Фото с сайта doula.by
Единственное, что я знала о доулах до интервью с Натальей Томилиной: доулы присутствуют на родах, и их работа не подразумевает медицинского или психологического образования. Больше – ничего.
Правда, этих фактов было достаточно, чтобы настроить меня весьма скептически: почему бы не пригласить на роды подругу в таком случае? Оказалось, вся суть – в опыте доулы, ее безграничном принятии любых настроений роженицы и тотальной поддержке.
После беседы стало очевидно, что функцию доулы навряд ли выполнит даже самый близкий друг. Ведь доула – это, скорее, идеальная мама для будущей мамы.
– Чем занимаются доулы? Присутствуют ли они на родах дома, или только в больнице, или и там, и там?
– Профессия доулы пришла с Запада, где она очень популярна. Доула – это женщина, имеющая собственный опыт материнства (хотя есть и доулы, у которых нет детей), но без медицинского образования. Ее главная функция – оказывать поддержку женщине. В первую очередь, эмоциональную, но также информационную и физическую.
Доула рассказывает, как можно проживать беременность, роды, как восстанавливаться после родов, может сделать специальный массаж, вместе с роженицей дышать во время родов и т.д.
Доула сопровождает женщину в роддоме и в домашних родах, но чаще даже в роддоме, где у врачей свои задачи, акушерская помощь нужна уже на последнем этапе родов, а вот весь продолжительный период во время схваток иногда к женщине никто не подходит. Если женщина приглашает на роды доулу, она может рассчитывать, что та будет непрерывно рядом с ней.
– Контролирует ли доула действия врача, отговаривает ли от анестезии, например?
– Доула не дает никаких рекомендаций или советов. Слово «доула» переводится с греческого как «служанка», «рабыня». Доула заранее спрашивает женщину, какие у нее пожелания по ходу родов, и в родах уже опирается только на заранее намеченный план.
Если решено было делать эпидуральную анестезию, то доула будет роженицу в этом решении поддерживать. Если это кесарево, то доула будет поддерживать во время операции, если это домашние роды, и потом в какой-то момент нужно будет ехать в роддом, то доула поедет в роддом.
– А если речь идет об экстренной ситуации? То есть, например, договоренность была не делать анестезию, а в результате в больнице врач рекомендует сделать укол.
– Тогда доула может предоставить женщине информацию: сказать, что вот сейчас такая-то ситуация, врач предлагает сделать то-то. И попросить роженицу сообщить о своем решении, как она настроена дальше проживать свои роды.
– Но многие опасаются, что будут в неадекватном или неконтролируемом состоянии во время родов. Если роженица не понимает, что ей лучше сделать, тогда вы примете решение за нее?
– Нет, но я помогу ей прийти в такое состояние, в котором она сама будет в состоянии осознанно заявить о своих желаниях. Я не являюсь официальным представителем роженицы и не могу принимать решения за нее, но я могу напомнить женщине, чего она хотела, когда мы с ней общались до родов, помочь ей прийти в себя, поговорить с врачами самой или рассказать им о решении будущей мамы.
Конечно, все зависит от степени контакта с акушерами и у самой женщины, и у доулы: есть врачи, с которыми налажено сотрудничество, и которые готовы выслушать доулу, так как знают, что она не от себя что-то говорит, а действительно передает желание женщины.
– Что значит «контакт с врачами»: вы рекомендуете какие-то конкретные роддома или врачей?
– Доулы общаются друг с другом, обмениваются опытом, у нас есть ассоциация. К тому же многие из нас уже сопровождали женщин почти во всех роддомах города, так что если роженица, например, говорит, что хочет, чтобы роды были без вмешательств, с определенными условиями, например, с возможностью свободного поведения в потугах, то доула может подсказать, что вот в таком-то роддоме это возможно, а вот в такой-то лучше не идти. Но, конечно, женщина может и сама выбрать любой роддом, и доула за ней последует.
– Сколько консультацией с доулой необходимо при подготовке к родам?
– У разных доул по-разному это устроено. Лично у меня есть женщины, которые обращаются на самых ранних этапах беременности, и мы договариваемся о том, что всю беременность я их поддерживаю: у нас происходят периодические встречи, также мы переписываемся по интернету, созваниваемся, когда женщине нужна поддержка, например, после того, как она сходила к врачу.
