Как коммерческая технология помогает общаться безречевым людям

Технология коммерческая – применение лечебное

Eye-traker (ай-трекер) (букв. «отслеживатель глаза» (англ.)) – небольшой прибор, позволяющий определить направление взгляда человека на исследуемую поверхность. Подобные технологии давно применяются в коммерческих целях. С их помощью можно, например, определить, куда на витрине или на полке магазина покупатели смотрят в первую очередь, или в каком порядке они скользят взглядом по странице сайта. Дальше на притягивающей взгляды полке будет выложен самый дорогой товар, а на самое часто просматриваемое место на сайте поставят рекламный баннер.

Однако технологию «отслеживания глаз» можно использовать в коммуникаторах. Допустим, у вас есть полностью парализованный человек. Руками, чтобы печатать по клавишам, он не владеет, голосом — тоже. Что стало причиной его неподвижности – авария, сильная спастика или постепенно отказывающие мышцы про БАС – неважно. В абсолютном большинстве случаев даже при неподвижной голове такой человек в состоянии сфокусировать взгляд и немного его перевести.

Этого достаточно, чтобы научить пациента общаться с помощью специального ай-трекера!

Помимо самого устройства слежения, в комплект входит программа, которая устанавливается на ноутбук или планшет. Коммуникатор готов.

Как это работает

Небольшой прибор с трёх точек отслеживает направление взгляда на планшет (наблюдение с нескольких точек позволяет отследить направление взгляда, даже если у человека косоглазие, зрачок не полностью подвижен, либо если человек в очках). Планшет настроен так, что задержка взгляда в одной точке (например, на полторы секунды) воспринимается программой как клик.

Если на экран при этом поместить хотя бы две клавиши «Да» и «Нет», полностью обездвиженный человек приобретает возможность общаться.

Екатерина Шабуцкая, физический терапевт, мама безречевого ребёнка: «Это программа особенно нужна тем, кто, по каким-то причинам не может печатать руками. Она ни в коем случае не останавливает человека от того, чтобы учиться печатать или говорить. Но если прямо сейчас это невозможно, это – способ для человека поддерживать контакт с миром».

Небольшая проблема состоит в том, что управлению взглядом надо учиться примерно так же, как мы учимся управлять руками при печати. Специально для ай-трекера существует ряд обучающих программ-игрушек. Самые простые из них интуитивно понятны и пригодны для детей, окружение которых говорит на любом языке.

Например, посмотрел внимательно на предмет на экране – и в него прилетает торт! Ученику смешно, он и не заметил, как научился концентрировать взгляд. Дальше сложнее – нужно, например, взглядом перетащить орехи в корзинку. (Заодно пациент учится «вести» предмет глазами). Расстрелял взглядом драконов – научился фокусировать взгляд на предмете на нужное время (нажимать «клик»).

Дальше прошедшего школу «управления взглядом» можно сажать за выведенные на экран карточки или таблицы с буквами и просить: «Покажи яблоко, грушу, красное, зелёное, буквы А, Б, В…».

Екатерина Шабуцкая: «Для общения посредством ай-трекера ребёнку не нужно обладать сформированной речью. Благодаря устройству у него формируется механизм ответа – даже практически неподвижный ребёнок может совершить какое-то действие, которое окружающими будет восприниматься как однозначно прочитываемый сигнал. Общение с помощью бумажных карточек такого эффекта не даст – поди угадай, куда там посмотрел ребёнок, а прибор измерит всё точно.

По ходу дела ребёнок осваивает ещё один очень важный навык – последовательность. Как правило, у детей с тетрапарезом с этим большие проблемы, поскольку сами они ничего не делают. А дальше можно начинать выстраивать с ребёнком ту же систему коммуникации, которую мы выстраиваем с обычными говорящими детьми. Например, берём любую программу, которая предполагает ответы с выбором «да» и «нет», и общаемся».

Человек, запертый в собственном теле, — это всегда неожиданность, насколько сохранен его интеллект, невозможно понять без специальной техники.

Понятно, что сохранный интеллект и сформированная внутренняя речь могут обнаружиться совершенно не у всех пациентов. Но положительная динамика от занятий с ай-трекером возможна практически у любого ребёнка. Например, те же цвета гораздо интереснее учить не теоретически, а раскрашивая картинки; ребёнок со спастикой в руках сможет это сделать только взглядом.

Иногда после начала использования ай-трекера выяснялось, что пациент с тяжёлым ДЦП не только всё понимает, но даже умеет читать, свободно пользуется интернет- поисковиками и социальными сетями. Так это произошло, например, с немецким мальчиком Патриком.

Человеку же после аварии или с БАС, у которого внутренняя речь сформирована, ай-трекер моментально возвращает возможность коммуникации. Небольшой курс наведения взгляда – и вы вернули себе возможность выражать свою волю, печатать взглядом, а значит, — с помощью преобразователя речи – говорить.

Кто это производит

Технику для трекинга, используемого в компьютерных играх или маркетинге, в мире производят множество фирм. Лечебные коммуникаторы – всего две, из которых русифицированы программы только у шведской «Tobii dynavox».

Стоимость самих приборов с русифицированными программами у официального дилера в России составляет 140-187 тысяч рублей. Нерусифицированные программы для ай-трекера (на самом начальном этапе контакта с оборудованием язык не важен) можно купить и на английском сайте, обойдётся это дешевле.

