Болезнь твоя промыслительная. Увидишь, как Господь будет устраивать твою жизнь

«Отца Иоанна Крестьянкина я спросила, можно ли мне, женщине в инвалидной коляске, надеяться на устройство своей личной жизни, или выбросить из головы подобные мысли?»

Наталия и Федор. Октябрь 2019 года

Счастлива ли я? – Да. Без сомнения. Мой духовный отец Николай Ведерников как-то сказал, что слово «счастье» происходит от слова «соучастие»: соучастие в жизни близких и не очень близких тебе людей. Ещё это бывает взаимно.Тогда становишься счастливым.

Когда ты счастлив – и Бог рядом

Родилась я в майский день на тихой улочке в Замоскворечье. Напротив нашего дома был, и есть поныне, чудесный Михайловский парк, в советское время – сад им. Орджоникидзе. Аромат благоухающей сирени по весне приносит блаженные воспоминания моего счастливого детства.

Я очень любила ходить с бабушкой в храм  Святителя Николая в Кузнецах, где были крещены я и мои родители. Счастливая пора детства, когда ощущаешь душевный уют и защищённость, когда постоянно чувствуешь заботу и любовь тех, кто рядом, когда все близкие ещё вместе. А когда счастлив – и Бог рядом.

Училась я в Педагогическом университете, на факультете иностранных языков. Чтобы иметь разговорную практику, работала переводчиком в Мингазе. Встречала иностранные делегации, участвовала в переговорах.

А во время летних каникул были поездки по Прибалтике, Крыму, Кавказу. Светлые надежды, мечты, радость познания безбрежности мира – вот в чём я постоянно пребывала и что меня не покидало даже, когда мышцы начали слабеть.

Как вдруг

Наталия и Федор

Мышечная слабость ног и рук постепенно нарастала. Лечение улучшений не приносило, скорее наоборот. Это были 1980-е. «Ваше заболевание – миопатия – мало изучено, – говорили врачи, – возможно, кто-то из предков имел аналогичное, или оно инфекционного характера, когда после перенесённого гриппа или ангины иногда вдруг происходит сбой гормонального питания мышц».

Но ни у кого из наших предков подобного заболевания не было. В 24 года мне пришлось уйти с работы.

В следующем году произошло очень значимое событие. Мы с бабушкой поехали в Троице-Сергиеву лавру, и там произошла встреча со священником отцом Михаилом. Он мне подарил Евангелие и Молитвослов.

«Прочитай четыре Евангелия, каноны покаянный, Ангелу Хранителю и Последование ко Святому причащению. Будешь причащаться Святых таинств и собороваться». С каким трепетом я читала и готовилась прикоснуться к тайнам Богопознания!

Когда всё свершилось, я почувствовала, что передо мной открылась дверь в новый мир, который я очень хочу познать.

Мне представлялось, что отец Михаил, стоя у двери, говорит мне: «Иди. Бог радуется каждому, кто хочет войти к Нему».

Расставаясь, отец Михаил сказал: «Болезнь твоя – промыслительная. Теперь увидишь, как Господь будет устраивать твою жизнь.

После принятия Святых Таинств и соборования у тебя может произойти улучшение или ухудшение физического состояния, но в последнем случае, одновременно произойдёт улучшение и укрепление душевного и духовного состояния. Явятся дела Божии. Теперь твоя жизнь в Его руках».

Я необъяснимо верила, что со мной все будет хорошо                                         

Наталия и Федор с внуком

Наталия и Федор – уже бабушка с дедушкой. Растет любимый внук

Вернулась я домой новым человеком. Евангелие, молитвослов и Псалтырь стали моими настольными книгами. Следует сказать, что в то время (а это было начало 1980-х и вплоть до 90-х) православная литература не издавалась, только перепечатывалась в «самиздатовском» варианте или переписывалась от руки.

Прошло восемь месяцев. Я пребывала в состоянии полета. Теперь я знала, что это Бог даёт мне чувствовать красоту мира, вдохновение писать стихи и желание молитвенного общения с духовным миром. Именно молитвой открывались мне двери для общения с Богом.

Но вот неожиданно случилась беда с моей любимой бабушкой: инсульт. Всё произошло на моих глазах, мы были на даче, я не могла даже вызвать врача – мобильных телефонов тогда не было! Я со слезами молилась Господу о помощи. После этого дня мои ноги и руки резко ослабли, и я полностью потеряла возможность ходить. Мне было 26 лет.

Бремя забот обрушилось на мою маму – сразу два беспомощных человека. Но она, добрейшей и неунывающей души человек, делала все, что только могла.

Моя милая мама! Ей было очень тяжело, но она никогда ни на что не жаловалась. Папа тоже помогал мне, как мог: сделал мне тренажёры и стульчик на маленьких колёсиках, на котором я передвигалась по квартире.

