«Давай, ты будешь родоначальником»

Сейчас в Свято-Софийском детском доме 9 мальчиков в возрасте от 9 до 17 лет. Что изменилось. Когда детдом стал православным? Раньше нужно было прятать храм, приходилось молчать о том, что здесь молятся, сейчас можно молится открыто. А люди работают те же, православные. И зарплаты те же — маленькие. В 90-е годы в детей в буквальном смысле подбирали на улице, родители пили, употребляли наркотики, многие потеряли жилплощадь. Мальчики, которые сейчас играют в футбол на площадке перед детским домом, попали сюда совсем маленькими — из дома ребенка. Другого дома у них не было

Апрель: то мокро, то сухо. Возле школы асфальт расчерчен мелом и, учебная «Рябинушка» далеко слышна из распахнутых окон. Детский смех и голоса растекаются ручейками от школы во дворы. По дороге, мимо рабочих, которые красят полосатого «лежачего полицейского» взрослые ведут из школы детей. В детском садике галдит малышня. На площадке гоняют футбольный мяч мальчишки и взрослый мужчина. Площадка отделена от дороги, школы, двора и садика забором. У мужчины вид какой-то не спортивный — разве бывают спортсмены с бородой? На брюках у него заглажена складка, длинные волосы собраны сзади резинкой. Мужчина — воспитатель православного Свято-Софийского детдома, а мальчишки — детдомовцы.


Из юбилейного буклета к 15-летию общины храма св.блгв. царевича Димитрия при 1 ГКБ:
Забота о детях, особенно о детях-сиротах, с самого начала была важной частью деятельности общины. Это привлекало в общину и новых людей. Так, зимой 1991 года группа добровольцев, навещавших сирот, привезла в храм несколько детишек из интерната для детей-сирот № 68 — они узнали о больничном храме и организующемся сестричестве. Отец Аркадий приезжал в этот интернат беседовать с детьми, а в апреле 1991 года здесь состоялось первое крещение. Каждое воскресенье детей из интерната привозили в храм, они исповедовались и причащались. С 1992 года община также стала помогать детям в приюте неподалеку от метро «Профсоюзная». Но изменить их жизнь, просто навещая, было невозможно. Необходимо было создать детский дом при сестричестве.

В конце 1993-го — начале 1994 года совместными усилиями сестричества и департамента образования Москвы был создан приют для девочек. 9 апреля по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в приюте была освящена домовая церковь во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Духовником детского дома стал прот. Аркадий Шатов.

Перед Пасхой 1994 года появилась первая девочка, и к началу лета приют был заполнен — в нем жило уже около 12 детей. Приют имел статус государственного, но весь персонал в нем был из воцерковленных людей, многие из которых являлись прихожанами храма св. блгв. царевича Димитрия, директором стал будущий священник Александр Доколин.

В 1998 году приют стал детским домом № 27. Поскольку он оставался государственным, возникали препятствия для создания в детдоме православной среды, воспитания детей в вере. И вот после долгих трудов и ходатайств о. Аркадия и всех сотрудников детского дома осенью 2003 года Городская дума приняла решение о закрытии 27-го и открытии Свято-Софийского православного детского дома.

Сейчас в Свято-Софийском детском доме 9 мальчиков в возрасте от 9 до 17 лет. Что изменилось. Когда детдом стал православным? Раньше нужно было прятать храм, приходилось молчать о том, что здесь молятся, сейчас можно молится открыто. А люди работают те же, православные. И зарплаты те же — маленькие. В 90-е годы в детей в буквальном смысле подбирали на улице, родители пили, употребляли наркотики, многие потеряли жилплощадь. Мальчики, которые сейчас играют в футбол на площадке перед детским домом, попали сюда совсем маленькими — из дома ребенка. Другого дома у них не было. В коридоре детдома висит газета, которую делают ребята и графики успеваемости. Под каждым именем приколоты картонные божьи коровки (пятерки) и облака (четверки), тройки на графике не обозначают. Графики помогают учебе — мальчишки соревнуются, у кого пятерок-коровок. больше «Мои дети» — так говорит про них директор, Инна Корнелиевна Аствацатурова:

— В детстве многие из нас читали книгу «Республика ШКИД». У вас такие же проблемные ребята?
— Это были другие дети. Другие родители, другие причины сиротства. Революция, гражданская война … А у нас — социальное сиротство. Пьянство и наркомания, вот и все причины. Это — дети алкоголиков и наркоманов, от этого никуда не денешься. И, конечно, роль Церкви в воспитании этих детей колоссальная. Если они делают что-то плохое, они осознают что это плохо и что им придется сказать об этом священнику на исповеди…

Они провели здесь всю жизнь, и я вам скажу, что они неплохо учатся. Не так плохо, как можно было ожидать. Четверки-пятерки. Тройки — редко. Но, забывайте, что репетитор уроки с ними делает каждый день. Пением они занимаются серьезно. Спектакли ставят. Если вы наш спектакль посмотрите, вы придете восторг. Но это все работа педагогического коллектива. И я вам никаких гарантий не дам, что к 16-18 годам все будет так же гладко и спокойно.

