Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Святой Анне Кашинской пришлось женить сына на дочери врага, похоронить мужа и всех детей, но она ни на кого не держала зла

О святой Анне Кашинской все помнят только одно – что она была канонизирована дважды из-за двоеперстия. Так оно и есть, но мало кто знает, что, помимо этого, у Анны была тяжелая женская судьба, к тому же в жизни княгини была настоящая драма – ей пришлось женить сына на дочери человека, который был виновником смерти ее любимого мужа

Ксения ОРАБЕЙ, редактор Юлия КАРПУХИНА

…Анна взялась за рукоделие и услышала цокот копыт за окном. Какой-то незнакомец спешился и зашел в дом. Анна с улыбкой пошла навстречу. Уставший всадник учтиво поклонился. Письмо от московского князя Юрия Даниловича. От кого? От князя Юрия? Анна похолодела. Господи, помоги! Князь Юрий принес столько горя семье великого князя Михаила Тверского, что Анне хотелось навсегда забыть этого человека.

Что же в письме? От волнения буквы прыгали, и Анна не сразу поняла, о чем идет речь. В письме князь Юрий требовал женить сына Анны, Константина, на его дочери. Анне стало нехорошо. Но как это возможно? Породниться с тем, кто наветами и обманом заставил хана убить ее мужа, князя Михаила? С тем, кто, как говорят, чуть ли не сам вырезал сердце у Михаила? С тем, кто привез истерзанное тело в Москву и не отдавал его в Тверь, не позволяя предать земле по-христиански? Это на его дочери надо женить юного князя?

Анна упала на колени перед иконами. Как поступить? Господи! Вразуми!

Навещала, кормила и ухаживала

Анна родилась в Ростове около 1280 года и была старшей дочерью ростовского князя Димитрия Борисовича. Князь Димитрий нрава был крутого, враждовал с братьями и бо́льшую часть жизни провел в военных походах. Анну учил книжной грамоте и приобщал к вере ростовский епископ Игнатий. Современники считали епископа настоящим подвижником, при котором расцвела церковная жизнь на древней ростовской земле.

«Церкви мнози созда и украси их иконами и книгами», – пишет о нем Воскресенская летопись. Владыка Игнатий, вероятно, рассказывал дочери князя о святых. Анна могла читать летописи и рукописные книги, популярные к тому времени: «Слово о законе и благодати» Илариона, «Повесть временных лет».

Трудное это было время. Золотая орда покоряла княжества одно за другим. Вся русская земля была разорена. Полыхали села, одних людей татары убивали, других угоняли в плен. Не обошла беда стороной и ростовское княжество. С раннего детства слышала Анна рассказы о гибели ее прадедов, князей Василька Ростовского и Михаила Черниговского, которые отказались поклониться хану, после чего приняли мученическую смерть.

В житии говорится, что среди всех этих тревог Анна росла верующей девушкой и больше всего любила молиться и совершать дела милосердия. Ее часто видели раздающей пищу нищим: для сирых и убогих при своем дворе она приказывала накрывать столы и всех щедро угощала, радуясь, что смогла кому-то послужить. Если кто-то по немощи был не в силах добраться до ее двора, тогда Анна сама его навещала, кормила, а иногда и ухаживала.

В 1294 году умер отец юной Анны. Детство княжны закончилось.

«Телом велик зело и крепок»

Свадьба Михаила и Анны. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода XVI века

О матери Анны летописи ничего не сообщают, историкам неизвестно даже имени княгини. Видимо, потеряв отца, Анна осталась круглой сиротой, поскольку летописи сообщают, что заботы о ней и ее незамужней сестре взял на себя их дядя, князь Константин. По всей видимости, для князя Константина эти заботы оказались тяжелым грузом, и он решил в этом же году выдать обеих девушек замуж.

Господь управил так, что это желание князя совпало с желанием тверской княгини Ксении найти невесту для сына, Михаила Тверского. Княгиня искала сыну невесту «зело добродетельну, премудру же и прекрасну». Именно поэтому ее выбор пал на Анну. Не хотелось Анне уезжать из родного города, да что было делать. Ждали сватов. Анна собирала иконы, складывала в сундуки любимые книги и одежду. Что ждет ее в Твери?

Жених, которого звали Михаил, был сыном великого князя Ярослава Ярославича, родного брата Александра Невского. Но отца Михаил не видел, так как родился через пару месяцев после его смерти.

По традиции жених и невеста увидели друг друга только под венцом – в то время в княжеской среде браки чаще всего совершались по воле родителей, желанием молодых не интересовались.

