Что-то в кастрюльке, или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве

На этот раз в рубрике для изворотливых хозяек несколько слов о пользе чтения, и – прохлада и легкость в рецептах Анастасии Отрощенко

На этот раз в рубрике для изворотливых хозяек несколько слов о пользе чтения и – прохлада и легкость в рецептах Анастасии Отрощенко

http://demiart.ru

Гастрочитатели

План был другой – хотелось на этой неделе поговорить о второй жизни вещей. Одной из самых очаровательных газетно-журнальных рубрик в советские годы была рубрика «Полезные советы», и там были советы, как, например, из прищепки сделать держалку для прихватки. Или как из старой виниловой пластинки (если уж она совсем заезжена, и вместо чудной мелодии ВИА «Пламя» воспроизводит однообразный дорожный ямщицкий вой) сделать кашпо. Нужно нагреть пластинку над газовой розеткой и осторожно, руками, сформировать изделие оригинальной современной формы. Жизнь вещи была долгой и увлекательной; вещь жила дольше человека.

Сейчас-то мы живем в мире одноразовых предметов; но, одновременно, есть такое невеликое, но бойкое течение европейской моды на «ручное производство», добродетельное потребление, инди-вещи и вторую жизнь всего одноразового. Потому и сейчас на самом даже буржуазном сайте можно отыскать полезный совет для мастеровитого домашнего дизайнера или несколько «креативных идей» для рукодельницы, способной сшить котика из войлочного банного тапка, пришедшего в негодность.

Скорей перед нами занятие для души, чем для пользы дела. Хотя своя поэзия бережливости в этом занятии есть. И вот начала я собирать подборку самых креативных идей для продления или преображения вещевой жизни и наткнулась вот на какую: «Тумбочка из ненужных вам книжек».

Интонация совета оказалась бессовестной: «Вместо того, чтобы избавиться от ненужного вам собрания сочинений, лучше сделайте интересную подставку для лампы или прикроватную тумбочку. Книги складываются одна на другую не ровно, а так, чтобы образовать спиралевидную вертикаль. Лучше всего использовать любой из декоративных клеев, но можно и двусторонний скотч»… Ну, и так далее.

Двусторонний скотч, надо полагать, использует тот рукодельник, в котором совесть еще жива.

В общем, вместо того, чтобы испустить негодующий вопль, и начать говорить о том, как скоро изменится (и может ли измениться) благоговейное (сакральное) отношение к книге, мы просто решили напомнить, как можно использовать собрание сочинений по назначению.

В деле домашнего хозяйства можно использовать вот как: дело в том, что есть еще одна мода – движение гастрочитателей (или гастрофилологов). Они увлекаются тем, что готовят еду по рецептам, вычитанным в литературных произведениях. Полный рецепт удается обнаружить в хорошей книге далеко не всегда (если не сказать – никогда), и тогда гастрочитатели делают исследовательскую работу: приметив у любимого литератора упоминание или описание того или иного блюда, сами уже ищут рецепт в источниках нужного исторического периода. Литературно-историческое едят, создав аутентичную атмосферу.

Некоторые литературные рецепты, как я заметила, подойдут экономным хозяйкам. Конечно, Гоголь нам не в подмогу, и читать, скажем, описание именинного стола Ивана Шмелева, почти невозможно – с его одиннадцатью переменами, аршинными, сливочно-розоватыми сигами и ананасной кашей в сливочных пеночках и орехово-фруктовой сдобе.

Но овсяный кисель, упоминающийся еще в «Повести временных лет» очень даже нам будет полезен.

Овсяный кисель

Отчего, кстати, овсяный кисель не стал до сих пор символом города Белгорода? Ведь в «Повести» это героический кисель, спасительный кисель. Он спасает древний Белгород, взятый печенегами в осаду. Уже когда город изголодался и сил сдержать осаду не было, по совету мудрого старца, голодные жители приглашают к себе печенегских переговорщиков. Перед тем горожане вымели из сусеков последнее – немного овса и меда. «Из овса они сделали “цеж”, а из меда “сыто”», и опустили два ведра с «цежем» и «сытом» в колодец. Потом усадили печенегов за стол, достали из колодца будто бы воду, и принялись на глазах парламентеров варить кисель. Те ушли, задумавшись: «Их кормит сама земля русская».

Осада была снята.

Кисель – блюдо, конечно, старомодное. Но он вкусный – по крайней мере, реально вкуснее, чем овсяные хлопья, которые многие из нас во имя здоровья и бережливости, едят на завтрак.

Вот старинный рецепт, адаптированный к нынешним возможностям.

Тут нужно сразу отметить, что кисель должен забродить. Поэтому есть три варианта – ставить его на молочной сыворотке, добавлять кусочек ржаного хлеба, или, по-простому, класть немного запаренных дрожжей (3-5 г на три литра воды). Наш рецепт – с сывороткой.

Берем 250 г геркулесовых хлопьев, литр молочной сыворотки, сахар, соль.

