Церковь бросила лучшие силы на подготовку учебника по Основам православной культуры

Хороший учебник — учебник, от которого ребенок не может оторваться, читает его даже на перемене. Такие учебники редко, но бывают. Патриарх Кирилл распорядился образовать редакционный совет и редакционную коллегию по написанию нового школьного учебника и методических материалов по курсу «Основ православной культуры» и утвердил состав совета

21 июля президент РФ Дмитрий Медведев принял решение поддержать обращение лидеров религиозных организаций о преподавании в школах основ религиозной культуры и светской этики. «Считаю возможным провести в ряде регионов страны эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики. Пока предлагается 18 регионов, но эта цифра может обсуждаться» — сказал он. Между тем еще 29 июня Патриарх Кирилл распорядился образовать редакционный совет и редакционную коллегию по написанию нового школьного учебника и методических материалов по курсу «Основ православной культуры» и утвердил состав совета. В него вошли председатель Совета религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий, шесть священнослужителей, известные историки, философы, филологи и культурологи. Председателем редакционной коллегии назначен известный миссионер, профессор Московской Духовной академии протодиакон Андрей Кураев. В чем недостатки старых учебников и что может быть залогом успеха новой дисциплины, корреспондент «Милосердие.ru» спросил у некоторых членов редакционного совета.

Иеромонах ДИМИТРИЙ (Першин), руководитель информационно-издательского управления Синодального Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви:

— Хороший учебник — учебник, от которого ребенок не может оторваться, читает его даже на перемене. Такие учебники редко, но бывают. Если говорить об основах православной культуры, то я видел два удачных примера. В серии «Аванта плюс» вышли «Религии мира», во втором томе которых первая половина посвящена христианству. Раздел «православие» там был подготовлен по текстам протодиакона Андрея Кураева, известного церковного историка Владислава Петрушко и других авторов. Редакция переработала их, адаптировала к аудитории: в итоге получилось нескучное, с хорошими иллюстрациями, качественное пособие для старшеклассников и учителей. Второй пример — недавно я был в Англии, в графстве Эссекс, в монастыре Иоанна Предтечи, который основал схиархимандрит Софроний (Сахаров). Сестры этой обители недавно издали красочное пособие для детей 7-8 лет, где на каждой страничке — картинка из жизни маленького христианина с краткими пояснениями. Держишь в руках и оторваться не можешь.

Безусловно, многое было сделано за эти годы, однако боюсь, что значительная часть существующих учебников по основам православной культуры — это пока еще лишь первые опыты, своего рода черновики, которые надо дописывать и переписывать. Это и проблема языка, зачастую насыщенного канцеляризмами, и проблема качества, и проблема внутреннего сюжета. Даже методически безупречный светский учебник «Религии мира» под редакцией академика Чубарьяна приходится читать, как справочник, пересиливая себя. Нет интриги. А вот Ольга Янушкявичене, — и это еще один положительный пример, — в своих «Основах нравственности», написанных для литовских школьников, идет от смыслов, от человеческого поиска, и это волнует, захватывает. Я рад, что она тоже включена в редакционный совет. Но критиковать легко, сложнее написать хороший учебник. Так что прошу молитв!

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук, профессор МГИМО(У), директор учебного центра МГИМО «Церковь и международные отношения»:

— Прежде, чем вводить какой-то предмет, надо серьезно подготовить преподавательскую базу. Это старый педагогический принцип — в учебном процессе идти не от школы к институту, а от института к школе. Но у нас о нем часто забывают. Поэтому в первую очередь, на мой взгляд, надо написать учебник по основам православной культуры не для школ, а для педагогических институтов. Независимо от веры и конфессиональной принадлежности, будущий учитель (особенно гуманитарий) должен знать культуру и историю своей страны, а в русской культуре и истории Православие сыграло очень большую роль. Вот и нужен учебник, знакомящий будущего учителя с важным культурным фактом. Но именно культурным — ни в коем случае нельзя делать «Основы православной культуры» подпольной заменой Закона Божия, который как предмет обанкротился еще в дореволюционной российской школе. Я читал много воспоминаний русских эмигрантов первой волны, в том числе и об их гимназических годах. Многие из них были людьми глубоко верующими, но почти никто не писал хорошо об уроках Закона Божия. Очень редко эти уроки вызывали духовный или хотя бы интеллектуальный интерес. Как правило, приходил раздраженный, усталый батюшка, говорил вещи, которые надо было вызубрить, гимназисты вызубривали, а между собой над батюшкой подтрунивали. Зачем повторять неудачный опыт?

На мой взгляд, задача Основ православной культуры — не только глубже познакомить учеников с родной культурой и историей, но и научить их пониманию духовного строя представителей других культур, диалогу с ними. Так я вижу этот предмет, но только после того, как будут подготовлены высоко профессиональные преподавательские кадры.

Марина ЖУРИНСКАЯ, главный редактор журнала «Альфа и Омега»:

— Основы православной культуры должны в той или иной степени пронизывать всю школьную программу, а то на одних уроках дети будут проходить, что Бога нет, а на других, что Бог есть. На мой взгляд, не с учебника надо начинать, а с методичек — пособий для педагогов. Именно в методички должна быть для начала включена информация о православной культуре. И такие методички необходимы не только по гуманитарным предметам, но и, в частности, по биологии. Только писать их должны не ярые противники теории эволюции, которые ничего об этой теории толком не знают (например, что она не настаивает на том, что человек произошел от обезьяны), а верующие ученые-биологи в сотрудничестве со школьными методистами. То же самое по физике, по химии, по географии. А иначе может получиться, что, допустим, ученик любит физику, а гуманитарные предметы его мало интересуют. Это плохо (как и наоборот, когда гуманитарии равнодушны к точным и естественным наукам), но так часто бывает. И если введут отдельно «Основы православной культуры», они ему будут так же неинтересны, как история и литература. А так и на его любимой физике ему скажут, что есть не только материалистическая версия происхождения Вселенной. И перестанут, кстати, говорить привычную неправду о Галилее, Копернике, Бруно.

При введении в действие Закона СССР о свободе совести оговаривалось, что данному закону должны соответствовать все учебные программы всех уровней обучения. Но Советский Союз вскоре развалился. Наверное, вводить какие-либо вероучительные дисциплины (и даже культурологические, как в данном случае) следует системным образом как потому, что это будет способствовать более полному усвоению, так и потому, что при засилье в остальной школьной программе скрытой или явной атеистической пропаганды этот предмет будет малоэффективен.

Записал Леонид ВИНОГРАДОВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?