Православный портал о благотворительности

Дело Екатерины Бурнашкиной: что известно о судьбе брошенного в турецком аэропорту младенца и его матери

В подмосковной Электростали идет суд по делу о лишении родительских прав 19-летней Екатерины Бурнашкиной. В октябре 2024 года она родила и бросила младенца в аэропорту турецкой Антальи. Мы собрали информацию об этой истории

Екатерина Бурнашкина. Фото: ALPARSLAN CINAR/DHA

14 октября 2024 года 18-летняя гражданка России Екатерина Бурнашкина родила дочь в туалете аэропорта Антальи (Турция) и оставила ее там. После родов Екатерина направилась на регистрацию рейса в Москву вместе со своей матерью.

Ребенка обнаружила уборщица примерно через 10–12 минут после родов. По сообщениям СМИ, девочка лежала в унитазе. Полиция просмотрела записи камер видеонаблюдения и задержала Бурнашкину и ее мать до посадки на рейс.

Не знала о беременности?

«Вообще, по фигуре я постоянно то поправлюсь, то худею, поэтому я не могу сказать, что как-то изменилась для себя за это время», – рассказала позже «МК» Екатерина Бурнашкина.

По ее словам, она регулярно посещала врачей, которые также не смогли заметить беременности. Так, меньше чем за полгода до родов она прошла полный медосмотр, и гинеколог поставил ей в медицинской книжке отметку, что она не беременна. Более того, уже в Турции за два дня до родов она из-за ухудшения самочувствия обратилась к врачу, и тот предположил, что у нее проблемы с желудком. Поэтому роды в аэропорту стали для Екатерины полной неожиданностью.

«Я сдавала багаж, мне было очень плохо, и думала, что у меня начинаются месячные, а уже были потуги, – говорит она. – Но и о потугах я тоже не догадалась. Когда я родила в туалете, то, естественно, очень сильно испугалась. То, что писали в СМИ, что я ребенка топила, им было б что написать, все равно что… Как будто бы они там со мной были. Мне было дико страшно. Это надо пережить такое, чтобы почувствовать. Мама о родах вообще не знала до того момента, как нас начали арестовывать».

Верить или нет? Может ли женщина не заметить беременность?

СМИ время от времени сообщают о случаях, когда роды стали для матери неожиданностью. Несколько лет назад стало известно даже о женщине, которая неожиданно для себя родила тройню. Правда, чаще такое случается с полными немолодыми роженицами, которые связывают прекращение цикла с наступлением климакса. Но бывает и так, что у женщины обычного телосложения в ходе беременности сохраняется цикл, а живот увеличивается незаметно.
Такое явление называется скрытой беременностью и может быть обусловлено разными причинами, рассказала «Известиям» врач акушер-гинеколог Центра репродуктивного здоровья «СМ-Клиника» Виктория Фисюк.
«Некоторые женщины могут испытывать страх забеременеть и сознательно отрицать факт ее наличия вплоть до родов. Такое тоже встречается в практике врачей, но крайне редко», – подчеркивает эксперт.
Президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская назвала «чудовищно жестокой» реакцию тех, кто комментирует эту историю в соцсетях, выражая недоверие к словам юной матери.
«У нашего фонда есть проект по профилактике отказов от новорожденных, – рассказала она. – Когда мы его начинали, мы проходили обучение в Институте перинатальной психологии. В учреждениях, на базе которых он был создан, еще в советское время, в 1980-е годы, велись исследования кризисной беременности. Оказалось, что, если беременность нежелательна, мозг матери может в каких-то случаях просто блокировать информацию о ней. И женщина узнавала о ней на поздних сроках, когда аборт не допускался и по советским законам и правилам. А то и непосредственно перед родами.
Другой пример, который нам приводили, – из жизни племен, у которых рождаемость регулируется инфантицидом. После рождения ребенка племя решает нужен он или нет. Если мало еды или, допустим, родилось слишком много девочек, или мальчиков, – мать должна убить «ненужного» новорожденного.
И у них формируется представление, призванное защитить женщину от травмы: считается, что ребенок «посылается» через женщину высшими силами непосредственно в момент рождения. Так вот, оказалось, что в таких племенах женщины даже на больших сроках не чувствуют себя беременными, не обращают внимания на то, как шевелится ребенок. Эти ощущения блокируются мозгом. Наша психика так умеет делать с нами.
Опять же, тоже вполне медицинская ситуация: живот может по-разному расти во время беременности. В том числе и не очень сильно, до последних сроков. Особенно если человек полный, это вообще может быть слабо заметно.
В результате мы можем допустить, что действительно все было именно так, как эта девочка рассказывала. Она не поняла, что она беременна. Не заподозрила это ее мама, к которой у меня больше вопросов, но тем не менее такое тоже может быть. Мы не разглядываем живот своих почти взрослых детей, условно говоря, с пристрастием, если у нас нет подозрений, что нужно это делать.
Для Екатерины эти роды могли стать шоком. Это признал и турецкий суд, снявший с нее обвинения в попытке умышленного убийства дочери. Хотя понятно, что она оставила ребенка в опасности. Вопрос, делала ли она это сознательно или действительно была не в себе, в шоке, аффекте, после внезапных родов».