Своё новое состояние мною не воспринималось как гнетуще-обречённое, а наоборот, я считала, что оно временно, и я необъяснимо верила, что у меня всё будет хорошо. Я тогда написала:

Огонёчки небесных свечей

Нам мерцают Божественным светом.

Бог спросить словно хочет: «Ты чей?

И зачем ты на свете на этом?»

Каждый должен подумать всерьёз,

Память, совесть свою  теребя

И ответить на этот вопрос,

Если это волнует тебя.

Мы пришли в этот мир, чтоб любить,

Чтобы радость, тепло всем дарить,

Чтобы новый зажёгся в ночи

Огонёчек небесной свечи!

Радость-страданье – одно

Наталия и Федор в молодости
Начало общей жизни. Фото из семейного архива Наталии и Федора Шабалиных

Скучать мне не приходилось, мои подруги и даже молодые люди меня не забывали: часто звонили, приезжали. От этого у меня было тепло на душе.

Я очень им всем благодарна, что они старались поддержать, приободрить меня. Видя меня по-прежнему неунывающей, они даже удивлялись, как можно, страдая от болезни – радоваться.

Да, это было так, потому что у меня вызывало радость и даже становилось необходимым выслушать, поддержать, и просто своим участием помочь в решении житейских проблем близких людей.

Мне очень близки слова Святителя Григория Богослова: «Страдаю от болезни и радуюсь, не тому, что страдаю, но тому, что могу быть учителем в терпении для других. Ибо, когда не могу сделать, чтобы не страдать, приобретаю страданием то, что переношу его и благодарю, как в радостях, так и в скорбях, будучи уверен, что всё случающее с нами у Слова не без разумной причины, хотя нам и кажется, что нет такой причины».

Как-то раз от отца Михаила ко мне приехал Геннадий Копылов и привёз «Душеполезные изречения из творений святых отцов». Эта работа, примерно из 50-ти листов, была написана аккуратным почерком отца Михаила, когда он оканчивал Духовную Академию.

Как же это интересно и познавательно! Сколько новых открытий в познании Бога и глубин человеческой души свершилось во мне. В свою тетрадь я записывала проникновенные слова святых отцов, являвшиеся ответами на многие мои вопросы.

Геннадий служил пономарём-алтарником в храме Св. Адриана и Наталии. Это был дородный, высокого роста молодой человек с бородкой. Однажды  Геннадий сказал, что может привезти священника, который меня исповедует и причастит. С невообразимой радостью я восприняла это известие, о котором только могла мечтать. И вот приехал отец Николай Ведерников.

Следует сказать, что тот, кто отца Николая увидит – не забудет. Потому что это полный духовности и душевности батюшка просто излучает любовь к людям, благородство и доброту. Он и стал моим духовным отцом.

Отец Николай с матушкой Ниной в прошлом – музыканты: они учились в консерватории по классу скрипки, они очень гармоничная, прекрасная пара.

Отец Николай стал приезжать и причащать Святых Таинств меня и бабушку. Как же Господь заботился о нас! С матушкой Ниной, а в дальнейшем, и с их младшей дочерью Татьяной я тоже подружилась.

Друзья от Бога

Наталия и Федор

Бог посылал мне друзей, знакомых со страданием. И всегда их появление в моей жизни оказывалось промыслительно. Тёплым солнышком запечатлен во мне образ ещё одного замечательного человека – Ирины Беляевой, духовной дочери о. Николая. С первой встречи от неё исходила открытость и удивительный поток тепла.

Много горя приходилось преодолевать Ирине. Было видно, как Господь вёл её по жизни. Ира была одарена поэтическим талантом. Её дочь Наташа – тоже очень талантливая девочка, молодой режиссёр, я ей горжусь. Дети Ирины – Наташенька и Степа (безвременно ушедший из жизни в 17 лет вслед за своей мамой), мои крестники.

Однажды, собравшись в Псково-Печорский монастырь, Ирина предложила мне написать письмо старцу Иоанну Крестьянкину с важным для меня вопросом. 

Подумав, я поняла, что чаще всего меня не покидают мысли о моём дальнейшем жизненном пути. Скажу откровенно: встречая молодых людей, я хотела любить и быть любимой.

Постоянно в молитвенных обращениях я просила о милости дарования мне друга, помощника по жизни – супруга.

Итак, отца  Иоанна я спросила, можно ли мне, женщине в инвалидной коляске, надеяться и мечтать об устройстве своей личной жизни, или выбросить из головы подобные мысли и посвятить свою жизнь всецело Богу.