Можно ли получить ай-трекер за счёт государства?

Оборудование дорогое, импортное, настоящим выходом было бы получить ай-трекер за счёт государства. Для этого прибор необходимо вписать в ИПРА – индивидуальную программу реабилитации и адаптации.

Как это сделать, рассказывает Наталья Марьина, директор по проектам в РОО помощи детям с РАС «Контакт»: «Сразу скажу такого опыта, чтобы ай-трекер выдавали ребёнку, у меня, к сожалению, пока нет. На сегодняшний день ай-трекеры не вписаны в перечень ТСР, и работа с ними в России в любом случае будет считаться образовательным экспериментом. Но я понимаю механизм, по которому оформляются документы.

Ай-трекер – это прибор, участвующий в обучении. Значит, для вписания его в ИПРА комиссии ПМПК нужно предоставить заключение любого педагогического учреждения, что при работе с ай-трекером ребёнок демонстрирует положительную динамику. На сегодняшний день ай-трекеры уже используются в КРОЦ. Это могут быть также рекомендации Федерального ресурсного центра по аутизму.

Ай-трекер должен быть вписан в документы как «образовательная технология» и может быть рекомендован ребёнку с нарушением образовательных функций.

Сложность состоит в том, что ай-трекеры до сих пор используются не во всех учреждениях, работающих с безречевыми детьми. Соответственно, специалисты, у которых нет непосредственного опыта использования этого прибора, рекомендовать его не могут.

Теоретически в ситуации есть ещё один выход. Если на примете есть семья, у которой такой прибор уже есть, образовательная организация, может попытаться заключить договор о добровольном сотрудничестве на предоставление оборудования с владельцами ай-трекера. С ребёнком в этом случае оптимально было бы провести несколько сеансов и зафиксировать улучшение хотя бы одного параметра. Например, «улучшилась скорость ответа ребёнка на определённое задание или действие».

Мне кажется, что специалисты ПМПК должны прислушаться к такой рекомендации».

Кирилл целыми днями поёт

Деньги на ай-трекер для Кирилла Захарова наш портал собирал в начале лета. Потом закупали всю технику – сам трекер и подходящий к нему планшет, устанавливали программы, так что сам прибор появился в семье всего несколько дней назад. Но уже сейчас мама Кирилла Елена Эрастовна готова поделиться первыми впечатлениями.

— Пока мы в процессе учёбы. Без прибора Кирилл общался, печатая пальцем. Для него это очень тяжело, потому что спастика настолько сильная, что на написание одной фразы уходило полчаса. Плюс в это время он был совершенно несамостоятелен, потому что, когда пишет, он заваливается назад, его всё это время надо держать.

Печатать я учила его по специальной системе – сначала держала за запястье, потом за локоть, за плечо. Но когда кто-то другой контролирует руку, всё равно нет уверенности, что человек пишет сам, хотел он выбрать эту букву или соседнюю. В этом смысле ай-трекер – это, конечно, свобода общения.

Сначала мы пробовали использовать игровой трекер, но поняли, что для коммуникации он совершенно не подходит. Потом я узнала о дилере, который поставляет в Россию технику специальную.

За те дни, что прибор у нас, мы успели к нему немножко приспособиться, подобрали свой набор карточек (прибор позволяет не только печатать слова взглядом побуквенно, но и выбирать карточки из заранее подготовленного набора. Принцип выбора тот же – наведение взгляда – прим. ред.).

Здесь нет такого, что ты сел за планшет, и сразу начал общаться, нужно учиться. Даже я, здоровый человек, когда решила попробовать понабирать взглядом, очень быстро устала. С непривычки жутко болят глаза, и мозг кричит тебе, что ты делаешь что-то странное, ему несвойственное.

За прошедшие дни мы отредактировали карточки (в оригинальной программе они были по-английски, пришлось всё перепечатывать), составили Кириллу его индивидуальный набор, (в планшете, в отличие от готовых наборов картинок, он бесконечен).

У программы три режима – большие карточки, средние и набор букв. Учиться показывать глазами карточки проще – они крупнее. Ещё можно сделать свои карточки-фразы. Например, в теме «Семья едет на отдых» есть карточки «открой мне, пожалуйста, дверь машины», «достань мой чемодан». Это мы с папой тоже потихоньку разбираем пока, добавляем туда наши фотографии.

Когда появился прибор, Кирилл жутко волновался, когда в первый раз сели заниматься, он был совсем деревянный. Пока мы с ним занимаемся по часу по утрам или в первой половине дня, когда он не очень уставший. Спустя первые три дня у Кирилла получилось из букв набрать слово – и у него на лице был полный восторг! До фраз мы пока не дошли, так что пока ничего нового, незнакомого сын мне не сказал. Зато я вижу, какое у него настроение.

Кирилл умеет говорить только одно слово: «Мама». Но он вокализирует, и вот все дни, как у нас появился прибор, он поёт, не переставая. Это, конечно, какое-то чудо. Как будто ты не умел ходить – и вдруг тебе подарили машину. Ею ещё нужно учиться управлять, но ты уже потихоньку едешь. Это просто море новых возможностей!