Должен ли врач быть бессребреником?

Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон встретился со врачами

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: Я всегда считал, что главным в больнице должен быть больной, а врач должен ему служить

«Я хотел бы встретиться со всеми, кто считает полезным для больного и для врача взаимодействие с Церковью. Мне хотелось не спорить и дискутировать, а договориться о взаимодействии», – писал епископ Пантелеимон в приглашении на встречу.

На его приглашение откликнулись. Среди собравшихся в Голубой гостиной Марфо-Мариинской обители милосердия были врачи самых разных специальностей из Москвы и Подмосковья. Больше всего оказалось онкологов и гематологов, а также тех, чья работа связана с паллиативной помощью, был врач частной клиники и участковые терапевты и педиатры, студенты медицинских вузов и несколько медсестер.

Епископ Пантелеимон рассказал врачам о больнице святителя Алексия митрополита Московского, проектах службы «Милосердие», патронажной службе, Свято-Спиридоньевской богадельне, Свято-Димитриевском детском доме и службе помощи бездомным.

Владыка предложил всем желающим участвовать в работе службы «Милосердие» и больницы в качестве волонтеров. Оказалось, что среди собравшихся уже есть врачи, которые посвящают свободное время волонтерству в проектах «Милосердия».

Зачем врачу священник?

Перед встречей врачи заполнили анкеты, чтобы обсудить вопросы одинаково важные для всех.

Епископ Пантелеимон рассказал, почему для него важно взаимодействие врача и священника – такое сотрудничество помогает пациенту не только подлечить тело, но и дает возможность задуматься о спасении души.

Может ли врач говорить пациенту о вере? Тема эта очень деликатная. Ведь врач в глазах больного обладает огромным авторитетом, и если пациент согласится пойти в храм только из уважения к врачу и сделает это формально, не имея такой потребности, ничего хорошего из этого не выйдет, отметил епископ Пантелеимон.

Нельзя допускать, чтобы вера в Бога стала для больного предметом торга: «Я уверую, а Господь за это меня исцелит». Но если врач верующий, он может молиться за своих больных, молитва врача – важная часть его служения.

Безусловно, верующий врач должен свидетельствовать о своей вере, но не столько словами, сколько делами, любовью, которую он проявляет к пациентам, сказал председатель Синодального отдела. Врач должен быть готов говорить с пациентом о вере, но для этого он сам должен хорошо знать, во что он верит, и уметь отвечать на самые разные вопросы.

Хорошо, когда священник и врач взаимодействуют. Но есть вопросы, в которых больной врачу верит больше, чем священнику

Епископ Пантелеимон выразил готовность на следующих встречах ответить на вопросы врачей о вере и об особенностях взаимодействия с больными.

Доктор и благодарность в конверте

Кроме духовных тем, обсуждались и сугубо материальные. Большой отклик вызвала проблема вознаграждения врачей. Может ли хирург государственной клиники, у которого небольшая зарплата, получать от пациентов благодарность в конверте? Этот вопрос вызвал бурное обсуждение.

Епископ Пантелеимон признался, что не может ответить на этот вопрос однозначно. Читая жития святых врачей-бессребреников, он сам не раз задавался вопросом, на что жили эти самоотверженные врачи, которые отказывались принять малейшее вознаграждение за свой труд. Должны же они были что-то есть, во что-то одеваться? В житии святых Косьмы и Дамиана есть момент, когда пациентка уговорила одного из врачей принять три куриных яйца, и это стало причиной серьезного конфликта между святыми.

Врачи заняли гораздо более радикальную позицию. Вот их аргументы:

– если деньги обеспечивают больному доступ к лучшему специалисту, то получается, что тот, кто не платит, лишен права выбора, а это – несправедливо;

– работа хирурга – лишь часть командной работы, получая вознаграждение в конверте, он присваивает себе заработок всей команды, ведь больница – сложная система и на обеспечение ее работы нужны средства;

– хирург, который получает вознаграждение, должен оказывать качественную помощь и тем, кто ему не платит, но понятно, что он предпочтет, чтобы платных пациентов было больше;

– тайная благодарность может перейти в систему предварительной договоренности, когда пациента, неспособного платить, просто не возьмут на операцию.

Врач, которому надо кормить семью, порой, вынужден создавать собственные «экономические модели», но нужно понимать, что такая дикая и примитивная «экономика» не способствует ни процветанию здравоохранения, ни здоровью пациента. Все врачи, присутствовавшие на встрече, согласились с тем, что любой врач предпочел бы получать вознаграждение в виде хорошей и стабильной зарплаты, а не стыдливой благодарности в конверте, но вопрос, как отладить систему, чтобы это было возможным, остается открытым. Номинально медицина у нас бесплатная, а реально – средств хватает далеко не на все.

Среди возможных источников финансирования врачи назвали фандрайзинг, создание попечительских советов и оказание платных услуг, но вопрос соотношения платной и бесплатной помощи тоже вызвал живейшее обсуждение, все присутствующие понимали, что в помощи нуждаются все пациенты, а не только те, у кого есть деньги.

Молитва о больных – важная составляющая служения врача

Гости Марфо-Мариинской обители выразили надежду, что подобные встречи станут регулярными. Среди тем, которые врачи хотели бы обсудить на следующей встрече, – проблема выгорания.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?