом, но это не стало препятствием. Бойко катил по губернской Калуге, слушал свою тишину.

Пользовались популярностью карнавалы циклистов, в том числе благотворительные. Господа и дамы наряжались в яркие костюмы и раскатывали по манежу, а, случалось, и по бальной зале богатого особняка. Костюмы имели названия: «Русская тройка», «Английская каретка», «Цветочная беседка», «Касса клуба циклистов «Москва»» и «Походная мастерская гонки «Москва-Петербург»».

«Московский листок» сообщал об одном из подобных балов: «Все костюмированные катались почти беспрерывно на велосипедах, тут были бебе, мамки, гномы, испанцы, мефистофель, паяц, гриб-мухомор, мадам Сан-Жен в лодке, сноп, нагримированные франты, англичанин и еще несколько других невыдающихся костюмов».

Туристы с педалями

Слева – П.М. Анахов на велосипеде. Фото 1903 г. Справа – Луи Трусселье на велосипеде
Слева – П.М. Анахов. Фото 1903 г. Справа – Луи Трусселье, известный как Тру-Тру, победитель гонки Тур де Франс 1905 года. Участник летних Олимпийских игр 1900 года. Фото: stapelia2784.livejournal.com, wikipedia

Недалеко от Москвы, на нынешнем Ленинградском проспекте действовала кофейня «Циклист». Ее держали гонщики-тандемщики братья Смирновы. От этого «Циклиста» часто стартовали велогонки – к примеру, до Серебряного бора. Рядом с Ленинградкой – в то время Старым Петербургским шоссе – тянулась специальная велоаллея, прообраз нынешних велодорожек.

Велосипедисты и местные жители могли там недорого и хорошо пообедать. Из напитков – содовая, сельтерская и фруктовая вода, а также молоко, клюквенный квас, чай, кофе, шоколад, какао.

Циклисты одним только фактом своего существования пропагандировали здоровый образ жизни.

Кстати, в Серебряном бору было еще одно велосипедное кафе – «павильон Анахыча» или «Анаховка». Содержал его циклист Петр Максимович Анахов, там же работала и веломастерская.

Про ЗОЖ очень много писали в специальных журналах «Велосипедный спорт» и «Циклист».

Старинная фотография. Император Николай II на велосипеде на проселочной дороге
Император Николай II на велосипедной прогулке. Фото: cdni.rbth.com

Столичное Общество велосипедистов-туристов (оно же Русский туринг-клуб) договаривалось с гостиницами в разных городах, и члены Общества там получали весьма ощутимые скидки. Общество составляло шоссейные карты.

Наличие средств вовсе не обязательно – была возможность путешествовать бесплатно: «В число экскурсантов принимаются лица, не обладающие настолько достаточными материальными средствами, чтобы совершать образовательные экскурсии самостоятельно. Комиссия имеет в виду необеспеченный материально контингент русской интеллигенции и главным образом – учащихся народной школы и служащих в общественных (земских и городских) и других учреждениях».

Организуются экскурсии для школьников.

Очевидно, что циклисты здорово способствуют развитию внутреннего познавательного туризма, а заодно и фотолюбительства.

Владимир Короленко говорил, когда ему указывали на его цветущий вид: «Да, этим я обязан велосипеду и ежедневному душу. Раньше я мог спать всего три-четыре часа, теперь же у меня великолепный сон!»

Владимир Николаевич Ламздорф, будущий министр иностранных дел, удивлялся в 1894 году: «Иду домой через Александровский сад, где катается много велосипедистов; замечаю даже одну молодую даму, проделывающую упражнения на этом инструменте».

А еще с велосипедами фотографировали, словно с обезьянками и прочими диковинками. Литератор А.И.Кононов писал: «Пройдясь по саду, заметил фотографию, снимавшую желающих, моментально. Я также снялся с предложенным мне велосипедом, но вышел неузнаваемо плохо».

Дисциплина и благотворительность

Старинная фотография. Четыре парня и девушка на велосипедах
Циклисты в России, 1910 год. Фото: wikipedia.org

Велосипедисты проявляли себя как благотворители. В 1887 году, после страшного землетрясения в Верном (ныне Алматы), когда погибли около четырех сотен человек, екатеринбургское Общество велосипедистов-любителей провело благотворительную гонку. Все средства от нее направили на помощь пострадавшим.

