Мальчик, снятый с учета
В последнее время органы опеки и попечительства Москвы отправляют личное дело ребенка в тот регион, откуда ребенок прибыл под опеку и где он был зарегистрирован.
Приемная мама Мария А. (она попросила не указывать свою фамилию) попала именно в такую ситуацию. Она приняла под безвозмездную опеку (то есть ей не полагается опекунского вознаграждения) 14-летнего подростка Сергея Я., который находился в региональном детском доме. В Москве, в квартире опекунов, у него временная регистрация до 18 лет. И пока мальчик не получает выплат, которые нужны на его содержание, – его родителям в них отказали.
«Моего ребенка сняли с учета в органах опеки района Южное Бутово, – рассказывает Мария. – Его личное дело было отправлено в органы опеки Кемерова, где находится детский дом, откуда я его в декабре 2015 года забрала».
1 декабря в региональной опеке Мария получила постановление об опеке, стала опекуном. 8 декабря она поставила Сергея на учет в ООП Южного Бутова. Но 9 февраля ребенок был снят с учета. Органы опеки уведомили родителей, что отныне контроль за мальчиком должны осуществлять кемеровские органы опеки. Соответственно и выплаты на содержание сына Марии А. должны начислять в Кемерово.
В московских выплатах Сергею Я. было отказано еще 31 декабря. Все отказы ссылаются на Закон Москвы № 87 от 15 декабря 2004 года, где в первой же статье сказано, что выплаты назначаются детям под опекой в Москве, «местом жительства которых является город Москва». Тут снова возникает вопрос о трактовке места жительства.
Мария написала в Департамент соцзащиты Москвы жалобу на отказ в выплатах, откуда ей пришел ответ – но не о том: ей сообщили, что она не имеет права создавать приемную семью, потому что ее сын был взят под опеку в региональном детском доме. «Это меня так знакомили с законодательством Москвы, то есть ответа по существу моих претензий мне так и не дали. Дело в том, что я и не собиралась изначально заключать договор о приемной семье, я уже опекун для Сергея. Мне нужно было добиться выплат только на его содержание, которые положены ему по праву», – поясняет Мария.
Сейчас личное дело Сергея Я. находится в Кемерово, где у органов опеки нет основания ставить мальчика на учет – он уже не является воспитанником кемеровского детского дома, выбыл оттуда по месту жительства своего официального представительства, то есть опекуна.
Все должны быть прописаны в одном месте
Все дело в том, что 23 декабря 2015 года Правительство Москвы приняло постановление №932-ПП. Фактически оно ставит материальную поддержку приемных семей, где воспитываются дети под опекой, в зависимость от места проживания.
До постановления основным требованием для получения московского опекунского вознаграждения было наличие постоянной регистрации в Москве у опекунов ребенка и заключение договора о приемной семье с московскими органами опеки и попечительства (при этом акт о назначении опекуном мог быть выпущен органами опеки по месту «происхождения» ребенка, например, в другом регионе).
Теперь, исходя из постановления, постоянная регистрация в Москве должны быть не только у приемных родителей, но и у ребенка, взятого под опеку.
Кроме того, отныне невозможно будет заключить договор о приемной семье с органами опеки и попечительства в Москве, если ребенок прибыл из другого региона.
«Согласно постановлению №932-ПП с декабря 2015 года Москва заключает договора о создании приемной семьи (с назначением вознаграждения приемным родителями) только при соблюдении двух условий:
1) приемные родители имеют постоянную регистрацию в г. Москве,
2) на момент передачи в приемную семью ребенок либо имел постоянную регистрацию в Москве, либо воспитывался в столичных организациях для детей-сирот», – поясняет юрист Ольга Митирева.
«В отношении выплат на содержание подопечных в г. Москве ситуация несколько иная: ребенок может быть принят под опеку из другого субъекта РФ, но для назначения выплат на содержание ему должна быть оформлена постоянная регистрация в Москве. То есть ребенок может быть из региона (но вот насколько родители готовы оформлять именно постоянную регистрацию для подопечного?)», – комментирует ситуацию Ольга.
Ольга Митирева полагает, что подобные перемены стали возможны после того, как с января 2014 года законодательно было изменено понимание словосочетания «место жительства».
Если до этого под местом жительства понималось место, где гражданин России «постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации», то теперь к этому перечню прибавилось — «и в которых он зарегистрирован по месту жительства». (Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»)
«Новое определение “места жительства” привело к тому, что с 1 января 2014 года субъекты РФ получили законное (хотя, возможно, и антиконституционное) право обусловить назначение выплат детям-сиротам и замещающим родителям — включая выплаты на содержание подопечных детей и/или вознаграждение приемным родителям — наличием у подопечного ребенка и/или у замещающих родителей постоянной регистрации в соответствующем регионе», — делает вывод юрист.
Урежут ли выплаты тем, кто уже воспитывает?
Один из опекунов рассказал нашему корреспонденту, что почти у всех детей-сирот, воспитывающихся у опекунов, регистрация временная. Если оформить постоянную прописку, то дети могут лишиться жилья от государства, которое им положено по достижении 18-летнего возраста.
«Пока непонятно, будут ли осуществляться выплаты тем семьям, где уже воспитываются дети под опекой, живущие по временной регистрации. Кроме того, есть опасения, что и другие регионы теперь вслед за Москвой начнут с себя скидывать свои социальные обязательства», — переживает приемный отец.
Екатерина Аруцева, мама пятерых детей, двое из которых — приемные, причем с инвалидностью и без постоянной регистрации в Москве, тоже встревожена:
– Я еще год назад стала бить в колокола. У моего приемного сына в Москве тоже регистрация временная. В одном реабилитационном центре нам отказали в бесплатной реабилитации именно по этой причине. Но появляется вопрос: где же сыну реабилитироваться? В том городе, откуда я его привезла? Это нереально. Приходится собирать деньги на платную реабилитацию.