Суд в Турции

Гражданка России Елена Бурнашкина, мама Екатерины (слева), и ее адвокат (скриншот видео)
Гражданка России Елена Бурнашкина, мама Екатерины (слева), и ее адвокат (скриншот видео). Фото: Заман Рамазанов / РИА Новости

В феврале 2025 года суд в Анталье приговорил Екатерину Бурнашкину к 15 годам тюремного заключения по обвинению в покушении на убийство близкого родственника. Ее мать Елену оправдали.

9 июля 2025 года апелляционный суд Антальи переквалифицировал обвинение с «покушения на убийство» на «оставление ребенка в опасности» и освободил Екатерину из-под стражи, зачтя отбытый срок (около 9 месяцев). Адвокат Айшегюль Кюбра Полат добилась такого решения, утверждая, что ее подзащитная не совершала умышленного преступления.

«Мы подали жалобу, поскольку считаем, что даже по предъявленному обвинению – оставление ребенка – Екатерина не должна была получить наказание, – заявила она MSK1.ru. – Мы исходим из того, что это не покушение на убийство. Покушение на убийство – серьезное преступление, а инкриминируемое Екатерине деяние относится к категории значительно менее тяжких. Соответственно, и наказание не должно быть столь суровым».

Почему строгий приговор пересмотрели?

«Было доказано, что я не знала, что была беременна, – говорит Екатерина Бурнашкина. – У меня на руках было много документов, что я накануне обращалась в страховую, и мне ставили совсем другой диагноз. А то, что я испугалась, когда в туалете родился ребенок, то это бы любой человек испугался бы».

Вернули в Россию: что дальше?

Аэропорт Антальи. Фото: Сергей Пивоваров / РИА Новости

Новорожденную девочку отправили в больницу, затем – в турецкий дом малютки. В генконсульстве России в Анталье ей оформили свидетельство о рождении и российское гражданство. Как сообщали тогда в больнице, проблем со здоровьем не было, ребенок находился в удовлетворительном состоянии. В больнице о новорожденной заботился приход Русской Православной Церкви в Анталье.  

В июне 2025 года младенца привезли в Россию, где передали в приемную семью из Павловского Посада (Подмосковье). Супруги Марина и Петр М. уже воспитывают одного приемного ребенка, взятого под опеку в 2018 году.

Что такое гостевые семьи

Речь идет о проекте гостевых семей, которому в Московской области придают большое значение. Не так давно в соцсетях активно обсуждался ответ областного Минсоца на запрос депутата госдумы Николая Николаева, где говорилось о порядке передачи детей в такую семью. Поводом для запроса стали жалобы на то, что гостевая семья препятствует контактам ребенка с родственниками и его возвращению в кровную семью. В ответе говорится, в частности, что специалисты органов опеки и психологи по сигналу о семейном неблагополучии выезжают на место жительства ребенка и оценивают целесообразность его оставления в семье, а если считают необходимым его отобрать – ищут сперва кровных родственников, готовых забрать ребенка, и только если это невозможно или родственникам требуется много времени на дорогу – передают ребенка в гостевую семью.

Кому быть опекуном?

Еще в октябре 2024 г. вице-спикер госдумы Анна Кузнецова говорила о вероятности того, что ребенка отдадут под опеку дедушке. 13 июня 2025 г. губернатор Подмосковья Андрей Воробьев сообщил о возвращении девочки в Россию и помещении ее в гостевую семью. Рассказывая об этом формате, он подчеркнул, что в гостевой семье «ребенок на воспитании временно, пока наши службы помогают родной семье решить трудности».

По словам Екатерины Бурнашкиной, ее родители сразу же обратились в органы опеки с просьбой передать им внучку. Для нее приготовили кроватку, коляску. Но ребенка бабушке и дедушке не вернули – вместо этого предъявили «огромное количество требований».

«Например, моя мама должна пройти ШПР (школу приемных родителей), а без этого она не имеет права растить родную внучку, – говорит молодая женщина. – Хорошо. Они согласны выполнить все эти правила, лишь бы Николь была вместе с нами. Получается, что в далекой стране Турции к моим доводам прислушались, мне поверили, а здесь у нас предлагают отдать ребенка, у которого есть мать, бабушка, дедушка в приемную семью, и это считается нормально».

Представляющая интересы семьи юрист Виктория Елисеева (видеозапись ее заявления опубликована у нее в Telegram) утверждает, что отец Екатерины Бурнашкиной был введен в заблуждение. Из-за своей работы он не мог покинуть пределы России, и ему предложили подписать документы на помещение внучки в замещающую семью, чтобы временные опекуны получили право вывезти ребенка из Турции.

Полюбили и решили оставить себе?

Фото: freepik

После возвращения девочки в Россию временные опекуны обратились в суд, требуя лишить Екатерину Бурнашкину родительских прав. По их настоянию, дело слушается в закрытом режиме.

