Девять дней одного года: милосердный гид по ММКФ-2012

Что смотреть во время XXXIV Московского международного кинофестиваля? Мы составили наше собственное «милосердное меню» из картин разных конкурсов, программ и ретроспектив

Что смотреть во время XXXIV Московского международного кинофестиваля? Мы составили наше собственное «милосердное меню» из картин разных конкурсов, программ, ретроспектив и фильмов, выходящих в немудреный коммерческий прокат.

ММКФ подкрался незаметно – торжественная церемония открытия с Тимом Бертоном, Ренатой Литвиновой и прочей богемой состоялась вчера, 21 июня, а первый пресс-показ прошел тихой сапой аж в понедельник, три дня тому назад, и те из журналистов, кто на него не успел, те, как говорится, опоздали. Неразбериха с датами – добрая старинная традиция этого форума, которую мы невольно усилили, составив наше фестивальное расписание – ни в коем мере не претендующее ни на полноту, ни на объективность – начиная с пятницы 22 июля, времени выхода этой колонки. Основное достоинство, впрочем, ближайших девяти дней как раз в том и состоит, что до начала июля можно в почти круглосуточном режиме выбирать из солидного перечня картин, многие из которых или недоступны в остальное время, или недоступны на большом экране, или недоступны «с пленки».

Помимо четырех конкурсов («Основного», «Перспектив», короткого метра и документального), на фестивале представлена обширная внеконкурсная программа, включающая «Гала-премьеры», модный артхаус («8 ½ фильмов», «Свободная мысль» и др.), а также региональные (Anima Latina…), национальные («Немецкого кино. От десятилетия к десятилетию»…), студийные (Золотая коллекция «Юниверсaл Пикчерз»…) и авторские ретроспективы (Магия Любича, Эктор Бабенко…). Иными словами, даже если имена многих конкурсантов ММКФ, как это нередко случается на протяжении последних десятилетий, вам (как и большинству) ровным счетом ничего не говорят, вы всегда располагаете возможностью предпочесть какого-нибудь экзотичного кота в мешке или сделать выбор в пользу проверенной классики, нередко столь же малоизвестной.

22 ИЮНЯ

Королевство полной луны (Moonrise Kingdom, 2012). Последний на сегодня фильм Уэса Андерсона («Поезд на Даржилинг», «Бесподобный мистер Фокс»), открывавший последний Каннский фестиваль, стал одной из самых громких премьер и московского фестиваля, и одной из самых модных картин сезона в мировом масштабе. «Королевство» рассказывает о подростках середины 60-х гг. прошлого века, совершивших дерзкий побег из летнего скаутского лагеря. Во взрослых ролях – и в изящно-непривычных амплуа – выступили Билл Мюррей, Брюс Уиллис, Фрэнсис Макдорманд и Эдвард Нортон. Если не получится достать билеты, не огорчайтесь: одновременно с фестивалем фильм выходит в ограниченный прокат, а еще через месяц – на DVD и Blue-ray.
22:00, «Октябрь», зал 1 («8 ½ фильмов»)

23 ИЮНЯ

Поклонница (2012). Великий Виталий Мельников (достаточно назвать такие шедевры, как «Старший сын», «Женитьба», «Отпуск в сентябре»…), которому в мае исполнилось 84 года, выпустил еще нынешней зимой романтическую драму о романе Чехова (Кирилл Пирогов) с молодой писательницей Лидией Авиловой (Светлана Иванова). В фильме также снялись тяжеловесы советской школы – Светлана Крючкова, Олег Табаков и Иван Краско в роли Льва Толстого. Не путать фильм с затянувшимся проектом «Невечерняя» другого восьмидесятилетнего ветерана отечественного кинематографа – Марлена Хуциева, у которого тоже задействованы Чехов и Толстой.
22:00, «Октябрь», зал 1 («Гала-премьеры»)

Не желаете Мельникова – по соседству будут идти две новых работы его европейских коллег близкого возраста: драматическая «Дверь» (Az ajtó, 2012) Иштвана Сабо с, между прочим, Хелен Миррен в главной роли и документальная «В бездну: история смерти, история жизни» (Into The Abyss: A Tale of Death, a Tale of Life, 2011) Вернера Херцога о двух молодых американцах, осужденных на смертную казнь.

