Участники благотворительного сектора максимально усиливают онлайн-фандрайзинг и открывают для себя новые возможности карантина: опыт экспертов «Нужна помощь», «Фонда борьбы с лейкемией» и «Благосферы»

Фото: Андрей Гордеев/Ведомости/ТАСС

Онлайн-пожертвования: % к пожертвованию и другие способы стимулировать ЦА

В начале апреля Фонд «Нужна помощь» запустил акцию «Спасем тех, кто спасает нас» и собрал 4 млн регулярными пожертвованиями в поддержку различных фондов. «Мы активно развиваем акцию прошлого года, когда каждый донор может добавить процент к своему пожертвованию, — говорит Софья Жукова, директор по фандрайзингу. — Это широко практикуется за рубежом. В России пока мы первые, но уже можно сказать, что данная практика хорошо адаптировалась и у нас. Об этом говорят цифры: 31% новых пожертвований в наш фонд были оформлены с таким процентом.

Кроме того, фонд развивает направление, когда бизнес удваивает пожертвования. Для этого в «Нужна помощь» сделали удобный личный кабинет для юрлиц, где они могут следить за компанией и делать нужные настройки. Перспективным выглядит и разработка чат-бота, который позволит делать пожертвования через любой мессенджер.

Советы Софьи Жуковой

— Если у вашей НКО пока нет страницы для онлайн-платежей, я бы рекомендовала воспользоваться готовыми сервисами. Например, «Кандинский» – созданная Теплицей социальных технологий тема для WordPress. Вы легко и быстро сделаете простой сайт. А благодаря специальному плагину Лейка можно успешно принимать онлайн-пожертвования.

— Я слышу от фондов в регионах, что люди привыкли жертвовать при помощи банковских карт, онлайн-платежи – это тяжело и непонятно. Могу сказать, что например, у системы Яндекс.Деньги есть возможность жертвовать через Сбербанк Онлайн — в форме для пожертвований предлагается ввести номер телефона, к которому привязана карта. Это сильно упрощает процесс.

Онлайн-концерты и встречи со звездами, стримы поэзии

Скриншот с youtube.com

У «Фонда борьбы с лейкемией» отменился проект «Рок против лейкоза», с которым он много лет участвует в рок-фестивалях. В этом году это должны были быть «Нашествие» и «Дикая мята». Это крупная потеря – в 2019 году «Нашествие» принесло 1,5 млн рублей.

Фонд обратился к своим друзьям музыкантам — некоторые согласились провести онлайн-концерты в пользу организации. Самым успешным стал акустический концерт группы «Порнофильмы». За три с половиной часа трансляции выступления на YouTube-канале пользователи пожертвовали 855 тысяч рублей, остальные деньги поступили в течение следующих суток. В итоге общая сумма составила более 1 млн рублей.

Еще один успешный опыт – поэтический стрим «От рока до Блока» при поддержке «Добро.Mail.ru». В итоге удалось собрать 255 тысяч рублей, в два раза больше, чем рассчитывали.

В онлайн ушли также встречи за пожертвования с писателями, драматургами, поэтами. В zoom-трансляциях приняли участие Ленор Горалик, Леонид Каганов, Виктор Шендерович и другие. По словам Марины Крижевской, event-фандрайзер «Фонда борьбы с лейкемией», сборы не очень большие, но стабильные.

Советы от Марины Крижевской

— если сообщество у организации небольшое, можно попробовать волонтерский фандрайзинг, когда кто-то учит других за небольшой взнос чему-то новому, это несложно и для этого прекрасно подходит тот же zoom. Он позволяет делать трансляции в Facebook и Youtube, с ним можно приглашать людей и делать записи.

— В проекте «Окно в мир» мы приглашаем любых блогеров из разных стран и просим рассказать, как им живется сейчас. Наш партнер каждый лайк монетизирует. Это небольшие деньги, но когда весь мир закрыт, мы открываем границы. Наверняка, у вас тоже есть интересные люди, которые могут чем-то поделиться.

— не бояться провалов, у нас тоже не все сразу удалось, даже несмотря на громкие имена, мы даже думали не продолжать некоторые онлайн-акции. А потом начинало работать сарафанное радио.

Вебинары, подкасты и книжные клубы – да, мастер-классы – трудно

Елена Темичева. Фото: Фото: Виктория Одиссонова, центр «Благосфера»

Кино- и книжные клубы «Благосферы» тоже прекрасно трансформировались в виртуальный формат. Сначала, говорит Елена Темичева, директор по коммуникациям и стратегическому развитию, был даже неожиданно высокий интерес, пришло намного больше людей, чем очно: «Сейчас ажиотаж спал, мы собираем онлайн примерно столько же, сколько раньше на площадке».

