«Человека с неограниченными физическими возможностями в природе не существует»

Может ли инвалид заниматься фитнесом, как весело заниматься физкультурой с детьми? Интервью инвалида со своим тренером

Андрей Зайцев с тренером Мариной Мухиной

Чтобы ответить на все эти вопросы, наш корреспондент поговорил с Мариной Мухиной – сертифицированным персональным тренером по бодибилдингу и фитнесу и членом Международной ассоциации профессионалов фитнеса.

Марина, в Домодедово, как и в других городах, есть несколько мест, где человек с ограниченными возможностями, может позаниматься фитнесом или плаванием, но это обычно бывает не в очень удобное время, например, рано утром. Поэтому люди покупают себе абонемент в фитнес-клуб, чтобы ходить в удобное для них время. С твоей точки зрения, все ли приспособлено в хорошем клубе для занятий инвалидов?

Нет, приспособлено, конечно, не все. Когда строится фитнес-клуб, то обычно его владельцы отталкиваются от желания большинства будущих клиентов, их пожеланий. Поэтому, например, в нашем бассейне нет подъемников, а есть лишь лестницы с перилами.

Другое дело, что в хорошем фитнес-клубе должны создать все условия человеку с ограниченными возможностями для занятий. Руководство клуба, его сотрудники и персонал должны уметь работать с людьми, у которых ограниченные физические возможности. Тем более, что человека с неограниченными физическими возможностями в природе не существует.

Перед тем, как пойти в клуб, человек смотрит рекламу и часто видит на картинке «идеальных людей», у которых «кубики на животе», красивое тело. Не отпугивает ли такой образ потенциальных клиентов? Люди глядят в зеркало и понимают, что они выглядят совершенно иначе …

Человека привлекает все прекрасное, поэтому обычно клубы не рекламируют себя с помощью человека с пузиком. Хотя мы делали подобную рекламу: у бассейна стоит полненький мужчина, а потом мы видим его с хорошими мышцами после тренировок.

И, кстати, про «кубики» на животе.

У одного человека генетически они могут быть, у другого – нет. Например, женщины, у которых строение тела связано с возможностью рождения ребенка, обычно не имеют кубиков на животе. И главное: на фитнес многие люди ходят совсем не ради кубиков, хотя, конечно, всем хочется, чтобы их тело выглядело привлекательным.

А по каким причинам люди приходят в зал?

– У каждого свои причины. Девушки и женщины часто недовольны собой, они никогда не чувствуют себя совершенными и какую-то часть тела непременно хотят видоизменить.

Но большинство людей приходят в зал потому, что у них что-то болит. Человек прибегает в зал, когда его что-то очень сильно беспокоит. Он приходит, чтобы решить проблему.

В этом случае нужно обязательно запастись терпением. Тренажерный зал или бассейн – это не таблетка аспирина – принял ее, и уже ничего не болит. Для занятий нужна воля и труд. Воля нужна, потому что в первый раз мышцы могут болеть. Они могут болеть и не в первый раз, но второй и третий день. Постепенно проблемы решаются, и боль начинает уменьшаться и уходить.

– Вернемся к проблемам инвалидов. Вот человек решил прийти в зал. Обычно у него, как и у меня, долгая история. Специалисты по ДЦП боялись иногда со мной заниматься, потому что у меня был еще и перелом позвоночника, а специалисты по спине могли пугаться ДЦП. Я немного утрирую. Но вот с тобой мне повезло. Ты совсем не боялась, но нашел я тебя чисто интуитивно… Просто пришел и рассказал о своих проблемах, и ты подобрала хороший комплекс, который мы корректируем постепенно.

Спасибо. Так получилось, что мне это интересно – углубляться в медицину. У меня дома много медицинской литературы: анатомия, физиология, книги о том, как работать с проблемами спины. Я очень увлечена своим делом и постоянно что-то читаю и ищу. Закончила несколько специальных курсов для инструкторов и тренеров.

А можно как-то заранее узнать о том, какой тренер тебе подходит. Вот человек с какими-то медицинскими проблемами пришел в клуб. Может он посмотреть какое-нибудь досье на тренеров. Все-таки интуиция – это хорошо, но информация тоже нужна.

– У нас в клубе клиент может узнать информацию об инструкторе. В отделе продаж есть тренерская папка, где можно прочитать, какие у человека дипломы и сертификаты. Информацию можно найти и на сайтах клубов. Она может быть неполной, но основное представление человек получит.

– Теперь поговорим о нескольких распространенных страхах, которые бывают у всех людей, но у меня как у инвалида они были особенно сильными. Во-первых, я почему-то думал, что надо мной будут смеяться, поскольку я каких-то вещей не умею делать.

– Я работаю инструктором 5 лет. Ни разу не видела, чтобы над кем-то смеялись. Могут подойти, помочь разобраться с тренажером или поправить, если человек неправильно делает упражнение.

А по поводу твоего страха – он есть у всех: человек хочет спрятаться в своем домике, потому что ему кажется, что он полный, слишком молодой или слишком старый, от этого сложно освободиться, но здесь важно просто начать. Во время тренировок выделяются эндорфины – гормоны радости, и страхи уходят, а человек становится увереннее в себе. И не нужно бояться спрашивать – в клубе есть персональные инструкторы, которые готовы помочь.

Во-вторых. Для меня зарядка всегда была какой-то обузой. Я был советским ребенком, и моя мама просила меня делать приседания за деньги. Сперва это были 5 копеек, потом 15, потом 20, а потом я вырос и на какое-то время просто перестал заниматься. Я знаю, что такие комплексы есть у многих инвалидов с рождения. Я не могу, кстати, сказать, что моя мама делала плохо. Просто мне было скучно.

