Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Два делания приводят к радости

Как всегда помнить о цели служения? Что нужно для того, чтобы помощь не превратилась в рутину? Что делать если сердце охладело, и, кажется, что больше нет сил? К чему нужно стремиться, какой рост возможен для добровольца?

Как всегда помнить о цели служения? Что нужно для того, чтобы помощь не превратилась в рутину? Что делать если сердце охладело, и, кажется, что больше нет сил? К чему нужно стремиться, какой рост возможен для добровольца? Такие вопросы подготовили добровольцы к первой встрече актива службы добровольцев «Милосердие» с епископом Пантелеимоном, председателем Синодального отдела по благотворительности. На встречу в Голицинском кабинете, которая прошла 10 октября, пришло 60 человек, которых рекомендовали координаторы: это те, кто давно входит в службу или активно в нее влились недавно. Именно они всегда готовы откликнуться на каждую просьбу.

Прочитав поступившие перед встречей вопросы, владыка Пантелеимон сказал, что он мог бы ответить на эти вопросы по отдельности, но есть еще один вопрос, который поможет ему ответить на все остальные. Дело в том, что владыка недавно в проповедях несколько раз упоминал Симеона Благоговейного и однажды читал отрывок из его слова. Видимо, автора вопроса заинтересовали ссылки на этот отрывок, но его самого он не слышал, и поэтому попросил прочитать и обсудить его с добровольцами.

Подвижническое слово для добровольцев
«В начале этого отрывка преп. Симеон Благоговейный говорит о двух вещах, на которых должно строиться наше внутреннее делание, – пояснил контекст владыка Пантелеимон. – Мы занимаемся добровольческим служением – служение Марфы, так звали ту сестру, которая готовила еду, когда Христос пришел к ним в дом, а другая – Мария слушала Христа. Тем не менее, мы не должны забывать о внутреннем делании, без которого то, что мы делаем внешне лишается смысла. Преп. Симеон Благоговейный говорит о внутреннем делании, два дела должен всегда совершать человек». Далее владыка Пантелеимон прочитал с комментариями 21-й стих из Подвижнического слова Симеона Благоговейного.

Первое делание: «Имей ум всегда в Боге. И во время сна, и во время бодрствования, при вкушении пищи и беседе, за рукоделием и всяким другим делом по слову пророка: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть» (Пс. 15, 8)

Второе делание:
«Почитай себя грешнейшим паче всякого человека. Ибо когда такое помышление долго занимает ум и сердце, тогда внутри обыкновенно»… И дальше он описывает некое духовное переживание, о котором я скажу позже

Эти два делания совершали монахи-исихасты, которые занимались умной молитвой. Когда человек читает умную молитву – молитву Иисусову, он напоминает себе них и совершает их. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий» – имеет ум, обращенный к Богу; «помилуй мы грешного» – помнит о своих грехах.

Только при условии этих двух деланий происходит следующее: «Ибо когда такое помышление долгое время занимает ум и сердце, тогда внутри обыкновенно является некое духовное воссияние света, наподобие луча. И чем более взыскиваешь его, со вниманием крепким, мыслию неразвлеченною, трудом великим и слезами, – тем более оно является яснейшим и яснейшим… Являясь таковым, – возлюбляется; любимо бывая, – очищает; очищая, – делает боговидным, просвещая, научая отличать доброе от худого».

Это краткое описание благодатного состояния души, напоминает нам о том, к чему мы должны стремиться. Конечно, не нужно стремиться увидеть что-то. Нужно стремиться к тому, чтобы в душе всегда был мир, всегда был покой, всегда была радость, чтобы была примиренность с окружающими, чтобы было радостно жить. И это возможно получить от Бога.

«Впрочем, – говорит преп. Симеон Благоговейный, – много требуется труда, и с Божией помощью, чтобы такое сияние благодатное совершенно вселилось в душу». Кроме того, нужно смотреть, чтобы не прокрались в душу прилоги тщеславия, самомнения, чтобы кого-то не осудить, потому что тогда отнимется такое благодатное состояние. Преподобный призывает внимать, чтобы из-за этой радости не вознестись умом и не подумать, что это плод твоего собственного труда, а не благодати Божией, потому что тогда это состояние будет взято от тебя. Это благодатное состояние – это вселение Бога в душу человека, вот к этому мы с вами и должны прежде всего стремиться.

Это является целью нашей жизни. Мы совершаем труды помощи ближним, чтобы самим приобщиться к этой радости и для того, чтобы этим людям показать этот путь. Ведь он открывается не тогда, когда кто-то нам что-то рассказывает, а когда нам кто-то являет ту радость, которая есть в нем.

Где границы служения?
За время чтения у добровольцев возникли вопросы, которые они задали устно:
– Какие цели могут быть у того, кто помогает другим? Что им может двигать? Или надо помогать ради помощи?
– Авва Дорофей говорит, что больше больной благотворит мне, чем я больному. Делая что-то для человека, я делаю, прежде всего, для себя. Я учусь любви, учусь быть сострадательным. С другой стороны, евангельский самарянин, конечно, был движим сочувствием к человеку, который лежал на дороге израненный. И если это сочувствие выразить в каких-то делах, то это чувство укрепится в душе, станет сильнее. Если этому чувству не отвечать (идешь мимо бездомного, тебе его жалко, но думаешь: ничего, кто-нибудь другой поможет) оно будет гаснуть в душе.