Если есть какие-то трудности со здоровьем, скорее всего, врач не будет оказывать беременной эмоциональную поддержку, но она может написать мне, и мы сможем проживать ее ситуацию вместе. Мы можем также вместе поехать на заключение контракта в роддом или на УЗИ, если у женщины есть в этом потребность. Можем встречаться у женщины дома, чтобы я сделала массаж для беременных, или чтобы посидеть и поговорить про ход беременности.
Есть женщины, которые обращаются ко мне только за сопровождением в родах. Тогда мы с ними встречаемся один, максимум, два раза во время беременности и потом уже на родах. Есть и те, кого интересует моя поддержка еще даже до беременности: у будущих мам много вопросов, им хочется знать, как правильно подготовиться к беременности. А кого-то, например, интересует послеродовое восстановление. Иначе говоря, доульская помощь может быть актуальна на всем пути материнства.
– Сколько, в среднем, стоит одна встреча с доулой?
– Сопровождение родов стоит от 15 до 30 тысяч. А если это встреча до или после родов, то тут все индивидуально: от 1000 до 5000 рублей в зависимости от того, что будет происходить на этих встречах.
– А что может происходить?
– Некоторые доулы имеют психологическое образование, другие занимаются профессиональным массажем, либо остеопатией, поэтому может быть такое, что доула приезжает, и полтора часа они с женщиной просто разговаривают, а потом еще полтора часа идет сеанс массажа или остеопатии.
– По какому принципу строится разговор? Вот, например, как общаются психологи, все более менее имеют представление, и понятно, что там есть свои правила, законы ведения беседы. А как общается с будущей мамой доула?
– Доула очень часто дает женщине материнскую или дружескую поддержку. К доуле можно прийти с разными вопросами и поговорить в очень неформальной обстановке, не совсем так, как в кабинете у психолога, где все-таки существуют рамки.
Так, например, можно задать вопросы о сексуальной жизни во время беременности или обсудить, как изменятся взаимоотношения с мамой после появления внука или внучки, при этом доула может делиться и своим личным опытом, естественно, его не навязывая.
Также это могут быть более информационные встречи, если у женщины есть конкретный запрос, например, как кормить ребенка грудью, как лучше организовать кормление, какая есть информация, какие специалисты, что почитать. Доула может рассказать и про свой опыт, и про все ресурсы, источники и тд.
– То есть официального «доульского» образования у вас нет, так? Ваше образование – это ваш опыт.
– По поводу специального образования для доул часто спорят. Европейские доулы, как правило, проходят обучающий курс, получают сертификат. В ходе этого курса довольно подробно разбирают физиологию беременности и родов, и большая часть программы посвящена тому, как оказывать поддержку, как быть достаточно бережной, уважительной, как разговаривать с женщиной так, чтобы не транслировать собственные установки и убеждения, чтобы давать ей максимально нейтральную информацию, чтобы она могла сделала свой выбор.
Это ведь целое искусство, и очень важно, чтобы доула проработала опыт собственных родов, чтобы, к примеру, доула, рожавшая дома, не транслировала, что все должны рожать дома, и наоборот.
Фото с сайта vk.com/doulakrr
– Вы заканчивали такие курсы?
– Да, у нас есть русскоязычный официальный курс, который аккредитован в европейской сети доул. Это онлайн курс, который рассчитан на несколько месяцев обучения, после чего нужно пройти сертификацию. Но конечно, нельзя сказать, что если ты не прошел курсы для доул, то ты не доула. Очень важно для доулы не становиться специалистом, авторитетом, человеком, который рассказывает, как правильно, а важно просто оказывать душевную человеческую поддержку.
– А сколько у вас детей?
– Четверо.
– И вы рожали в больнице или дома?
– Я рожала и в больнице, и дома.
– Вас на родах сопровождала доула?
– У меня не было доулы: я рожала с акушеркой и с мужем, тогда я еще не знала о такой профессии.
– Почему-то представление о доульской поддержке ассоциируется с ведическими практиками, если ли какая-то связь, или это надуманно?
