Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Выживаем на дистанте: опыт многодетных родителей

Родители, у которых одновременно учатся 4-5-6 школьников, делятся своими наблюдениями и лайфхаками

Дистанционное образование – вынужденный эксперимент, участниками которого весной стали все школьники. Сейчас москвичи к нему снова вернулись.

Дистант – это для организованных

У Дарьи Дя – 11 детей. Вот, что рассказывает Дарья об опыте дистанционного обучения:

Весной, когда все неожиданно перешли на дистанционное обучение, у нас оказалось девять человек на дистанте: пятеро школьников, двое студентов и двое дошкольников. Нас спасало то, что у нас несколько ноутбуков. Хотя все равно на всех не хватало.

Кто-то занимался с телефона. Например, один из наших детей занимается шахматами, к нему присоединились двое других. Они занимались с помощью телефона, как только тот освобождался.

Но самое сложное было в том, что у нас всего три комнаты. Одна комната – общая, мы в ней весь день находились. В другой комнате спал младенец. И одна комната оставалась для занятий. Студент уходил на балкон, хотя там плохо ловит интернет.

Скрипкой приходилось заниматься в ванной.

У нас очень хорошая учительница, она все это терпела. Сказала, что даже если мы будем заниматься в туалете, это нестрашно. Но в туалете мы еще ни разу не пробовали.

Еще один мальчик занимается на фортепиано, которое стоит в общей комнате. И поскольку там обитали мы с дошкольниками, иногда во время онлайн-занятий раздавались их крики.

Конечно, я старалась чем-то занять детей, но не всегда получалось, а мультфильмами я не занимаю детей принципиально. Лайфхаком стало – выводить детей гулять по одному. Они отдыхали от остальных. у меня была возможность пообщаться с каждым индивидуально. Пока я делала круг с одним ребенком, старшие помогали одеваться следующему. Я приводила в дом одного, бала другого и снова шла на небольшую прогулку.

Мои дошкольники ходят на хор. Им нужно было самостоятельно (с родителями) дома разучивать песни, записывать и отсылать преподавателю. Вот тут я сразу написала преподавателю, что не в состоянии ничего присылать. Я не против, но когда нужно и обед приготовить, и интеграл объяснить, и песню разучить, от чего-то приходится отказываться. Это еще один мой лайфхак – экономьте свои силы!

У нас все школьники более или менее ответственные. А один – очень ответственный. Спустя месяц таких занятий он сказал, что стал хуже заниматься. Честно признался, что обстановка расхолаживает. Это понятно: все сидят в одной комнате, малыши кричат и играют в свои игры, старшие начинают отвлекаться и тоже вовлекаются в игры с малышами. Огромная стройка из Lego Duplo, которая в обычное время старшим совершенно не интересна, вдруг становится центром притяжения всех.

Доволен ситуацией оказался только один мой сын, который в это время жил у бабушки. Он учится в колледже на мультипликатора. Для него это время оказалось очень эффективным. Обычно он тратит два часа в день на дорогу и очень устает от этого. За весну он сделал больше, чем за год. Наверное, это специфика тех, чья деятельность связана с компьютером.

Детям-интровертам хорошо дома

Варвара Волкова, мама 8 детей:

Сразу скажу, что у нас и до этого был опыт дистанционного обучения. Мы живем в деревне. Недалеко от Москвы, но все равно до хороших школ долго добираться. Мой старший ребенок учился в школе, где у него не сложились отношения с преподавательницей начальной школы. К концу школы его совсем демотивировали. И к четвертому классу у ребенка сложился стереотип, что он троечник. Его никогда не хвалили. И мы с мужем приняли решение забрать его на семейное обучение. Это было задолго до карантина.

Это было правильное решение. Ребенок начал спокойно учиться дома. Он хорошо сдал полугодовую аттестацию, поверил в себя, совершенно по-другому начал смотреть на свои возможности.

Но дистанционное обучение подходит не для всех детей. Есть дети, которые не могут самоорганизоваться. А есть дети-интроверты, которым хорошо дома.

И время, которые они в школе тратят на ненужные предметы, они могут использовать для себя. Наш старший ребенок, например, изучает арабский и французский языки. Ему это интересно.

Дистанционное обучение во время карантина было организовано в разных школах по-разному. Я это наблюдала на примере своих детей. Один ребенок у нас учится в коррекционной школе. Там никакого дистанционного образования не было вообще. Они просто сделали большие каникулы. Когда родители стали просить организовать обучение, они стали раз в неделю высылать задания. Но это, конечно, ни о чем.