Так делают почти все мамы и папы, к сожалению. С детьми нужно заниматься в игровой форме. Ребенок лет до 11 просто не может выдержать одну позу долго. Все нужно делать за 5-10 минут, 5 минут мы делаем упражнение в игровой форме, а потом меняем игру, чтобы развить другую группу мышц.

Лучший пример для детей – это их родители. Дети копируют поведение родителей с детства. Мальчик начинает разговаривать так же, как говорит папа. Девочка начинает помогать маме на кухне. Этим нужно пользоваться, но мы часто отшвыриваем своих детей.

Вот у меня клиенты не хотят дома растягивать мышцы после тренировок, потому что им мешаю дети. А могли бы поступить иначе. Ребенку интересно? Посади его рядом в такой же позе (или в той, в которой он может), и обязательно потом похвали его. Занимайтесь вместе – это веселее. И, кстати, родители детей-инвалидов тоже нуждаются в помощи и поддержке, так что созависимость в семье в таких случаях – проблема распространенная.

Ты права, например, моя мама мне всегда говорила: «Мало». Сколько бы я ни делал, ей было мало, поскольку я не ходил, как «нормальные люди». (Сейчас это, кстати, прошло). Вот это «мало» воспитывало комплекс вины и лень. А вообще, существует ли какое-то среднее понятие нормы?

– Нормы есть в медицине, например, для определения группы инвалидности. Еще с возрастом подвижность уменьшается, и человеку в 60 нельзя давать такую же нагрузку, что и 20-летнему. Но по таким параметрам у нас клуб не отбирает и даже не продает клубные карты в зависимости от физических возможностей человека.

У людей даже типы личности разные. Один человек интенсивно входит в и тренировку и быстро ее заканчивает, но при этом он за час делает много. А другие долго раскачиваются, и им нужно тренироваться 2 часа, но с большими паузами.

Так что поводов для «чувства вины» не должно быть ни у кого. Человек не может поднять гантели в два килограмма? Пусть поднимет килограмм, и потихоньку будет увеличивать нагрузку.

То есть, ты хочешь сказать, что если я не могу, например, приседать без опоры или поднимать стоя гирю, то со мной тоже можно заниматься, хотя Петя рядом свободно приседает сто раз за 5 минут?

– У Пети есть свои цели, у тебя свои. В фитнесе, как в жизни. Мы начинаем от простого к сложному. Если человек что-то не может сделать, значит, на это есть причины: у него, например, не развит мышечный корсет на это упражнение или у него недостаточно нервно-мышечные связи развиты, или он травму недавно получил и восстанавливается. То есть, это навык, который можно развивать. Мозг руководит нашими мышцами, мышцы не шевелятся сами по себе. И мы в жизни приобретаем какие-то навыки. Первые наши навыки – мы поднимаем головку, дальше мы учимся сидеть, дальше мы начинаем ходить. Это навык, которому учат родители.

В фитнес-зале инструктор должен научить клиента. У любого человека может с первого раза не получиться. Тогда инструктор адаптирует упражнение. Например, просит сделать его с минимальным весом или вообще без веса. Допустим, у тебя какая-то мышечная группа слабая, значит, тебе нужно дать локальное упражнение, где ты будешь работать с этой мышечной группой и потихонечку подводить тебя к более сложному упражнению.

То есть мы всегда движемся от простого к сложному, поэтапно. Не надо гнать лошадей и сразу браться за тяжелые упражнения. Человек должен получить минимальные навыки. Потом навыки его растут, и он способен делать более сложные вещи.

То есть если к тебе или к другому хорошему тренеру придет, например, колясочник, то ты тоже подберешь ему комплекс упражнений?

Да. Инструктор вообще всегда должен отталкиваться от возможностей своего клиента, учитывать его особенности.

 А если к тебе придет ребенок-инвалид?

– С любыми детьми сложнее. В фитнес-клубе дети могут самостоятельно заниматься с 14 лет, все дети с 5-7 лет занимаются только под руководством инструктора, например, в бассейне. Ребенка нельзя одного пускать в зал, даже с папой или мамой это опасно. Малыш или младший школьник что-то увидит, потянет, и родители могут не успеть сориентироваться. Для детей лучше подходят детские центры.

А верхний предел? Если человеку 70 лет?

– Может, конечно. У нас таких много клиентов. Я помню женщину, которой было почти 90 лет, и она садилась на шпагат.

– То есть ты хочешь сказать, что нет таких ситуаций, когда человеку в принципе нельзя заниматься фитнесом?

– Нет, ну со сломанной рукой или ногой не стоит приходить. Должно пройти какое-то время, чтобы срослась кость, или после операции, например. Другое дело, что потом нужно начинать реабилитацию, и вот здесь занятия необходимы.

Кстати, хороший инструктор работает всегда в паре с врачом. Перед приходом в клуб нужно обязательно сходить к доктору и запомнить его рекомендации, что человеку можно, что нельзя. Другое дело, что упражнения должен подбирать сам тренер. Потому что врачи, например, советуют плавать, но часто не говорят – как: кролем или брасом, или на спине.

Вот здесь уже нужен инструктор. И нельзя скрывать от тренера, если у человека, например, высокое давление или была травма. Чем полнее будет информация от клиента, тем лучше тренер сможет подобрать ему комплекс упражнений.

Последний вопрос. Человек купил клубную карту, начал ходить, а потом ему, допустим, надоело, и он решил прекратить занятия. Значит ли это, что инструктор подумает о нем плохо?

– Он никому не обязан. Задача тренера – научить человека делать упражнения правильно, тогда, когда он ходит в клуб и хочет заниматься с инструктором, но в любой момент клиент может совсем прекратить занятия или сделать паузу.

 

Фото Павла Смертина

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?