Венчание и свадебный пир проходили в Твери. Невеста, по словам современников, была кроткой и красивой девушкой, а жених, как написано в Никоновской летописи, был «телом велик зело и крепок, мужествен и страшен взором».

Свадьба состоялась в день памяти Архистратига Михаила – небесного покровителя жениха. Венчал молодых тверской епископ в белокаменном Спасо-Преображенском соборе.

Первые испытания

Прошло полгода после свадьбы. Город заполыхал в страшном пожаре. По словам летописца, погорел «град Тверь весь», было много жертв и потерь. Только отстроились погорельцы – новая беда, сильная засуха. А без дождя загорелся лес: «горели леса, и боры, и болота, и мхи, и поля». Княгиня – везде, где нужна помощь. Но огонь добрался и до княжеского терема.

Поздно ночью князь Михаил проснулся от запаха дыма. Открыв глаза, понял, что дом уже охвачен пламенем. Чтобы спастись, у него оставались мгновенья. Не раздумывая, князь хватает самое дорогое, что было в тереме, что было дороже жизни – он берет на руки свою спящую жену, задыхающуюся от дыма, и прыгает с ней в окно. Люди говорили, что они спаслись только чудом Божиим. Князь с княгиней выжили, но много людей погибло в том пожаре, сгорело все оружие, казна и дорогие сердцу вещи – и от потрясения князь Михаил тяжело заболел и слег.

Анна не отходила от постели мужа, молилась, поила травяными сборами, приглашала священника для причастия. В переживаниях за мужа и народ, Анна родила своего первого ребенка – дочь. Девочку назвали Феодорой, что значит «данная Богом». Анна была благодарна Богу за дитя и радовалась своему материнству. Но малышка вскоре умерла.

Горе Анны было велико, трудно было принять эту потерю. Но вот князь Михаил пошел на поправку. Со временем Господь благословил любящих супругов четырьмя сыновьями: в 1298 году родился Дмитрий, в 1300 – Александр, в 1306 – Константин, в 1312 – Василий.

Росли будущие воины, а родители о Божьей правде им рассказывали, с трех лет на коней их сажали и к оружию приучали, чтобы землю свою русскую от врага могли защитить.

Своих детей Анна с Михаилом воспитывали в любви и вере. Вот и вышло, что отношения сыновей Анны и Михаила между собой были удивительным исключением из правил тех времен, когда брат с братом воевали за власть и за любой клочок земли – в Тверском княжестве между сыновьями конфликтов не было.

Михаил Тверской был мудрым правителем: он возобновил летописание, установил новые законы, как мог сдерживал давление Золотой Орды и заботился о бедняках. Все годы великого княжения Михаил Тверской был в походах, неустанно отбивая атаки то московского князя Юрия, то татар, то новгородцев. И все эти годы Анна ждала его: то в положении, то с младенцами, то с детьми-погодками – но всегда в тревоге и неизвестности. Что с мужем? Жив ли? Вернется ли?

Великий князь

К 1304 году умерли сыновья Александра Невского, и, по древнему обычаю, как старший в роду, Михаил Тверской становится великим князем.

Другой претендент на великое княжение, московский князь Юрий Данилович, не смог смириться с неудачей и решил хитростью завоевать княжение. Он женился на дочке хана Кончаке, получил ярлык на Владимир и с войсками ордынцев попытался захватить еще и Тверь. Михаил, не желая войны, уступил Владимир Юрию при условии, что тот не нападет на Тверь. Но Юрий с татарскими войсками напал и на Тверь.

В битве с войском Михаила Тверского Юрий потерпел поражение и бежал, но его жена, сестра хана, попала в плен к Михаилу Тверскому, где неожиданно умерла. Узнав об этом, Юрий поспешил в Орду к хану и доложил: «Это по приказу князя Михаила была отравлена твоя сестра». Хан был в гневе: «Каков наглец! Пусть Михаил явится ко мне, а если не прибудет, то пошлю на Тверь своих воинов, и они сравняют с землей этот город!»

Почему умерла Кончака (в крещении Агафья) – сегодня сказать трудно, скорее всего, это была случайность. Пискаревский летописец считал, что сестру хану отравили по приказу князя Михаила: «тамо зельем уморена бысть». Но еще Карамзин писал о том, что даже по мирским меркам князь был в этом совершенно не заинтересован. Но хана Узбека накрутил Юрий, и теперь он был в ярости, убил тверского посла и хотел видеть только Михаила.

