«Чужих людей на Земле нет»

Относиться к мигрантам в любом случае нужно по-человечески, понимая, что все, что происходит с трудовыми мигрантами в России, происходит с людьми. Мнение иеромонаха Димитрия (Першина)

Относиться к мигрантам в любом случае нужно по-человечески, понимая, что все, что происходит с трудовыми мигрантами в России, происходит с людьми. Мнение иеромонаха Димитрия (Першина), председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете в Москве

Приехав из Средней Азии и других стран, они нередко оказываются в очень тяжелом положении, так как в России зачастую отсутсвует нормальная регламентация их трудовой деятельности, работодатели, нарушая все обещания, не выплачивают рабочим заработанных ими денег. Поскольку до хозяина не достучаться, случается, что мигранты начинают конфликтовать с коренным населением. И абсолютно прогнозируемая наша реакция на это – протест, иной раз выплескивающийся в акции гражданского неповиновения.

Еще раз отметим: в нарастающей напряженности повинны не мигранты и не местное население. Это игра, в которой выигрывает бизнес. Эксплуатация рабского труда приносит сверходоходы. Кроме того, на этом наживается коррумпированная правоохранительная система. Если у мигранта нет паспорта, приглашения или разрешения на работу, у него остается два выхода: или депортация или взятка. И приезжие, и местное население становятся заложниками преступного бизнеса и коррупции.

Процесс трудовой миграции упорядочен во всех развитых странах. Приезжать в Россию трудовые мигранты должны, уже владея русским языком, принимая ценности русской культуры, следуя принятым здесь сценариям общения и разрешения конфликтов, наконец, получив базовые знания в области российского законодательства. Это нужно для того, чтобы решать споры не на языке камней или оружия, а на языке права.

Что удалось сделать в этой области? Начиная с 2002 года, в Москве осуществляется ряд просветительских проектов, адресованных трудовым мигрантам. В марте 2012 года решением Миссионерской комиссии (п. 4 протокола №3 заседания от 06.03.2012) эти проекты интегрированы в единую обучающую программу, подготовленную совместно с ПСТГУ и Федеральной миграционной службой России (ФМС).

В ходе совместной работы были проведены социологические исследования службы «Среда», разработана концепция миссионерских храмов, ведущих миссионерские богослужения на языках мигрантов, создан просветительский светский обучающий модуль Интеграционный курс, концепция которого 14 сентября 2012 г. была одобрена на заседании совместной комиссии Русской Православной Церкви и ФМС.

Обучение по этому модулю должно быть доступно и через сеть интернет, чтобы человек, успешно прошедший тестирование у себя на родине, мог оформить документы для работы в России. Эффективность предлагаемых мер напрямую зависит от мер поощрения, предоставляемых мигрантам, прошедшим обучение по указанной программе. Важно, чтобы эта подготовка давала конкурентное преимущество. Бизнес и государство должны быть заинтересованы в получении работников с багажом необходимых знаний.

Во-вторых, необходимо вести консультации, оказывать приезжим правовую и социальную помощь. Такие консультации Миссионерская комиссия планирует проводить в рамках проекта вокзальной миссии. Московские вокзалы – это те двери, через которые мигранты приходят к нам в гости.

Следующий шаг – создание диаспоральных центров при миссионерских храмах, в которых можно было вести системную целевую работу с мигрантами. Причем, если говорить о Средней Азии, эта работа должна быть дифференцированна. В одном центре – с мигрантами из Таджикистана, в другом – из Узбекистана, в третьем – из Киргизии.

Наконец, необходим справочный «горячий телефон», по которому приезжие могли бы звонить и задавать вопросы. В том числе представителям государственной власти. В Москве уже действует миссионерский телефон. Этот проект курирует ответственный секретарь нашей комиссии Артем Шарафутдинов. Хотелось бы расширить спектр вопросов, на которые можно получить ответ. Чтобы хотя бы раз в неделю, скажем, в пятницу вечером, с двух до шести, мигранты могли задавать свои вопросы и получать первичную консультацию. К работе на этой линии хотелось бы подключить людей, владеющих языками мигрантов. Эта программа мер предполагает серьезный уровень взаимодействия и с государством, и с бизнесом.

Надеюсь также, что Миссионерской комиссии удастся создать серию буклетов на разных языках. Их главная цель – показать, что русская культура открыта всем, но в своих основах является христианской. И мы были бы очень рады, если бы этот нравственный вектор был замечен и осознан теми, кто приехал в Россию, неважно с какой целью – работать, жить или погостить.

Конечно, приезжий не пойдет креститься после прочтения буклета. В храм вообще приводит не буклет, а внутренний поиск человека. Но пять абзацев на своем родном языке приезжий прочитает и поймет. Задача в том, чтобы мигранты поняли, что к ним относятся не как к гастарбайтерам. И первое, что здесь надо сделать, – это снять барьер. С двух сторон. С нашей и их.

Сейчас у приезжих нет мотивации изучать язык и культуру России, потому что их и так пустят. Но если с принятием ряда законодательных актов вступят в силу требования, которые не позволят устроиться на работу человеку без этих базовых знаний, то такая мотивация появится. И эти меры оправданны, коль скоро Россия, как, впрочем, и США, и Европа, не намерена растворяться в миграции.

Безусловно, первое поколение мигрантов еще не обретет российскую идентичность, если говорить о культурных ценностях и о языке. Но дети их детей имеют этот шанс. Нужно ли это нам? Боюсь, у нас нет выбора, потому что или мы растворимся в миграции или мы эту миграцию интегрируем в наше общество и культуру. Государство также более чем заинтересовано в нормализации этих отношений, в том, чтобы не терять налоги и стабильность. Проиграет только коррумпированный бизнес. И коль скоро имеет место конфликт общества и такого бизнеса, многое зависит от того, насколько наше общество и Церковь, как его часть, будет активным в этих вопросах.

Почему католики и протестанты уже не первый век миллионами обращают людей самых различных национальностей и культур, а мы не можем? Боюсь, что в России православная традиция не сохранила миссионерство как особое, значимое и системное церковное служение. Боюсь, что апостолов с их ревностью о свидетельстве мы зачастую мыслим настолько неотмирными, что не решаемся сделать даже несколько шагов в этом направлении. Огненных языков мы в себе не наблюдаем, ну что ж, кого надо, Господь Сам приведет. Примерно так мы оправдываем свою лень.

Протестантские миссионеры приехали в Южную Корею пятьдесят лет назад, и страна стала христианской. В Африке сотни людей ежедневно принимают православие в юрисдикции Александрийского Патриархата, там есть православная миссия. Может быть, проблема в том, что мы разучились быть христианами, которым адресованы слова «идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»? А если нет, то, с помощью Божией, сделаем то, что в наших человеческих силах. Потому что чужих людей на Земле нет.

Иеромонах Димитрий (ПЕРШИН), председатель Мисиионерской комиссии при Епархиальном совете в Москве

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?