Геркулес замачиваем в литре сыворотки, оставшейся от приготовления домашнего творога, и на сутки оставляем в теплом месте. Должна получиться слегка забродившая болтушка, которую нужно отжать в марле. Гуща нам не нужна, а жидкость следует перелить в кастрюлю, и, добавив соль и сахар, варить, как овсяную кашу. И тщательно перемешивать! А потом – разлить в формочки и поставить в холодильник. А перед подачей – облить медом!

Рецептов недорогих, но драгоценных, овеянных литературной славой и поэзией лирического сюжета, довольно много. Очень рекомендую ирландское рагу из рассказа О.Генри «Третий ингредиент» (звучит почти как «Пятый элемент»). О.Генри умеет писать о бедности особого разлива, небезнадежной, молодой американской нищете, о маленьких неунывающих продавщицах.

В «Третьем ингредиенте» главная героиня – Хетти Пеппер, живущая в «Меблированном доме Валламброза»: «Когда однажды в шесть часов вечера Хетти Пеппер возвращалась в свою комнату в “Валламброзе” (третий этаж, окно во двор, три доллара пятьдесят центов в неделю), нос и подбородок ее были заострены больше обычного. Утонченные черты лица – типичный признак человека, получившего расчет в универсальном магазине, где он проработал четыре года, и оставшегося с пятнадцатью центами в кармане.

На семь с половиной цента Хетти купила кусок говяжьей грудинки. Это – завязка.

Фотопортрет О.Генри

«Порция вкусного, горячего тушеного мяса на ужин, крепкий сон – и утром она будет готова снова искать подвигов Геркулеса, Жанны дАрк, Уны, Иова и Красной Шапочки. В своей комнате она достала из крошечного шкафчика глиняный сотейник и стала шарить во всех кульках и пакетах в поисках картошки и лука. В результате этих поисков нос и подбородок ее заострились еще больше.

Ни картошки, ни лука! Но разве можно приготовить тушеное мясо из одного мяса? Можно приготовить устричный суп без устриц, черепаший суп без черепах, кофейный торт без кофе, но приготовить тушеное мясо без картофеля и лука совершенно невозможно».

Пересказывать ли сюжет? В общем, Хетти нашла в меблированных комнатах девушку-соседку, у которой на обед были только две большие картофелины. Картофельная девушка оказалась художницей, и ей тоже ужасно не повезло. В общем, она возвращалась на пароме из Джерси-Сити от заказчика, который посмеялся над ее работой (а денег у нее было только на обратный билет), и еще на пароме был красивый молодой человек, недостижимый, как мечта, и надежда на миг угасла, и девушка бросилась в реку. А МЧ ее мечты вытащил ее из реки, но в суете исчез.

В общем, Хетти скооперировалась с бедной дурехой, и они принялись вместе готовить тушеное мясо без лука. Но вы сами понимаете, что без остроты дело не обошлось. В коридоре обнаружился юноша с луковицей и со следами моральной или физической муки на лице. Признался, что дома у него ни крошки еды, кроме этого лука, и что он собирается его съесть. Был приглашен в интересанты готовящегося обеда.

А потом Хетти увидела, что он из окна отсылает домой шофера на прекрасном зеленом автомобиле. В общем (к слову о мечте), юноша оказался молодым богачом, у которого нет дома еды оттого, «что я не держу у себя гастрономического магазина», и который собирался съесть луковицу, потому что «мама всегда заставляла есть лук во время простуды». А простудился он, вытаскивая из реки прелестную маленькую девушку, и…

«Хетти перебила его, протянув руку.
– Отдайте лук, – сказала она.
Молодой человек стиснул зубы.
– Отдайте лук, – повторила она.

Он улыбнулся и положил луковицу ей на ладонь. Тогда на лице Хетти появилась редко озарявшая его меланхолическая улыбка. Она взяла молодого человека под руку, а другой рукой указала на дверь своей комнаты.

– Дорогой мой, – сказала она, – идите туда. Маленькая дурочка, которую вы выудили из реки, ждет вас. Идите, идите. Даю вам три минуты, а потом приду сама. Картошка там и ждет. Входи, Лук!».

Тушеное мясо

Ну, не чудо ли? А приготовить ирландское рагу проще простого. Нужно, знаете ли, купить кусок грудинки, картошку и лук. Все порезать, и положить в сотейник. Посолить и поперчить. Гастрочитатели пишут, что получается очень вкусно.

А самый мой любимый недорогой, но драгоценный рецепт – сосиски в томате. Ведь проще рагу. А сколько получаешь счастья, читая:
«Дорогой Степан Богданович, – заговорил посетитель, проницательно улыбаясь, – никакой пирамидон вам не поможет. Следуйте старому мудрому правилу, – лечить подобное подобным. Единственно, что вернет вас к жизни, это две стопки водки с острой и горячей закуской……Степа, тараща глаза, увидел, что на маленьком столике сервирован поднос, на коем имеется нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазочке, белые маринованные грибы на тарелочке, что-то в кастрюльке и, наконец, водка в объемистом ювелиршином графинчике. Особенно поразило Степу то, что графин запотел от холода. Впрочем, это было понятно – он помещался в полоскательнице, набитой льдом. Накрыто, словом, было чисто, умело». Как вы понимаете, Михаил Афанасьевич Булгаков.