В начальной школе при храме прп. Сергия Радонежского в Солнцево было прекрасно организовано обучение. Его целиком перевели в Zoom. Только сократили уроки и увеличили перемены. Уроки не срывались, программу прошли очень быстро, еще до окончания учебного года. Классы небольшие, поэтому никаких проблем не возникало.

В городской школе занятия были организованы плохо. На онлайн-уроки постоянно заходили посторонние, ругались нецензурными словами, смеялись, срывали занятия. Пока весь класс успокаивался, проходила половина урока. Уроки физкультуры, музыки, технологии – это была полная профанация.

В частной языковой гимназии все было вовремя и понятно. В этом смысле частные школы больше мотивированы на хорошую организацию образования.

Нашей семье сейчас и финансово, и логистически выгоднее заниматься дома. Это, например, позволило нам уехать всей семьей на неделю в Крым и учиться там. У дистанционного образования, конечно, есть свои плюсы. Но оно должно быть хорошо организовано.

Любимым местом стал чулан

Дарья Мушреф, мама 6 детей:

Так как я не была готова к такому развитию событий и не думала, что это все так долго продлится, было сложно организовать нормальный учебный процесс. У нас в трехкомнатной квартире живет девять человек. В одной комнате – дедушка, в другой комнате работал папа, третья комната – для дошкольников, потому что им тоже нужно какое-то игровое пространство. И при этом еще четверых школьников нужно было рассадить и раздать им ноутбуки или планшеты.

Учителя иногда требовали, чтобы камера в какой-то момент включалась. А мы просто не могли это сделать. Дети сидели в ванной комнате, за ними висели халаты. И показывать это было неудобно. Двое сидели в чулане. Чулан вообще оказался самым любимым местом во время карантина. Все время хотелось куда-то спрятаться от остальных.

А я должна была все время контролировать, чтобы дети действительно присутствовали на уроке, слушали, а не играли на планшете, например. Параллельно мне надо было заниматься домашним хозяйством и дошкольниками, готовить, убирать.

Морально было очень тяжело. Вспоминаю, как страшный сон. Я выходила в магазин, садилась на Новом Арбате на качели и на совершенно пустой улице качалась и приходила в себя.

Дистант – это безумная нагрузка на детей. У некоторых было по шесть уроков подряд. У кого-то начинали болеть уши, у кого-то – глаза или голова.

Отдельным подвигом стали занятия в музыкальной школе.

Причем двое из моих детей заканчивали музыкальную школу, по классу арфы и по классу домры, им нужно было сдавать выпускные экзамены. А мне нужно было в общей сложности записать и прислать учителям около 35 сыгранных ими произведений. Причем их принимали не с первого раза.

Записали, отправили, оказалось, что «слишком быстро сыграл», переписали и так далее. В ванной, в туалете, на кухне, в комнате иногда одновременно звучали арфа, домра, скрипка и фортепиано.

Эффективность дистанционного образования зависит от ребенка

Священник Александр Лаврухин, директор Димитриевской школы, отец 11 детей:

В нашей школе изначально было принято решение о том, что количество синхронных дистанционных занятий в день может быть не больше двух у младших детей и не больше трех – у старших.

Поскольку в нашей школе обучаются, в основном, дети из многодетных семей, мы старались сделать так, чтобы одновременно проходило не больше двух конференций в разных классах. Максимум – три.

Таким образом, даже если в школе обучаются сразу пять детей из одной семьи, им не нужно было использовать больше 2-3 устройств одновременно для выхода в интернет. Помимо устройств в семьях есть еще проблема организации рабочего пространства каждого ребенка. Не хватает места. Этот нюанс мы тоже имели в виду.

Если оценивать результаты дистанционного обучения, все мы сейчас видим эти результаты – они ничтожны. Главный смысл этого мероприятия был в том, чтобы просто занять детей. Об этом сейчас откровенно говорят: результат был практически нулевым.

Такая форма обучения эффективна только для старших мотивированных детей. Может быть, с 9 класса. Для них она иногда может быть даже эффективнее обычной. А в целом, эффективность дистанционного образования очень сильно зависит от самих детей. Есть дети, которых сложно заставить заниматься просто в силу характера.

Но надо признать, что дистанционная форма оказалась очень удобной для организации общения педагогов, обсуждения общих вопросов, мозговых штурмов. Мы теперь проводим планерки исключительно в Zoom. Это гораздо удобнее. Раньше у нас никогда не получалось добиться того, чтобы на планерке присутствовали все педагоги. Сейчас участвуют все.

Коллажи Оксаны Романовой
Использованы фотографии диакона Андрея Радкевича и Юлии Руденко с сайта Pravoslavie.ru
Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?