Лучше умрет один

«Прощание святого благоверного князя Михаила Тверского с супругой, святой благоверной княгиней Анной Кашинской, на святой горе в селе Едимонове при отправлении на суд в Орду»
Фрагмент. Художник В. Соколов. 1908 г

Трудный выбор предстоял Михаилу. Иди в Орду самому – почти наверняка смерть принять. Оставаться дома – княжество под удар поставить. Горячо молилась Анна перед иконами, прося укрепить Михаила в испытаниях и помочь принять правильное решение. Сыновья и бояре уговаривали Михаила не идти на верную гибель в Орду, а скрыться с семьей в Литве или другом месте. Долго молился Михаил. А когда вышел из своих покоев, спокоен был.

Обнял жену и сказал: «Лучше мне одному умереть за стадо Христово, нежели из-за меня пролиться крови христианской от мучителей…». Анна вытерла слезы. Что ж, за други своя. Как иначе? Можно ли было ждать от мужа другого решения? Но только сердце что-то болело больше, чем обычно. Сколько раз провожала Анна мужа в Орду! Сколько слез пролила, да в этот раз что-то все иначе кажется.

Вместе с сыновьями и боярами она поехала провожать мужа в Орду до реки Нерли.

Было тепло, стоял солнечный август 1318 года. Трудными были проводы. Князь Михаил улыбался. Вины никакой за собой князь не знал и, как глубоко верующий человек, надеялся, что с Божией помощью все выяснится. А Анне хотелось плакать.

Бояре молчали. И дети присмирели. Все как будто понимали, на что провожают князя. Епископ Варсонофий благословил Михаила Тверского.

Анна хочет поддержать мужа: «Если ты хочешь пойти в Орду и добровольно пострадать за имя Господа Иисуса, то поистине блажен будешь во все роды… Но только возлюби единого Господа Иисуса Христа, тогда и я буду блаженна тебе ради во всех российских женах». Муж обещает поступить правильно. Анна обнимает мужа в последний раз и долго смотрит вслед.

 «Вижу тебя бездыханным»

А вскоре, осенью 1318 года, в Орде состоялся суд. Князь Юрий тоже приехал в Орду и обвинил князя Михаила и в отравлении сестры хана, и в неуплате дани, а также в том, что он бился против ханского посла, коим считался Юрий Московский. Юный хан Узбек во всем поверил Юрию. Михаила зверски убили. Историки пишут, что над телом страшно издевались, вырезали сердце мученику, а возглавил весь этот ужас московский князь Юрий.

Анна около года ничего не знала о судьбе мужа, только верила и молилась, чтобы он вернулся.

И он вернулся на родную землю. После гибели тело князя Михаила по распоряжению князя Юрия привезли не домой, а в Москву. Гроб стоял в храме одного из московских монастырей почти год – все это время Юрий не отдавал тело Анне и не позволял похоронить мужа.

Что пережила Анна, узнав, что мужа убили в Орде и его нельзя похоронить по-христиански – трудно вообразить. Просила, умоляла, настаивала – да все без толку.

И только после издевательских условий для Твери, выдвинутых Юрием, было разрешено похоронить князя.

Истерзанное тело Михаила оказалось нетленным. По свидетельству летописца, при погребении князя Михаила народ так горько плакал, что неслышно было слов священнослужителя и хора. Анна душераздирающе прощалась с любимым: «Рыдать ли мне прикажешь, что я лишилась тебя, или возвеселиться, что вижу тебя, дражайший свете мой? Вижу тебя, но вижу бездыханным, безгласным во гробе. Кто похитил наше сокровище?

О, Ордынская страна, о, царство безбожных татар! О, зависть, о, злоба! Но не хвались, гордость! Князь мой, как орел, возлетел в высоту… Плакать заставляет естество, ибо осиротела я с чадами, лишилась я надежды, покровителя и отца. Не увижу я тебя, свет мой; не услышу сладкого твоего голоса! Горе мне! Лучше бы мне умереть вместе с тобой; пусть один гроб обнял бы меня с тобой, чтобы вместе предстать Христу-Царю!»

Похоронив мужа, нужно было жить дальше, позаботившись о сыновьях: 19-летнем Дмитрии, 18-летнем Александре, 13-летнем Константине и 10-летнем Василии.