Фотопортрет М.А.Булгакова

А что в кастрюльке-то?

«Открыли кастрюлю – в ней оказались сосиски в томате. И вот проклятая зелень перед глазами растаяла…»

Я нашла пять вариантов рецепта горячих сосисок в томате. Гастрочитатели по большей части спорят вот о чем – использовать для соуса томатную пасту или томить помидоры? Или брать томаты в собственном соку? Делать зажарку на сливочном масле или растительном, или уж на маргарине? Класть ли зелень? Наконец, главное – заливать ли томатом готовые сосиски ( т.е. уже сваренные), или варить сосиски в соусе?

Сосиски в томате по-булгаковски

Но все это мелочи. Главное, стоит на умело накрытом столе «что-то в кастрюльке». И слезы вскипают на глазах от прелести написанного. И горлом идет желудочный сок.

Легкие закуски: творог, брынза, масло, сыр

А сейчас рубрику традиционно перехватывает Анастасия Отрощенко. В ее рецептах – и легкость, и острота, и прохлада:

– Июль – макушка лета, дни стоят жаркие, вечера долгие, дачная жизнь в разгаре, а это значит, что актуальны пикники с легкими закусками и чаепития на свежем воздухе. Попробуем удивить сегодня наших читателей простыми и оригинальными блюдами из молочных продуктов, которые подходят к этому жанру. На мой взгляд, они экономичны не только с точки зрения денег, но и времени.

Творожная паста

Оригинальную и простую закуску можно сделать, добавив в свежий творог немного мелко нарезанного чеснока, зелени (укропа, петрушки, кинзы или любой другой) и майонеза. В зависимости от консистенции самого творога, майонеза я добавляю столько, чтобы в итоге паста хорошо мазалась на хлеб – была не слишком жидкой и не слишком крутой. В конце, попробовав, можно добавить немного соли. Эту творожную пасту можно намазать на поджаренные гренки или тосты, а также начинить ею сладкие перцы (я предварительно делю их на половинки).

Закуска из брынзы

Из мягкой брынзы «Фетаки» можно также сделать оригинальную закуску. В брынзу, размятую вилкой, как и в предыдущем рецепте надо добавить чеснок и зелень, а также мелко нарезанный грецкий орех и размягченное сливочное масло (на 200 г брынзы надо взять 50 г масла), все тщательно перемешать. Как и в предыдущем рецепте, способы подачи на стол могут быть разными, но очень вкусно эта брынзовая паста сочетается с листьями салата. Я заворачиваю ее в лист и укладываю зеленые рулетики на блюдо горкой.

Чесночное масло

Если под рукой нет ни брынзы, ни творога, оригинальную закуску можно сделать из обычного сливочного масла. Самое главное в этом рецепте – добиться нужной его консистенции прежде, чем положить его в блендер. Оно должно быть мягким – ни в коем случае не твердым, но и не растекающимся, потому что иначе его будет трудно взбивать.

Итак, мягкое масло кладется в чашку блендера, туда выдавливается чеснок и мелко режется зелень. Как и в предыдущих рецептах – любая, но самое вкусное масло, на мой взгляд, получается с базиликом (зеленым или фиолетовым). На 200 г масла я беру 2-3 зубчика чеснока, небольшой пучок базилика и половину чайной ложки соли, все это взбивается, перекладывается в мисочку и убирается на 1 час в холодильник. Намазывать можно хлеб или тосты, а можно подать такое масло к вареной картошке.

Хачапури с сыром

Думаю, у каждой хозяйки есть свой рецепт хачапури. Обычно они довольно сложные и готовятся по какому-то торжественному случаю. У нас в семье такие рецепты также есть. Скажем, «Хачапури по-аджарски» готовит только старший сын и только в каникулы, и это всегда праздник. Но, на самом деле, при всем преклонении перед многочасовым стоянием у плиты, у меня в запасе есть и менее трудоемкий вариант любимого блюда.

Для этого нужно 1 яйцо, 1 стакан молока, 1 стакан муки, 300 грамм сулугуни (или другого сыра) и 30 г сливочного масла.

В миске взбиваются яйцо и молоко, добавляется мука, снова все взбивается, затем в тесто трется сыр и все размешивается. На сковороде разогревается масло, огонь должен быть небольшим, тесто пышным блином выливается в сковородку и жарится. Когда снизу хачапури подрумянится, его можно перевернуть и жарить уже до готовности.

В это тесто можно положить не только сулугуни, но и творог, тогда тесто надо подсолить.

Приятного аппетита!

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?