Как рассказала РЕН ТВ адвокат опекунов Мария Яковлева, они привязались к девочке и не намерены расставаться с ней. «Девочка живет в любящей семье, они постоянно гуляют, никакого стресса у нее нету. Семья очень полюбила девочку, как свою. У них уже есть опыт общения с приемными детьми, они проходили соответствующие курсы, и они настроены ее оставить», – пояснила юрист.

В ходе обсуждения дела Екатерины Бурнашкиной в Telegram-канале губернатора Андрея Воробьева был опубликован ответ от имени Минсоцразвития Подмосковья, где говорилось, что передать девочку родственникам сейчас «не представляется возможным», и утверждалось, что мать ребенка якобы уже отбывает наказание. В настоящий момент этот комментарий удален. Редакция «Милосердия.ru» сохранила его скриншот.

Нельзя забывать, что приоритетное право на воспитание должны иметь кровные родственники, подчеркивает президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. Понятно, что пока в отношении матери ведется, теперь уже в России, уголовное дело, никто ей ребенка не отдаст. Но у девочки есть родные бабушка и дедушка.

«В сети сообщается, что они заявили о согласии взять внучку под опеку, но до сих пор им не дали ответа по этому вопросу, не обследовали их квартиру на предмет пригодности для ребенка и т.д., – отмечает эксперт. – Такого быть не должно, по правилам ответ на такое заявление должны дать достаточно быстро, а если они подали заявление на предварительную опеку, то и вовсе за несколько дней».

Даже если дедушка подписал, как это сообщается, просьбу о помещении ребенка в гостевую семью, это не отнимает у него права подать после этого заявление на родственную опеку. Нет оснований не отдавать ему или его супруге внучку. Гостевая семья предназначена именно для временного размещения ребенка, напоминает Елена Альшанская.

Также она уточнила, что родителей Екатерины Бурдашкиной не должны принуждать пройти школу приемных родителей – в отношении близких родственников, которыми являются прямые бабушка и дедушка, такого требования нет, они имеют права забрать ребенка без прохождения ШПР. При этом в фонде считают прохождение ШПР полезным и рекомендуют его в том числе при родственной опеке. Но это можно сделать и потом, когда ребенок уже в семье.

«Я также считаю неправильной ситуацию, когда временная семья подает в суд на лишение матери родительских прав. Подобные ситуации дискредитируют весь институт временных приемных семей, сам по себе очень важный и нужный. Действительно, могут быть и такие обстоятельства, при которых ребенка не получается вернуть в родную семью, и он может остаться в приемной семье уже под постоянной опекой. Но поднимать этот вопрос могут только органы опеки, которые должны работать отдельно с кровной семьей, отдельно – с замещающей», – подчеркивает руководитель благотворительной организации.

По ее словам, сейчас в России сложилась нездоровая практика, когда органы опеки сами не хотят подавать в суд на лишение родительских прав там, где это действительно необходимо, а требуют этого от опекунов (чаще всего это не временные гостевые, а обычные приемные семьи).

«Человек берет ребенка под опеку, и от него прямо-таки требуют, чтобы он подавал на лишение прав кровных родителей. Это и с психологической точки зрения очень вредно – ребенок вырастет и спросит у приемных родителей, зачем они так поступили. Нельзя сеять раздор между семьями, нельзя заставлять эти действия делать опекунов», – говорит Елена Альшанская.

Следующее заседание по делу о лишении Екатерины Бурнашкиной родительских прав назначено на 4 сентября. Процесс был отложен, поскольку суд намерен привлечь к нему МИД в качестве третьего лица. Дело может затянуться, поскольку речь идет о событиях, случившихся за границей, предполагает Мария Яковлева.

Суд и дело

20 августа стало известно о возбуждении уголовного дела в отношении 19-летней жительницы Электростали, которую подозревают в покушении на убийство своего новорожденного ребенка (ч. 3 ст. 30, ст. 106 УК РФ). «По данным следствия, 13 октября 2024 года подозреваемая, находясь в помещении туалетной комнаты аэропорта иностранного государства, самостоятельно родила жизнеспособную девочку. Затем девушка оставила новорожденную дочь и покинула помещение. Впоследствии ребенок был найден обслуживающим персоналом аэропорта и доставлен в больницу для оказания медицинской помощи», – заявили в подмосковном управлении СКР. Там пояснили, что мать не задержана, она дала обязательство о явке.

В свою очередь, Мария Яковлева считает, что по уголовному делу максимальным наказанием для Екатерины Бурнашкиной может стать лишение свободы на срок до трех лет.

В сети распространен скриншот ответа Минсоцразвития Подмосковья на запрос одного из активистов (подлинность его пока не проверена), где сообщается, что уголовное дело по обвинению Екатерины Бурнашкиной было начато по инициативе одного из временных опекунов.

Также там утверждается, что в распоряжении ведомства нет официальных документов о прекращении уголовного дела в отношении Екатерины Бурнашкиной и ее матери на территории Турции.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен
Exit mobile version