24 ИЮНЯ

Орда (2012).
Сюжет этого двухчасового эпоса потенциально интересен каждому православному россиянину. На дворе середина XIV века. Внезапно ослепшую мать всесильного владыки-хана Золотой Орды не могут вылечить восточные знахари и степные шаманы, но – судя по слухам – на это способен Киевский митрополит Алексий. Под угрозой полного сожжения Москвы, ханские послы требуют от князя Ивана Красного, чтобы «чудесный старик» прокатился с ними в Орду и вернул ханше зрение. Выбирать не приходится, и, помолившись, митрополит отправляется в путь…
Производство крупномасштабного исторического проекта Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова сопровождалось геополитическими спекуляциями и обидами. В частности, некоторые татарские ученые наперед обвинили создателей (еще не снятого и не виденного никем фильма) в неверном освещении истории «татарского народа». Лучшее средство понять, правы были критики или нет, – самому увидеть фильм, тем более что играют в нем Максим Суханов (лучшая роль, по мнению церковного историка и протоиерея Георгия Митрофанова), Андрей Панин, Александр Яценко, Виталий Хаев и другие блестящие российские актеры.
19:00, «Октябрь», зал 1 («Основной конкурс»).

25 ИЮНЯ

Завтра (2012).
Герои этого скромно названного фильма – самые странные граждане России. В магазинах они никогда ничего не покупают – только воруют. Живут по чужим квартирам. Даже имена у них не как у людей: Вор, Коза… Цыгане? Совсем нет – как выясняется во время обсуждения акции с переворачиванием милицейской машины, они считают себя художниками. И не только они. По мнению влиятельнейшего концептуалиста Андрея Монастырского, это самые значительные современные российские художники. Когда двое из них угодили под стражу, знаменитейший граффитист мира Бэнкси прислал внушительную сумму, чтобы освободить их под залог…
Да-да, речь о той самой скандально известной группе «Война». Достоинство фильма Андрея Грязева, который несколько месяцев жил с участниками «Войны», в том, что он фиксирует повседневную жизнь этого удивительного полуанархического прайда, воздерживаясь от навязывания зрителю авторских суждений – как за, так и против «персонажей». Больше всего, хотя прямо об этом не говорится, режиссера интересует малолетний сын героев Каспер – каким он вырастет в этих условиях?
Мировая премьера «Завтра» прошла на Берлинском фестивале, где фильм стал одной из сенсаций документального конкурса и вызвал множество самых яростных дискуссий.
19:00, «Октябрь», зал 2 («Конкурс документальных фильмов»)

26 ИЮНЯ

Желание (Wish, 2011). О причинах появления этого кино в предлагаемой нами программке достаточно скажет страна его происхождения: Северная Корея. И сюжет, очевидно, характеризующий кинематографию чучхе: «Ок Чхоль работает на строительстве электростанции вдали от своей семьи. Жена умоляет Ок Чхоля вернуться – он берет отпуск и отправляется домой. В его отсутствие на строительную площадку прибывает Верховный Главнокомандующий. Узнав об этом Ок Чхоль погружается в печаль. Но еще больше расстроена его жена — она винит себя за то, что интересы семьи поставила выше общественных. Теперь ее мечта – исполнить мечту мужа сфотографироваться с Верховным Главнокомандующим». За многое упрекают Московский фестиваль, и многие упреки справедливы. Но где еще, скажите на милость, мы увидим северокорейское кино да на большом экране? В наши дни, когда спрос на левую идеологию опасно возрастает, весьма полезно видеть северокорейский страшный опыт, проходящий на наших глазах и столь идеологически близкий нашему – советскому.
15:00, «Октябрь», Зал 10 («49 мест»)

Кто не готов знакомиться с северокорейским соцреализмом (тем более это дневной показ), может посмотреть вечером душераздирающую драму «Виолетта отправляется на небеса» (Violeta se fue a los Сielos, 2011) – фильм-портрет чилийской певицы и собирательницы фольклора Виолеты Парра, чья жизнь трагически оборвалась. Этот музыкальный лирический байопик прошел незамеченным многими нашими критиками, но получил Гран-при жюри на почтенном фестивале независимого кино «Сандэнс».
22:30, Летний Пионер, зал 1 («Anima Latina»)

27 ИЮНЯ

Студент (Student, 2012). Последователь Робера Брессона Дарежан Омирбаев известен синефильской публике с 1980-х, когда его картины стали получать одна за другой призы сперва на азиатских, а затем на европейских форумах, среди которых и Венеция, и Канн. Предыдущая картина Омирбаева «Шуга» не просто получила призы, но и была названа в десятке лучших фильмов года по версии авторитетного журнала «Кайе дю Синема».

