Совет по защите от алкогольной угрозы требует расширить ночной запрет на продажу алкоголя с 19.00 до 11.00, запрещение использования пластиковых бутылок для реализации алкогольных напитков как упаковки и устранить акцизные льготы для спиртосодержащей продукции лекарственного назначения

Совет по защите от алкогольной угрозы требует расширить ночной запрет на продажу алкоголя с 19.00 до 11.00, запрещение использования пластиковых бутылок для реализации алкогольных напитков как упаковки и устранить акцизные льготы для спиртосодержащей продукции лекарственного назначения.

11 марта 2013 года в Центральном Доме журналиста при поддержке Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви прошла пресс-конференция на тему «Алкогольная угроза: что и из чего мы пьем?» В ней приняли участие иеромонах Димитрий (Першин), председатель миссионерской комиссии при Московской епархии, Валерий Доронкин, руководитель церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению, и Алексей Ульянов, член рабочей группы по демографической и семейной политике Открытого правительства.

Поводом стала своеобразная годовщина конгресса Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы (он был образован по предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и решению Священного Синода). Делегаты конгресса Церковно-общественного совета из 81 региона РФ, врачи, эксперты, представители общественности, религиозные деятели, собравшиеся в Москве в Храме Христа Спасителя 16-17 февраля 2012 года, обратились к руководству нашей страны с призывом оказать всемерную поддержку законодательным и общественным инициативам, направленным на оздоровление и отрезвление нашего общества.

Среди конкретных мер в сфере ограничения доступности алкоголя были предложены:

  • повышение акцизов на алкогольную продукцию в соответствии с утвержденным Правительством России планом, а затем темпами, превышающими уровень инфляции;
  • дальнейшее сокращение времени, выделенного для продажи алкоголя до периода с 11.00 до 19.00;
  • ужесточение ответственности за приобщение несовершеннолетних к употреблению алкоголя, продажу несовершеннолетним спиртных напитков;
  • запрещение на использование пластиковых бутылок для реализации алкогольных напитков как упаковки, своим объемом и доступностью стимулирующей алкоголизацию населения;
  • устранение акцизных льгот для спиртосодержащей продукции лекарственного и парфюмерного назначения.

Обращение не прошло бесследно. С 2013 года акцизы на алкоголь были повышены более чем на 30%, в следующем году запланировано повышение на 29%, а к 2020 году планируется выход на ежегодное повышение акцизов на 10%. Другими словами, впервые в современной российской истории акцизы не разово, а последовательно повышаются темпом, существенно превышающим инфляцию. Введены дополнительные ограничения на ночную продажу пива и пивных напитков. Запрещена продажа пива в ларьках. Запрещена реклама алкогольной продукции на телевидении, в газетах и журналах, в интернете. Ужесточена ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним. Это важные результаты, достигнутые консолидацией усилий всех здравых сил и людей с поистине гражданской позицией.

Тем не менее, статистика свидетельствует, что потенциал этих мер практически исчерпан. Снижение смертности прекратилось, более того в январе 2013 года, пожалуй, впервые за последние 7 лет, выросла как общая смертность (почти на 10%), так и смертность от случайных отравлений алкоголем (на 7,1%).

Среди конкретных шагов, которые можно и нужно принять незамедлительно, и которые рекомендовал Церковно-общественный совет еще год назад, можно выделить следующие:

  1. Расширить ночной запрет продаж крепкого алкоголя. Хотя законодательно запрет установлен с 23.00 до 8.00, а регионам дано право его увеличить, смысл предложенного Советом запрета с 19.00 до 11.00 заключался в том, чтобы затруднить приобретение алкоголя до работы и после работы, чтобы приобретение крепкого алкоголя потребовало бы определенных усилий. Очевидно, что реализация данной меры будет способствовать не только снижению алкоголизации, но и производственного травматизма и росту производительности труда.
  2. Полностью запретить пластиковую упаковку для алкогольных напитков, включая пиво (т.н. ПЭТ-упаковка). Существенными недостатками ПЭТ-тары является то, что она пропускает ультрафиолетовые лучи и кислород, а наружу – углекислоту, что ухудшает качество и сокращает срок хранения продукта. Кроме того, ее очень сложно перерабатывать. Как правило, емкость упаковки составляет 2 л и более, что увеличивает потребление алкоголя, а одним из принципов демографической политики является стимулирование небольших объемов тары. Но самое главное — несколько российских научных организаций (например, Институт биохимической физики им Н.М. Эммануэля РАН) провели исследования на предмет безопасности ПЭТ-упаковки, подтвердившие содержание дибутилфталата. Дибутилфталат хорошо растворяется под воздействием этанола, содержащегося во всех алкогольных напитках, включая пиво. При попадании в организм дибутилфталат наносит вред здоровью человека, в частности – эндокринной и нервной системе, вызывает токсический гепатит, может быть одной из причин онкологических заболеваний. Дибутилфталат запрещен, либо его применение ограничено многими европейскими и американскими законами.

    Проанализировав международный опыт (во многих странах ПЭТ-тара для алкоголя запрещена либо существенно ограничена), Совет предложил руководству страны ввести запрет на эту упаковку. 2 года назад был разработан проект технического регламента «О безопасности алкогольной продукции», в котором содержится запрет на ПЭТ-упаковку. Но все это время продолжается его внутригосударственное согласование. При этом Казахстан уже законодательно запретил ПЭТ еще в 2004 году, а Россия с Белоруссией медлят. Более того, в октябре под воздействием пивного лобби в проект техрегламента внесли дополнение: «за исключением пива». Это сводит весь техрегамент на нет, поскольку кроме пива в ПЭТ-тару почти никакая алкогольная продукция и не разливается… Таким образом, необходимо исключить из проекта техрегламента слова «за исключением пива» и принять его как можно скорее.

  3. Поэтапно довести количество точек продаж до среднеевропейского уровня. Хотя запрет на продажу сначала крепких напитков, а потом и пива в ларьках ограничил доступность алкоголя, Россия по-прежнему впереди планеты всей. У нас действует 400 тыс. точек продаж алкоголя, то есть 1 точка на 350 человек. В то время как среднеевропейский уровень примерно в 10 раз ниже. А в Норвегии и Швеции, в свое время столкнувшихся с демографическими и социальными проблемами вследствие употребления крепких спиртных напитков (как и Россия, эти страны относится к т.н. «северной культуре» потребления спиртных напитков), – 1 точка на 30 и 23 тыс. жителей соответственно. Наше государство может легко регулировать число точек продаж с помощью выдачи и отзыва лицензий.

Участники пресс-конференции отметили, что этими неотложными мерами, разумеется, нельзя ограничиваться. После их принятия можно и нужно сделать акцент на просветительскую работу, воспитание, лечение больных алкоголизмом, поддержку обществ трезвости.

Алексей УЛЬЯНОВ, член рабочей группы по демографической и семейной политике Открытого правительства, директор по развитию Национальной ассоциации институтов закупок