При этом среди инспекторов московской опеки пока нет единодушия по поводу пособий. Одних приемных родителей предупредили, что возможны урезания выплат опекунского вознаграждения в связи с новым постановлением. Других их инспекторы убеждают в обратном: те приемные семьи, что уже воспитывают ребенка из другого региона без постоянной регистрации, не лишатся опекунского вознаграждения.
Место жительства ребенка – дом родителей
Ситуацию комментирует адвокат Антон Жаров, руководитель «Команды адвоката Жарова»:
– Важно помнить, что логика закона такова: если мы говорим об опеке и попечительстве, то обращаемся к Семейному кодексу. Если в нем что-то нам неясно, мы обращаемся к гражданскому праву. Об этом прямо говорится в 5-й статье Семейного кодекса.
Адвокат Антон Жаров. Фото с сайта thewallmagazine.ru
Все вопросы о льготах и выплатах формируются по месту жительства. Что является местом жительства? По Гражданскому кодексу, статья 20: «Место, где человек постоянно или преимущественно проживает». Место жительства подопечного там определено: «Местом жительства… граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов».
О том же говорит нам и Семейный кодекс, статья 148, пункт 1: «Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание».
Но чиновники ссылаются на федеральный закон от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». В статье 2 этого закона говорится, что место жительства гражданина — «жилой дом, квартира, комната <…>, в которых он зарегистрирован по месту жительства».
Но этот закон был принят для решения совсем другого вопроса, а именно, вопроса регистрации по месту жительства. Не определения такого места, а именно процесса регистрации в таком месте жительства. В том же законе, в статье 3 мы читаем: «Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации». И массовая судебная практика говорит нам, что право гражданина не может не быть реализовано в зависимости от его прописки.
Например, во времена Лужкова был придуман сбор для регистрации для иногородних — сто минимальных окладов. Он был признан незаконным. Все попытки привязать права и обязанности людей к месту регистрации пресекались.
Что делать?
Адвокат Антон Жаров:
Первое. Нужно понять, что никто, кроме вас, права ребенка и ваши не защитит. Никто другой этого не сделает. Нужно идти в суд.
Второе. С органами опеки нужно общаться письменно. Все заявления можно подавать в свободной форме: например, чтобы поставить на учет ребенка, назначить выплаты, принять дело к рассмотрению. В конце нужно написать юридическую фразу, которая действует безотказно: «Прошу ответить мне по существу всех поставленных в заявлении вопросов в установленном законом порядке и сроки письменно по такому-то адресу». И дальше спокойно ждать. После этого вам дадут письменный ответ. С ним вы и пойдете в суд.
Третье. Ситуация рано или поздно будет решена в вашу пользу, потому что суд судит по кодексам, по законам, а не по постановлениям тех или иных субъектов Российской Федерации.
Долго ли будет идти суд? Опекуна это вообще не должно волновать. Дело в том, что если он привез ребенка из города N в Москву, то у него уже есть постановление об опеке. Он законный представитель ребенка, никто его не отберет. Выплат, правда, все это время не будет, но когда суд закончится, их компенсируют.
Также опекуна не должно волновать и то, что личное дело ребенка, который находится под опекой, никак не могут решить, где оставить, две опеки. Это тоже не проблемы опекуна. Личное дело ребенка и местонахождение этого личного дела — вопрос контроля за вами и дело органа опеки.
Для ребенка с инвалидностью усыновление в столицу – спасение
Приемная многодетная мама Екатерина Аруцева, размышляя о создавшейся ситуации, говорит:
– Когда я брала детей под опеку, то знала: государство поможет мне их поднять. И была морально готова к тому, чтобы взять еще ребенка. Но теперь вряд ли решусь на это, потому что мне, как москвичке, придется искать ребенка только в Москве. В том регионе, откуда я взяла своего сына, много детей-инвалидов, которых могли бы усыновить москвичи. В столице больше возможности для реабилитации. Там, откуда мой сын, дети с заболеваниями, скорее всего, так и будут оставаться в детских учреждениях.
Такими же соображениями руководствуются авторы петиции, которая была несколько недель назад размещена на портале Change.org. Она призывает органы власти отменить постановление №932-ПП и разрешить оформлять приемные семьи москвичам с детьми из регионов.
«Не секрет, что большинство деток в сиротских учреждениях — это больные дети, дети-инвалиды, которые нуждаются в специалистах и квалифицированном лечении. На это нужны реальные средства и большое количество времени приемного родителя, — говорится в петиции. — Именно в приемные семьи берут подростков, детей у которых родители в местах лишения свободы, ограничены в правах. Одним словом, берут тех, кто под «усыновление» не подходит. Именно москвичи берут таких деток с регионов: везут, лечат, воспитывают, адаптируют и дают достойное образование. Далеко не каждая приемная мама имеет возможность где то работать, и ее зарплата приемного родителя — это единственный источник доходов».
Петиция адресована Московской городской думе, уполномоченным по правам детей России и Москвы Павлу Астахову и Евгению Бунимовичу. Ее подписали около 1700 человек.
К решению проблемы подключилась и Общественная палата РФ. В марте в ОП планируют провести слушания по проблемам приемных семей. Об этом сообщила член комиссии ОП по поддержке семьи, детей и материнства Юлия Зимова.
Портал Милосердие.ru продолжит разбираться в ситуации. Мы сделали запрос о сложившейся ситуации в Министерство образования, которому подчиняются органы опеки.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.