— А у самого старшего мальчика, которому уже 17 лет, у него есть планы на будущее?
— Да. Он собирается поступать в Тимирязевку. Вообще, я думаю, что в таких детских домах обязательно должны быть мастерские. Но у нас сейчас нет помещения, нам никто не позволит здесь создать мастерские. Вот есть один мальчик, с прекрасными руками и с желанием что-то делать. Он никогда не сможет одолеть высшую школу, но из него может получится хороший мастер. А отдать его в профессиональное училище я не могу –там определенная социальная среда, и что там с ним будет? Сейчас мы просто изолировали их от среды, обеспечили образование воспитание обучение, мы сделали для них все, что можно сделать, а что будет дальше, время покажет.


Они все интеллектуально сохранны, но – с задержкой развития. Все без исключения. Но они выравниваются. Вот, например, Никита: если вы с ним поговорите, увидите, что у него прекрасная речь. Люди, которые видят моих детей на мероприятиях, говорят: «Это, наверное, какой-то английский колледж пришел».

— Они ощущают себя сиротами?
— Они не знают ничего другого. И это тоже проблема. Мы пытаемся их знакомить с семьей. Знакомство это приходится начинать с самых элементарных вещей – рассказывать, что такое квартира, кто такие папа, мама. Они сходили в гости в семью и сказали: «Мы все поняли, дядя Володя у вас директор». Они вам с удовольствием споют: «Сирота я сирота-сиротинушка, одинокая во поле былинушка», но это не серьезно. Они не брошенные, с ними занимаются тут с самого детства, не со всяким домашним ребенком так занимаются, как с ними. Мне как-то один мальчик пробовал сказать: «Вы меня ругаете, а я никогда не знал своих папу и маму…» А я ответила: «Да ты, может быть на коленках должен благодарить Бога за то, что ты их не знал!» А потом он у меня попросил: «А вы не могли бы что-нибудь узнать о моей родословной?» Я говорю: «Давай, мы с тобой так решим — ты будешь родоначальником»

— А если бы они росли в семьях, последствия социального сиротства были бы меньше?
— Нет. У нас «возвращенцы» есть. Не справляются с ними в семьях. Люди, которые берут этих детей себе, не представляют, с какими трудностями столкнутся. Конечно, такие трудности могут быть и родными детьми. Время взросления вообще очень непростое для родителей, но это свои дети. А когда у вас в подкорке сидит, что это не ваш ребенок и что все беды оттого, что он не ваш, и что от него можно избавиться… вы это делаете.
Алеша, старший мальчик, 17 летний — выброшен из семьи. Усыновители не справляются, сталкиваются с такими вещами, что не тянут.

— Часто ли меняются воспитатели в вашем детском доме?
–У нас мальчики, значит, нужны мужчины, но не просто, а воспитатели мужчины. Если у мужчины есть дети, это еще не значит, что он сможет быть воспитателем в детском доме. А у нас зарплата очень скромная, не каждый согласится.

— Молитва входит в распорядок дня?
— Да, этим он и отличается от светских детдомов. И отношением отличается. Мы ребенка воспринимаем не только как …генетическую субстанцию, а, прежде всего — как творение Божье. Это дает и нам силы с ними работать.

— Дети с удовольствием ходят в храм, или это для них повинность обязанность?
— Им тяжело, конечно. Выстоять православную службу непросто. Но попробуйте им сказать, что они в храм не пойдут, это для них наказание. Я говорю старшим детям: «Паша и Денис, если вы хотите, можете молиться вместе с преподавателями». «А я?» «А я?» «И я хочу со взрослыми молиться!» Они знают, что взрослое молитвенное правило длиннее, но они хотят молиться вместе со взрослыми. Тем, кому я могу разрешить на полчаса позже ложиться спать, приходят молиться вместе с нами.


–Инна Корнелиевна, после стольких лет работы в детском доме у вас рассеялись какие-то иллюзии?
— Все мои иллюзии…сохранились в полном объеме. Только это не иллюзии.
Это — надежда.

Записала Алиса Орлова

Свято-Софийский детский дом ищет сотрудников…
Нужды медицинские сестры, диетсестра, инструктор ЛФК. Детдом находится в районе ст.м.«Университет».

…и спонсоров
Получается, что детский дом для этих детей — единственный возможный дом.
Этот детский дом отличается от государственных аналогов. Прежде всего, отношением воспитателей к детям. Здесь их любят, с ними занимаются, воспитывают и делают это вовсе не из-за зарплаты.

Но детские дома нужно содержать. Государство выделяет на одного воспитанника Свято- Софийского детского дома 10 тысяч в месяц. Питание – одежда – канцелярские принадлежности. Оплату коммунальных услуг, мебель, оборудование, зарплату сотрудников — все это финансируют спонсоры. И спонсоры детскому дому нужны всегда, ведь на хорошее воспитание нужно немало средств.

Православный Свято-Софийский детский дом
Адрес: 119311 Москва, ул. Крупской, д. 12а.
Телефон для связи: (495)133-8725
ИНН/КПП 7736500728/773601001,
код ОКПО — 72082736,
р/с 40703810400100002723 в Октябрьском филиале ПАО «МИнБанк», г. Москва,
к/с 30101810300000000600, БИК 044525600.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?