В 1900 году те же екатеринбургские циклисты выстроили на собственные деньги стадион-велодром. Разумеется, там занимались самыми разными видами спорта и устраивали всевозможные шоу.

А для обычных москвичей-любителей, не стремящихся к спортивным достижениям, Московский кружок велосипедной езды отстроил велотрек в Сокольниках.

Юлиус (Юлий Иванович) Блок, победитель первой русской велогонки на полторы версты, основатель Московского общества велосипедистов-любителей и автор нескольких книг о пользе велосипедной езды, вошел в историю как пионер фонографии. Он устраивал в русских столицах «фонографические вечера», где с помощью фонографа Эдиссона демонстрировал редкие аудиозаписи. В том числе из собственной коллекции – Юлий Иванович записывал и музыку, и песни, и выступления чтецов и просто голоса известных современников.

Самарское общество велосипедистов-любителей возглавлял тамошний меценат Николай Головкин, он жертвовал тамошнему музею живопись и нумизматику.

Кроме того, циклисты были образцом дисциплинированности. Им, волей-неволей приходилось соблюдать строжайшие ограничения, которые без устали придумывали власти. Притом в каждом городе – свои.

В том же Екатеринбурге действовало правило: «При встрече с крестным ходом, большими похоронными процессиями или вообще со значительным количеством пешеходов либо экипажей, велосипедист обязан сойти с велосипеда и провести его в руках или же уехать в боковую улицу».

На гоночном треке на тандеме слева - братья Смирновы, владельцы кофейной "Циклист", , справа - два других участника на тандеме, 1897 год
Старт гонки на велосипедах-тандемах на Каменноостровском циклодроме в Петербурге. На тандеме слева — братья Смирновы, владельцы кофейной «Циклист», 1897 год. Фото: https://stapelia2784.livejournal.com/

А вот тверские правила: «1) Желающие ездить в г. Твери на велосипедах должны получить из городской управы нумер, с уплатою стоимости его. Полученный из управы нумер должен быть укреплен позади седла велосипеда таким образом, чтобы таковой был виден для проходящих и проезжающих.

2) Каждый велосипед, во время езды на нем по городу, должен иметь звонок или рожок, которые должны издавать звуки значительной силы, а в ночное время – красные зажженные фонари, которые укрепляются спереди велосипедов на видном месте.

3) Езда на велосипедах по городу дозволяется при средней скорости велосипеда. Велосипедисты должны ехать по правой стороне улицы: при объезде экипажей и пешеходов, а равно и при встрече с таковыми на перекрестках улиц, велосипедисты должны давать знаки звонком или рожком, которые должны быть слышны и против ветра; в ночное  же время велосипедисты обязаны предупреждать звонком или рожком и встречающихся с ними проходящих или проезжающих.

4) Езда на велосипеде по тротуарам городских улиц, бульварам и в городских садах воспрещается, а равно воспрещается в городе перегонка велосипедистов, езда в один ряд нескольких велосипедистов гуськом, без оставления перерывов; едущие один за другим велосипедисты должны соблюдать разрывы, а именно: после каждых двух велосипедистов должен быть перерыв (промежуток) не менее десяти сажень для свободного прохода пешеходов и проезда экипажей, перед которыми велосипедисты должны уменьшать скорость велосипеда».

А вот еще одно из важных правил: «В случае беспокойства лошадей велосипедист обязан умерить ход или сойти с велосипеда, и, по возможности, закрыть его собой».

Обязательными были номерные знаки – их прикручивали даже к маленьким детским велосипедикам. Эти знаки в народе называли «жестянками».

Существовали и экзамены, которые необходимо было сдать для получения циклистских прав. К тому же следовало заплатить налог.

И, что примечательно, все эти правила действовали. Вот, например, сообщение из владимирской прессы: «Кузьмин Николай Андреев, суздальский мещанин, обвинялся по 123 ст. уст. о нак. за быструю езду на велосипеде по улице, за что и оштрафован на 2 руб.»

Для суздальского мещанина – немалые деньги.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен