Социальную помощь теперь будут оказывать, учитывая адресность и нуждаемость. Что принесет нам новая система? Законопроект Минтруда комментирует эксперт

Новый законопроект комментирует член Общественной палаты России, председатель Общественного совета при Минтруде Елена Тополева-Солдунова:

– Задача нового законопроекта – внедрить принципы адресности и нуждаемости при предоставлении гражданам мер социальной поддержки. Предлагается сделать меры поддержки адресными, то есть оказывать помощь только тем, кто в ней нуждается.

Изменения коснутся лишь 4 региональных мер поддержки.

Критерий нуждаемости будет использоваться при расчете:

— регионального ежемесячного пособия на ребенка,

— компенсации родителям оплаты за детский сад,

— льгот медицинским работникам,

— компенсации расходов на оплату жилых помещений педагогическим работникам в сельской местности.

Критерии нуждаемости будут устанавливаться каждым регионом самостоятельно. Возможно, будут браться в расчет и доходы семьи.

Возьмем, к примеру, меры поддержки многодетных семей. Уровень дохода в каждой семье разный, многодетность сама по себе еще не делает семью нуждающейся. Но кому-то помощь нужна больше. Как раз в этом и состоит задача этого законопроекта – помочь действительно нуждающимся.

Многие эксперты высказывают опасение в связи с одним моментом, касающимся социальных выплат. Дело в том, что материальная помощь не является единственной целью социальных выплат. Различные меры социальной поддержки нужны не только для того, чтобы помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации.

В ряде случаев такие выплаты можно назвать стимулирующими и даже поощрительными. Например, выплаты ветеранам – знак уважения к ним, признания их заслуг, а программа «Материнский капитал» стимулирует семьи к рождению новых детей. Стимулирующий смысл остается во многих выплатах, например, компенсация оплаты за жилье для сельских врачей и учителей призвана стимулировать этих специалистов работать в селе, а не только помочь им материально.

Это относится и к таким мерам помощи семьям с детьми, как компенсация услуг дошкольного образования. Эта помощь заключается в том, что если ребенок не ходит в детский сад, то родители могут получить компенсацию для того, чтобы оплачивать дошкольное образование. Но когда предлагается эти выплаты увязать с нуждаемостью, возникает вопрос – а какой характер носит эта мера? Стимулирующая она или поддерживающая? Эксперты спорят об этом. И прежде чем увязывать ее с нуждаемостью, нужно хорошо подумать – правильно ли это.

Сейчас в России задача – помочь тем, кому это нужнее всего. Другими словами, помочь адресно, а не формально. Поэтому некоторые меры из тех, что начислялись раньше, сейчас пересматриваются. Применение регионами критериев адресности и нуждаемости, предусмотренных в законопроекте, поможет, во-первых, понять, кому нужно оказать помощь, а, во-вторых, каким именно образом это сделать.

Но есть еще один серьезный вопрос, который беспокоит экспертов. К сожалению, мы не можем быть на сто процентов уверены в том, что сэкономленные в результате предлагаемых мер средства пойдут на помощь нуждающимся, а не перекочуют в другие расходы.

У нас пока нет такого понятия как единый защищенный социальный бюджет, хотя эксперты уже говорят о необходимости его принятия. Посчитать его довольно сложно, но возможно, и если он будет утвержден и принят, тогда граждане России будут чувствовать себя более уверенно и защищенно.

Но прежде чем принимать новый законопроект, все его предложения должны пройти широкое общественное обсуждение, об этом говорили и на заседании Общественного совета при Минтруде России.