Еп. Пантелеимон: почему Рождество не похоже на Новый год

Почему у праздника Рождества особое настроение и чем он похож на Новый год, объясняет в своем рождественском поздравлении епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский: 

Дорогие друзья!

Прежде чем поздравить вас с праздником Рождества Христова, давайте мы с вами ещё раз – не знаю, который раз в эти дни – но постараемся вспомнить: а что же такое Рождество Христово? Что оно означает для нас? Почему у этого праздника есть особое настроение? Почему его празднуют даже те люди, которые, может быть, никогда не читали Евангелия, не участвовали в церковных таинствах?

Этот праздник очень таинственный, праздник очень глубокий. У него есть внешняя сторона, особенно для нас, людей, живущих в Северном полушарии – снег, ёлочки, ночь, ёлочные игрушки, мандарины, снежинки, шампанское… Праздник связан с ожиданием счастья, как и Новый Год – «с новым счастьем, с новым здоровьем». Новый год связан с Рождеством, и поэтому отчасти похож на него. Ведь этот Новый год – мы празднуем 2016 год – как раз от Рождества Христова.

Хотя, наверное, в Римской Империи, в Средиземноморье не праздновали Новый Год так, как празднуем его мы, но всё-таки: после Рождества Христова началось новое время, время, в котором мы сейчас с вами живём. И поэтому правильно праздновать каждый Новый год, как новый год, как наступление нового времени – времени, в котором можно найти новое здоровье и новое счастье; «новое» – это что-то вечно меняющееся, «новое» – что-то идущее, не прозябающее в застывшем покое.

И современный мир всё больше обращается к новому, он старается пересмотреть старые истины, отказаться от старых заблуждений, его не удовлетворяет взгляд старых людей на то, что происходит, и люди полагают, что как раз вот в новом будущем будет что-то хорошее – и так они живут до самой смерти.

Но «новое» – это не просто новое во времени. «Новое» в христианском времени – это приобщение к вечности. К вечности, которая открылась 2016 лет тому назад – тайна, неизвестная для всех людей, живших тогда на земле – и открылась удивительным образом. И тайна, мне кажется, Рождества, которая завораживает, которая удивляет – это тайна соединения удивительной славы с безвестностью, даже с какой-то анонимностью, может быть, с чем-то, чему нет имени на человеческом языке, тайна духовного богатства, которая превосходит все богатства земли, и тайна нищеты, бездомной нищеты, нищеты смиренной, нищеты радостной, тайна всепобеждающей любви и незаметного явления этой любви в мире, такого явления, которое многие даже не замечают: это – Рождество Христово, это – праздник пришествия в мир Бога.

Место, где явился Господь, указывает нам, где мы можем его найти. Конечно, Бог – в великолепии храмов, конечно, Бог – в удивительных песнопениях всех времён и народов, которые прославляют Его, конечно, Бог – в удивительной славе, которую воспевают ангелы, но в Рождестве мы поклоняемся Богу, которому не нашлось места ни в одном людском жилище, Богу, который пришёл и явился среди домашнего скота, в холодной пещере, Богу, положенному вместо кроватки в скотские ясли.

На картинках таких, несколько лубочных, которые изображают Рождество, все эти атрибуты его рождения выглядят очень симпатично и очень мило; слово «ясли» воспринимается современными людьми, как что-то связанное с младенчеством, со счастливым детством. А если ясли – это скотская кормушка, а вертеп – это хлев в тёмной пещере, в тёмной и холодной?

Большинство жителей сейчас живёт у нас в городах и не причастны к сельской жизни, может быть, у них тоже романтическое представление о том, что такое хлев, что такое вол, что такое ослик, что такое домашние звери. Люди, которые живут в деревне, привыкли к этому, и тоже, может быть, не замечают всего такого убожества этой обстановки. Но пещера, где стоит скот, конечно же, не то, что не стерильное место, похожее там на современный роддом, а место, прямо сказать, в котором достаточно много нечистоты, достаточно много какой-то грязи. И запахи в пещере совсем не такие, как во дворце царском, или даже в храме – там никто не воскуряет фимиам, там пахнет навозом, пахнет едой, иногда прокисшей, этих животных.

И вот именно туда приходит Бог, приходит, потому что не нашлось места в гостинице, не нашлось места ни в одном доме… И вот это снисхождение Бога в нашу убогость, снисхождение Бога в нищету, снисхождение Бога в нечистоту нашей жизни – это и есть Рождество. Внешние признаки Рождества, которые говорят и о сокровенной тайне Рождества, о том, что Бог воспринял на себя человеческую природу, природу, которая в некоторых человеческих индивидуумах хуже природы скота, природу, которая оскверняется нами многими постыдными грехами, природу, которая ищет счастья не в единении с Богом, а в удовлетворении плотских пожеланий, природу, которая возомнила о себе невесть что – гордая, тщеславная, алчная, злая.

И, конечно, эта природа разорена нами и испорчена нами намного в большей степени, чем хлев для скота. И поэтому это – видимая нищета, это – видимое убожество, это – видимая нечистота. Есть знак схождения Бога, есть знак готовности Бога снизойти в ад, чтобы нас извлечь из его глубин, чтобы нас спасти. Вот это – Рождество.

Я поздравляю вас с этим праздником, который открывает нам глубину и высоту любви Божьей, который открывает нам силу Божественной любви, который открывает нам образ Того, Кто нас создал и не хочет отступить от нас и не хочет нас оставить в нашей грязи, а хочет нас очистить, омыть и возвысить до Себя.

И, конечно, праздновать Рождество нужно не только за праздничным столом, не только писать друг другу поздравительные открытки, а нужно изменить своё отношение: отношение к другим, отношение к Богу, отношение к самому себе. Если этого не сделать, то не будет ни нового времени, ни Нового Года, ни нового счастья, ни нового здоровья – не будет причастности к вечности, потому что подлинно новое – это то, что имеет основание вечности. Вечность открывает себя по-новому, каждый год и каждый день, если мы живём с Богом, но, если исключить это измерение из своей жизни, тогда новости, которые мы узнаем, будут похожи на новостную ленту современных СМИ, где говорят только о чём-то плохом, цинично, иронично, так говорят, что становится грустно и страшно.

Вот с этим Новым Годом и с этим новым Рождеством я поздравляю вас, дорогие друзья милосердия, дорогие добровольцы, дорогие посетители нашего сайта. Все эти направления нашей деятельности существуют для того, чтобы вас приобщить к этой радости, радости познания Бога – всесильного, кроткого, смиренного, прекрасного, снисходящего в самую глубину нашего с вами убожества, нашего уродства греховного.

Надеюсь, что эти праздники своим светом приблизят вас к Богу, поставят нас на путь. Я надеюсь, что эти праздники своим светом, подобным свету Вифлеемской звезды, помогут нам с вами найти дорогу ко Христу, помогут нам стать ближе к нему, чтобы стать радостнее и счастливее в наступившем Новом Году.

Поздравляем с Новым годом и Рождеством Христовым!

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?