В онлайн-формат успешно перешел весь блок обучающих семинаров «Благосферы». На этом направлении интенсивность не только не упала, а даже выросла. Из очевидных плюсов – аудитория трансляций увеличилась за счет коллег из регионов, которые раньше не могли присутствовать очно, а теперь активно участвуют во всех встречах медиаклуба, презентациях и обсуждениях исследований, вебинарах.

В формате виртуальных завтраков заработал клуб пиарщиков НКО, который планировался к перезапуску весной в очном формате.

Но если с лекциями и семинарами все более-менее понятно, а подкасты быстро научились записывать удаленно, то воркшопы и мастер-классы проводить удаленно намного сложнее – они подразумевают работу в группах, освоение технологий. «Мы делаем теперь ставку не только на профессионализм спикера, — говорит Елена Темичева, — но и оцениваем опыт проведения дистанционного обучения и организации интерактива, а также навык работы с материалами в онлайн, подбираем актуальные темы».

Советы Елены Темичевой

— помнить, что переход на онлайн требует тщательной подготовки. Мы проводили специальную серию обучающих мероприятий для сотрудников, договаривались, кто что делает, обсуждали варианты подключения, проверяли всю технику и продумывали запасные варианты, которые сработали в нужный момент.

— обращаться за помощью в освоении онлайн-инструментов к экспертам и коллегам. Например, мы помогли коллегам из Центр лечебной педагогики перевести их события в цифровой формат. Результат поразил всех. На семинары, на которых раньше очно присутствовали порядка 50-70 человек, в онлайне пришли 300-400.

— использовать прекрасный «цифровой пинок» для освоения новых сервисов и услуг, многие из которых теперь доступны бесплатно или за малую плату. Сейчас самое время пробовать, учиться, благо многие образовательные программы стали доступнее.

Живое общение ничем не заменишь

Скриншот с youtube.com

Понятно, что есть ситуации, где личный контакт не заменить, например, в курсе реабилитации. Но и здесь фонды выходят из положения, предлагая услуги дистанционно. Например, «Фонд борьбы с лейкемией» в мае собирался провести выездной фестиваль «Самое время жить» — для людей, которые находятся в ремиссии, и их родственников. Предполагалось, что в мероприятии также примут участие врачи, психологи, юристы. «Есть очень большая потребность в общении и объединении, — говорит Марина Крижевская. — Пока частично инициатива проводится в виде онлайн-школы для пациентов. Из очевидных плюсов – отсутствие географических барьеров».

Но делать полностью событие виртуальным организаторы не хотят. Очень важно живое общение.

Переведя почти всю работу онлайн, в «Благосфере» пока решили не отказываться от возможности поездок к региональным командам, которые выиграли наше менторское сопровождение в конкурсе идей подкастов НКО. «Конечно, мы можем удаленно консультировать и направлять, но наше участие предполагало погружение в процесс на месте и запуск работы команд, которые будут создавать подкасты, — говорит Елена Темичева. — Живой контакт здесь важен. Мы начали уже работать с НКО дистанционно, при неблагоприятном развитии событий все сделаем в онлайне, но пока перенесли возможные очные встречи на осень».

Советы Софьи Жуковой

— Формат НКО ярмарок и различных аукционов прекрасно ложится онлайн, главное не бояться привлекать бизнес и просить поддержки, если у вас нет zoom-аккаунта или необходимой техбазы. А также обратите внимание на маркетплейс, например, Озон и Lamoda готовы принимать к себе на продажу товары разных фондов.

— Фондам, которые проводят встречи с подопечными, надо, конечно, подходить к выбору инструментов индивидуально. Например, программа Google Meet позволяет подключиться к конференции даже с кнопочного телефона, просто набрав номер.

В фонде «Нужна помощь» пока не понимают, что делать с футбольным турниром Сергея Игнашевича в поддержку фонда. В 2018 году он собрал 500 тысяч рублей, в 2019-м – 2 млн 600 тысяч рублей. Турнир проходит по технологии волонтерского фандрайзинга, в финале играют команды, которые собрали максимум денег в пользу фонда. «Мы понимаем, что можем сейчас начать онлайн-этап, но обычно мы предоставляем командам возможность тренироваться на футбольных полях, — говорит Софья Жукова. — Даже если часть ограничений будут сняты, мы опасаемся, что страх останется и на тренировки никто не придет. Есть ощущение, что даже лето нас в этом плане не спасет. Так что это единственное на сегодня мероприятие офлайн, в отношении которого мы думаем, как быть».

Кроме того, были запланированы различные ярмарки, например, участие в «Ламбада-Маркете» — возможность прямого дохода от реализации продукции фонда из-за пандемии теперь упущена.

В целом, фонды стараются оптимистично оценивать переход в онлайн-формат работы. Среди плюсов — экономия средств, которые всегда требуются для организации любого мероприятия. Не платить аренду – уже хорошо.