– Нет, совершенно никакой связи, я бы даже сказала, наоборот: в роддоме, если я прихожу первый раз, и меня никто не знает, меня, как правило с недоверием спрашивают: а вы кто, духовная акушерка? Я говорю, что не имею никакого отношения к духовности, я не акушерка, я просто занимаюсь поддержкой женщины, и моя задача не транслировать никакие установки и ценности, в том числе религиозные. В числе моих клиенток есть и мусульманки, и православные, и атеисты, и кришнаиты.
– А каков главный мотив у женщин, приглашающих вас на роды? Отсутствие рядом мамы и ее поддержки, отсутствие диалога с мужем?
– Мотивы могут быть разными. Один из мотивов: мой муж не хочет со мной идти, мама, сестра, подруга – далеко или боятся, а я не хочу быть одна. Другой мотив может быть такой, что да, со мной пойдет муж, но я бы хотела, чтобы со мной также пошла женщина, которая уже рожала, потому что как ни готовься, все равно бывают моменты, например, накануне потуг, когда мужчине может быть тяжело, непонятно и страшно, и он не будет знать, как поддержать жену.
– Сколько у доулы бывает обращений в месяц?
– Тут у всех по-разному. Но один из ключевых моментов: доула не должна брать много родов. Важно дать женщине ощущение, что доула ей принадлежит, и не получится так, что она занята, присутствует на других родах. Это помогает оставаться в близком контакте.
– А бывает ли так, что женщины остаются вашими друзьями. Ведь в ходе психотерапии, например, один из принципов – несближение.
– С доулой возможен личный контакт, и с некоторыми женщинами я действительно остаюсь в теплых дружеских отношениях и продолжаю общаться и после родов. Это зависит от характера и личных симпатий. Но с моей стороны не бывает попыток перейти в дружеское общение, это может быть только инициировано женщиной.
– Как к вам относятся в профессиональном мире? Что о вас думают врачи?
– Как правило, врачи и акушерки, которые понимают мою функцию в родах, приветствуют помощь, которую я оказываю, ведь я помогаю в том числе персоналу в роддоме: что-то подаю, приношу и т.д.
– Вы говорили про информационную поддержку женщины. Какую информацию вы имели в виду? Какие у вас источники?
– Доулы, как правило, основываются на данных доказательной медицины, то есть медицины, основанной на исследованиях. В первую очередь, речь идет об англоязычных ресурсах. У нас есть несколько доул-переводчиков, которые переводят важные статьи. Плюс много доул англоговорящих, и мы стремимся читать в оригинале эти статьи и ориентироваться на исследования.
То есть если речь идет об эпидуральной анестезии, к примеру, я могу сказать женщине, мол, ты знаешь, были проведены такие-то исследования, в которых по поводу рисков обезболивающего говорится то-то и то-то и приводится такая-то статистика. И уже женщине решать, что выбрать. К сожалению, у нас даже врачи многие не в курсе последних исследований, и основываются на советских стандартах или собственном опыте.
– Были ли в вашей практике случаи рождения больных или мертвых детей?
– Был случай, когда я поддерживала женщину, которая на 16-й неделе узнала, что у ее ребенка анэнцефалия, отсутствие головного мозга. Эта патология не совместима с жизнью, либо ребенок умирает в родах, либо живет от нескольких минут до нескольких часов после родов.
Этой женщине сразу настоятельно рекомендовали сделать аборт, но она не хотела этого делать и стала искать поддержку. Я стала поддерживать ее как доула, приняла ее позицию. Мы вместе искали на англоязычных сайтах данные исследований по этой патологии, статистику. Женщина родила ребенка, и он умер во время родов. Но для нее было очень важно, что она, как мать, сделала все, что могла.
– А как вы себя к такому психологически готовили?
– Я много поддерживаю женщин с потерями, с выкидышами, замершими беременностями. Конечно, это всегда тяжело, но у меня есть согласие внутреннее с тем, что так бывает, и я могу помогать и при этом оставаться в эмоционально стабильном состоянии.
– Если одним словом, то функция доулы это..?
– Это поддержка.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.