А дальше происходит еще одна неслыханная дерзость. Московский князь Юрий требует, чтобы Анна женила сына Константина на его дочери. Что ответить? Как породниться фактически с убийцей мужа? Летописи скупо сообщают, что Анна женит сына на дочери Юрия. Но что ей стоило принять такое решение? Но ведь Анна была глубоко верующим человеком и знала, что врагов надо прощать…

– С одной стороны, Юрий Данилович поставил Анне условие, что он отдаст тело ее мужа только при определенном выкупе и женитьбе сына Анны на одной из его дочерей, – говорит руководитель Общества Михаила Тверского Анжелика Янчевская. – А значит, Анна не могла отказаться от этой свадьбы. С другой стороны, есть также версия, что святая Анна при женитьбе своего сына на дочери Юрия Московского пыталась избежать большего зла – его женитьбы на дочери хана Узбека, что для нее было совсем неприемлемо.

Это внешняя сторона события. А что было внутри? Анна, даже умирая, призывала бояр прощать всех. Скорее всего, как христианка, она постаралась простить князя Юрия. В любом случае брак сына Анны, Константина, и дочери Юрия Даниловича, Софии, стал причиной перемирия между Тверским и Московским княжеством по крайней мере на несколько лет, и Анна, безусловно, это понимала, когда принимала это тяжелое для себя решение.

«Не мои руки закрывают глаза дорогих людей»

Преподобная Анна Кашинская. Фрагмент иконы XIX в

А через несколько лет старший сын князя Михаила Дмитрий отправился в Орду подтверждать ханский ярлык и, встретив там виновника смерти отца – князя Юрия, не смог сдержать свой гнев и убил его прямо на месте. За это хан казнил самого Дмитрия, который вошел в историю как «Дмитрий Грозные очи».

Так Орда забрала у Анны и ее первенца. Но полная чаша страданий княгини еще была не испита.

В 1339 году в Орде были убиты татарами второй сын Анны, Александр, со своим сыном Федором. Анне пришлось хоронить и сына, и внука в один день. Как матери вместить в сердце смерть своих сыновей? Житие приводит страшный надгробный плач Анны: «Радость моя, сын, Дмитрий Грозные Очи, сын Александр, ненаглядный внук Феодор… точно земли не хватило в Твери, Кашине и Ростове, сложили вы свои правдивые, честные головы у злых татар! Не судил Господь: не мои руки закрывают глаза дорогих моих людей…»

В 1346 году Анна узнала о смерти третьего сына, Константина, в Орде. А еще через несколько лет из-за страшного мора умерли почти все остальные члены княжеской семьи. В живых остался ее последний ребенок – сын Василий. И никому не сказав, чтобы не отговаривали, Анна тайно покидает дом, уходит в девичий Софийский монастырь. Княгиня подвизается там в безмолвии и затворе. Со временем ее просят стать настоятельницей обители.

В последние годы Анна переехала по просьбе младшего сына Василия в Кашин, где он специально для матери построил Успенский монастырь.

Перед отъездом Анна прощалась с насельницами Софийской обители. Монахини, узнав о предстоящем отъезде любимой настоятельницы в другой город, плакали и говорили: «Куда грядешь, госпожа наша? Почему хочешь разлучиться с нами? Разве мы в чем-либо прогневали тебя или совершили неправду перед тобою или скорбь нанесли твоему терпеливому смирению?…»

Анна с любовью утешает сестер: «Бог благий сохранит вас…»

В Кашинском монастыре Анна пребывала в молчании, разговаривая только с сыном Василием. И наставляла его жить с Богом и быть милосердным к людям: «Бойся Бога, люби Его, презирай красоту века сего, ищи вечных благ через благотворение к нищим, помни смертный час, будь смиренным и кротким…»

Святая покровительница

Но не стало и последнего ее сына, Василия. В тот же год отошла ко Господу и Анна. Святая Анна Кашинская мирно упокоилась 15 октября 1368 года, приняв перед этим схиму.

Когда Анна умерла, ее оплакивал весь город.

Жизненный путь Анны Кашинской был долгим и наполненным большой болью и страданиями. Любящая мать, заботливая жена, милосердная христианка, добрая настоятельница и святая страдалица. Великая княгиня Елизавета Федоровна почитала Анну Кашинскую и считала, что их судьбы очень похожи.

– Почему Анна Кашинская святая? – размышляет краевед Ольга Никитина, – потому что выполнила две главных заповеди: о любви к Богу и ближнему. Как бы ей ни было трудно, она всем старалась помочь, всех накормить и всех утешить…

Автор благодарит за содействие и предоставленную информацию руководителя «Общества князя Тверского и великого князя всея Руси Михаила Ярославовича» Анжелику Янчевскую, кандидата исторических наук Галину Гадалову и краеведа Ольгу Никитину.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен