Депрессия как главная болезнь двадцать первого века

Николай Незнанов, председатель правления Российского общества психиатров, считает, что необходимо разработать государственную программу по профилактике депрессии. А возможна ли она?

Фото: shotgallery.livejournal.com

Владимир Воробьев, профессор психиатрии, утверждает: «От депрессии нет профилактики»

Врачи говорят о распространении депрессии как о своего рода пандемии: через 20 лет от нее будет страдать почти половина населения Земли. Впрочем, есть пул специалистов, которые считают, что в психиатрии, где всегда есть области смежной симптоматики, существует такое явление, как есть «мода» на болезни, и диагноз «депрессия» уже несколько десятилетий на пике моды.

Чаще всего депрессия возникает на фоне стрессов, поясняет доктор медицинских наук психиатр-психотерапевт профессор Владимир Воробьев. Сильные потрясения – разводы, смерть близкого человека, потеря работы – провоцируют возникновение депрессивного состояния. Первый приступ может быть реактивным состоянием – взрыв, эмоции. Потом это принимает характер обычной депрессии.

Причины такого всплеска депрессий ученые установить не могут

Сейчас в мировой практике возникли новые тенденции по отношению к депрессии. Во-первых, отмечает профессор Воробьев, депрессию стали диагностировать чаще. «Это расстройство отличается от других психосоматических расстройств самым высоким темпом роста. В конце двадцатого века с помощью компьютеров стало возможно собрать статистику, – например, какому количеству пациентов выписаны антидепрессанты. И уже тогда процент депрессий стал перекрывать статистику ишемических заболеваний сердца. Потом были перекрыты вообще все сердечно-сосудистые заболевания. Депрессия так рванула, что, если темп ее нарастания сохранится, то, по расчетам медиков, к середине 21 века она захватит более 40 процентов населения. Причины такого всплеска депрессий ученые установить не могут», – отмечает профессор.

Не буйство, а вселенская тоска

«Я работал по программе «12 шагов» вместе с представителями Церкви, это православная программа реабилитации страдающих наркоманией и алкоголизмом. И очень часто рождались споры о депрессии между представителями Церкви и нами, врачами. Клирики лечат депрессию верой и волей. У нас, медиков, – лечение медпрепаратами. Каждый имеет право на свою правду. Может быть, и хорошо объединять усилия в этом».

«Должен заметить, что проявления депрессии меняются с течением времени. В повседневной практике, замечу я, еще несколько десятилетий назад были часты маниакальные проявления. О таких людях в быту говорили: «дьявол вселился» – это когда человек буйствует. Но вот это буйство давно не фиксируется, не диагностируется. «Маниакально-депрессивный психоз» –  такой диагноз отменен в международной классификации, он практически не встречается», – говорит Владимир Воробьев.

Изменения в проявлении депрессивных расстройств – еще одна новость в медицинской практике

«А были страшные вещи, – вспоминает профессор. – Человек мог бросаться головой на каменную стену, и так далее. Сейчас такие проявления – экзотика. И такие люди обладали невероятной силой. Маленький человечек мог покалечить нескольких людей, и они не могли с ним справиться! Я еще застал время, когда психиатрам давали 40 процентов надбавки, и покалеченных врачей тоже видел. Я и сам по физиономии от бабушки получал, которая еле ходила. Сейчас они пропали».

Подобные изменения в проявлении депрессивных расстройств – еще одна новость в медицинской практике. Так что сейчас – чаще тоска и сплин. Один из признаков депрессии – тоскливое состояние, ангедония – отсутствие чувства удовольствия от всего. Выглянуло солнышко, тебе сделали комплимент – но тебе все равно, в душе никакого резонанса. И еда вкусная не радует, и ничто другое, это характерно для депрессии, поясняет эксперт.

Второй частый признак – апатия, когда ничего не хочется делать. «Например, живет чистоплотная женщина, у которой дома не пылинки, – и вдруг ей приходится заставлять себя делать то, что раньше делалось  само собой, «с песней по жизни», составляло часть ее характера и самоощущения. Это два основных симптома. А по степени тяжести выделяют еще и дополнительные симптомы. Потеря сна, веса, суицидальные мысли. Если набирается количество симптомов и если они держатся не меньше месяца, а не недельку, – то ставится диагноз «депрессия»», – говорит Владимир Воробьев.

Ходите к психиатру чаще!

Появляются и маскированные виды депрессии. «Например, у ребенка гиперактивность. Органики при этом никакой нет. Ему ставят диагноз «гипертонус». А когда малыш подрастает – у него проявляется уже предманиакальное состояние: ребенок становится солнечный, подвижный. Потом в пубертате может начинаться, наоборот, снижение настроения. Это и есть биполярная депрессия – то вверх, то вниз», – поясняет специалист.

Уберечься от депрессии – невозможно

Вообще люди мало обращают внимание на свое состояние. «У человека выпадают волосы – он идет к врачу. Его чем только не лечат – а у него депрессия! Но идет он к трихологу, а не к психологу. С гинекологическими проблемами (речь идет о нарушениях цикла) тоже женщины идут к  врачу-гинекологу, а в большом количестве случаев речь идет о симптомах депрессии. Нужно приучать себя посещать психотерапевта. Таких скрытых депрессий огромное количество», – говорит Владимир Воробьев.

«В моей практике был случай: парень лечился у меня психотерапией, без лекарств. Он жил в семье, но был трудным подростком. Скандалил. И однажды поджег дверь, поссорившись с дедушкой, – вспоминает эксперт. – А тогда были лесные пожары, и милиции была нужна статистика – вот, мол, поймали нарушителя. В итоге дело дошло до суда, где экспертиза признала у него шизофрению. Его хотели поместить в психиатрическую лечебницу». Однако профессору Воробьеву удалось доказать, что молодой человек страдает от депрессии, а вовсе не от шизофрении, и подросток избежал уголовного наказания и принудительного лечения от болезни, которая у него отсутствовала.

Настоящая классика

А вот уберечься от депрессии – невозможно, говорит профессор. Если уж ты родился личностью с определенной душевной организацией, то готовься к  возможным проблемам. «Половина населения депрессией не страдает. У них она никогда не возникнет. У остальных – возникает», – говорит Воробьев.

Так что не поможет ни диета, ни сладкие плюшки, ни красивые наряды, ни общество жизнерадостных людей – даже наоборот, отмечает профессор, если вокруг потенциально  депрессивного человека много радостных людей, его это может еще быстрее загнать в тоскливое состояние. Профилактики же депрессии не существует.

На превью статьи: Винсент Ван Гог, «Напороге вечности», фрагмент

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?