– Если помощь ближним – это работа, то как правильно к ней относиться, как к служению или есть границы: вот в это время я работаю, а потом не трогайте меня?
– Каждый человек, когда он чувствует усталость, беспомощность, безблагодатность, вправе отключить мобильный телефон, уйти с работы, закрыться дома, уехать куда-нибудь в лес или на Афон (если он мужчина, если женщина – не знаю, куда деваться) и какое-то время нужно, чтобы возобновилась радость в душе. Но это не то, что после шести я уже не работаю. А просто когда такое бывает в душе, тогда можно все оставить.
Конечно же, если мы христиане, то наша жизнь должна быть служением, не работой с девяти до пяти. Конечно, надо это служение совершать разумно, нельзя 24 часа в сутки делать Марфины дела и не молиться, не читать Евангелие, не гулять в лесу, если это необходимо. Жизнь надо воспринимать как служение и жить этим служением.

Церковь Любви
– Я живу в Ясенево, у нас строится храм Покрова Пресвятой Богородицы. Храм еще строится, но достаточно давно идет служба в нижнем храме. Могу ли я дерзнуть подойти к настоятелю и спросить, планируется ли социальное служение в нашем храме? Я вижу, что у нас много бабушек, многодетных семей, приход уже относительно сформировался. Или не стоит пока об этом заикаться? Подчеркну, что храм еще строится.
– Я скажу, что надо всем вам сделать, дорогие друзья! Тем из вас, кто ходит в храм, надо подумать, как устроить служение милосердия у себя на приходе. И не просто подойти к батюшке и спросить: «Батюшка, а планируете ли вы…». А сказать: «Батюшка, у меня есть план, как у нас все сделать! Вам ничего делать не надо, вы только благословите, а мы сами все сделаем». Но только серьезно подумайте, можете с нами посоветоваться, как лучше сделать. Очень много плюсов получается: когда человек занимается помощью другим, он меньше смотрит телевизор, меньше сидит в интернете, у него нет времени заниматься ерундой – он занят хорошим, добрым делом. Вы сами по себе знаете, что трудно заниматься добрыми делами, но если даже сделать что-то маленькое – как хорошо бывает на душе.

– Когда умирал мой отец, было очень трудно пригласить священника, чтобы причастить и пособоровать его. Все священники были постоянно заняты. Могут ли добровольцы как-то помочь священникам?
– Конечно, вы должны помогать священникам. Батюшки в Москве очень перегружены, мало священников. Мы сейчас плохо осознаем, что Церковь вышла из страшного гонения, подобного которому не знала история. Гонения, которое исказило ее структуру, гонения, которое уничтожило лучших представителей Церкви, гонения, которое не позволило воспитать людей в вере. И священнослужители, и люди церковные воспитываются с неправильным сознанием. Миряне не осознают себя членами Церкви. Миряне – это царственное священство, раньше миряне решали очень многое. В 1917 году в выборах епископов на кафедру участвовали миряне. Восстановить правильный строй жизни очень трудно, но это задача всех нас, и ваша в том числе. Главное – это любовь, но она должна быть деятельной. Надо молиться и просить Бога о возрождении этой жизни.

Меня сейчас назначили в Троицкое благочиние курировать работу, открывать новые храмы. Знакомясь с жизнью храмов я увидел, что очень большая проблема это то, что люди, которые приходят в храм сначала обращаются за свечной ящик, а там часто сидят люди, которые в силу своей загруженности, работают как в магазине, а не как в храме. Их не интересует миссионерская задача, им не важно что-то объяснить, рассказать. И люди думают, что эти люди представляют всю Церковь. А до батюшки не доходят. Я думаю, было бы хорошо, если бы в каждом храме дежурили миряне, которые отвечали бы на вопросы людей, давали бы им листочки с информацией, встречали с улыбкой. Главное, встретить человека с любовью и что-то ему сказать. Чтобы у него в сознании осталось, что есть такое место, где его ждут, встретят, примут, куда можно прийти с вопросами. Чтобы этот человек пришел, когда ему будет нужно. Наша Церковь должна быть Церковью Любви.

Добровольческие вакансии
Добровольцам на встрече было предложено самим выдвинуть проекты, как улучшить служение милосердия и сделать нашу Церковь Церковью любви. Готовых идей собравшиеся предложить не смогли, но многие сказали, что хотели бы чаще встречаться и собираясь вместе, а не поодиночке делать добрые дела.

На встрече были озвучены и проблемы добровольческой службы.

Сейчас очень нужны координаторы в Северо-западный округ и в новый психо-неврологический интернат.

Многие добровольцы сказали, что их подопечным нужны консультации юристов, а они не могут ее обеспечить. Среди присутствующих откликнулись 2 человека признались, что являются юристами и готовы помогать по мере сил.

Любовь ПОПОВА

Вы тоже можете стать нашим добровольцем! Для начала – просто загляните на наш добровольческий форум!

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?