«Студент» – выражаясь современным языком – римейк романа Достоевского «Преступление и наказание», снятый (как почти все казахстанское кино) на русском языке. И – на современном материале: нищий студент философского факультета Алматинского университета задумывает одним махом решить жизненные проблемы, убив того, у кого денег значительно больше… Но, как помнят читатели русской классики, даже на этапе совершения преступления все оказывается значительно сложнее. Премьера римейка, неожиданно актуального в капиталистическую эру, общую и для России, и для Казахстана, состоялась в Канне в программе «Особый взгляд», где «Студент» считался фаворитом.
21:30, «Октябрь», зал 4

В случае, если казахское искусство произведет на вас тягостное впечатление, его можно попытаться смыть иронической комедией легендарного британского маэстро Кена Лоуча «Доля ангелов» (The Angels’ Share, 2012) – она начинается в соседнем зале в 22 часа.

28 ИЮНЯ

В этот день мы предлагаем выбрать, например, между «Ван Гогом» (Van Gogh, 1991) Мориса Пиала (22:00, «Октябрь», зал 9, «Картины с выставки») , арт-миниатюрами из Программы мастерской «Зрелищные искусства» (22:00, «Октябрь» 11, «Сине-фантом») , которые больше нигде не увидишь, и ностальгическими «Американскими граффити» (American Graffiti, 1973) Джорджа Лукаса, которые когда еще увидишь на большом экране (18:30, «Октябрь», зал 4).

29 ИЮНЯ

На этот день мы предлагаем две совместимые по времени картины, не в силах жертвовать ни одной из них. «Да здравствуют антиподы» (¡Vivan Las Antipodas!, 2011). Чрезвычайно красочная и эффектная документалистика авторитетнейшего Виктора Косаковского («Лосев», «Свято», «Тише!») открывала прошлогодний Венецианский фестиваль. «Антиподы» были задуманы режиссером 10 лет назад, на его собственной ретроспективе в Буэнос-Айресе, когда Косаковский внезапно осознал, что из-за обилия океанической поверхности на Земле не так уж много точек, совпадающих друг с другом, если протянуть леску до противоположной стороны планеты. Напротив Буэнос-Айреса будет «самый шумный город на планете» – Шанхай; напротив Испании – Новая Зеландия, и только одна страна на всю Африку, Ботсвана, «упадет» на Нидерланды. Есть такое место и в России, вокруг озера Байкал, – напротив него самое, по словам режиссера, мистическое и торжественное место в Чили – мыс Горн, соединяющий Атлантический и Тихий океаны.
29 июня 17:30, «Октябрь», Зал 5 («Свободная мысль»)

После полудня (Nachmittag, 2007). Ангела Шанелек – одна из самых ярких представителей так называемой «новой берлинской школы» – тихого, почти аскетического направления, исключительно чуткого к бесшумному миру человеческой души. «После полудня» – блистательная (не побоюсь этого слова) экранизация чеховской «Чайки», переосмысленная от и до. Действие протекает в современной столице Германии, а беды у персонажей – те же самые, что у жителей русской усадьбы.
29 июня 21:00, «Октябрь», зал 9 («Немецкое кино. От десятилетия к десятилетию»)

30 ИЮНЯ

Гавр (Le Havre, 2011).
Закончим фестиваль комедийной драмой, которая имела неосторожность выйти в ограниченный прокат в одно время с ММКФ. «Гавр» продолжает рабочую тематику последних картин финна Аки Каурисмяки, усиливая ее неожиданной пропагандой всяческого гуманизма и незаконной эмиграции из стран третьего мира. Стареющий чистильщик обуви Марсель, у которого все не слава богу (хроническое безденежье, тяжело больная жена), сохраняет интеллигентность, благородство манер и осанки, а еще изо всех сил помогает столь же интеллигентному чернокожему беженцу-подростку незаконно пересечь Ла-Манш и воссоединиться с матерью. Каннский лауреат и один из лучших, подлинно христианских фильмов прошлого года; нежное, трогательное, но притом не стыдное и не плаксивое кино. Лучшие рекомендации.

PS Обязательно уточняйте время и место показа – они могут быть перенесены. Приятного просмотра!

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.