Откровенно говоря, я ждала услышать второе. А отец Иоанн написал, что устройство моей жизни – в руках Божьих, а дальнейший совет мне даст духовный отец. Ещё в конверте был подарок – иконка Божьей Матери «Целительница» со святыми целителями. Во мне зажёгся ещё один «огонёчек небесной свечи»: я почувствовала молитвы отца Иоанна!

Друг и муж

Федор

Наталия: Я сказала Федору: мне нельзя ошибаться. Да и ты сможешь ли нести бремя постоянной заботы обо мне? Он ответил: «Любить – значит заботиться»

Далее события в моей жизни начались складываться словно по счастливому сценарию.

Месяца через  полтора при совершенно  «случайных»  обстоятельствах  я  познакомилась с Фёдором. Он сразу покорил меня тем, что прекрасно играл на фортепиано и разговаривал по-французски.

С каждой встречей Фёдор открывался с лучшей стороны.

А при нашей всего третьей встрече Федор неожиданно сделал мне предложение «руки и сердца». Раньше я сочла бы этот шаг легкомысленным, но тогда я без сомнения почувствовала, что всё серьёзно, и он именно тот, кого я ждала.

От Фёдора исходила надёжность и искренность. Всё же я предложила ему подождать хотя бы полгода, чтобы проверить свои чувства, но для него было «проверять – значит не доверять».

– Мне нельзя ошибаться. Да и ты, сможешь ли нести бремя постоянной заботы обо мне? Он ответил: «Любить – значит заботиться. А помогать во всём – привык. Я ухаживал за своей прикованной к постели мамой».

Как быть? Сразу давать согласие? Во мне вдруг прозвучало напутствие отца Иоанна Крестьянкина – решать личный вопрос с духовным отцом.

– Доверимся отцу Николаю. Благословит ли он нас на брак?

Каково было моё изумление, когда отец Николай только спросил: «А когда венчание?»

Значит, не только у меня, но и у него не было сомнений, что всё идёт по воле Божьей. Всё складывалось стремительно и легко, словно происходящие события свершались по уже определённому предначертанию.

На Рождество Христово мы подали заявление в ЗАГС. Мне было уже 34, а Федору 41 год. Некоторые мои родственники и знакомые были в недоумении:

они не могли понять Фёдора, почему физически здоровый мужчина с двухкомнатной квартирой хочет создать семью именно со мной.

Свадьбу мы праздновали четыре дня: с четверга, когда наш брак был зарегистрирован, и по воскресенье, когда мы венчались в храме Иоанна Предтечи в Ивановском, где отец Николай служил настоятелем. Я пребывала во внеземном состоянии, когда прозвучали слова: «Венчается раба Божия Наталия рабу Божиему Феодору … И в радости и в горести …».

Фёдор нёс меня на руках вокруг аналоя, а у меня от счастья капали слёзы.

Божьим чудом явилось то, что ровно через девять месяцев у нас родилась дочка Верочка! Фёдор очень хотел дать ей имя своей мамы. Беременность я перенесла очень легко и, главное, Господь давал мне  радостное расположение духа. Я была бесконечно счастлива и благодарна всем!

Рождение доченьки открыло полноту смысла всей нашей жизни. Ни с чем не сравнимые чувства испытываешь, когда есть рядом твой родной человечек,  твоё продолжение. Рождение  ребёнка – это самая удивительная тайна  жизни!

Особо хочу сказать о моей мамочке: столько любви и тепла своего сердца и материнских рук она отдавала и отдаёт мне и своим внукам! Кланяюсь и благодарю тебя, родная, за всё!

Да будет по слову твоему, Верочка!

Наталия и Федор с внкуом

Нет, не дети – уже внуки! Октябрь 2019 года

С началом 90-х годов прошлого века начали открываться многие отреставрированные храмы. С большим интересом и тягой к познанию мы с Фёдором ездили во многие храмы Москвы. Прп. Серафим Саровский говорил, что истинная цель христианской жизни – «стяжание Святого Духа», то есть приобретение Его благодати: состояния умилённого единения с Духом Святым, покорность Его водительству.

Когда человек вверяет себя Господу со всеми своими скорбями, то Господь, видя смирение и доверие человека, берёт на Себя бремя его скорбей и чудесным образом начинает  устраивать жизнь человека.

То есть, чтобы узнать волю Божью, с миром в душе скажи: «Господь Милосердный! Всё предаю в Твои руки – мою жизнь, все свои входы  и исходы, мои помыслы, дела. Устрой всё во благо и в прославление имени Твоего Святого».

Однажды устами младенца, нашей дочки Верочки, было произнесено пожелание, которое я считаю пророческим: «Родите мне сестрёнку. Машеньку!» Да будет мне по слову твоему, Верочка. Незадолго до этого я читала I-ю главу Евангелия от Луки, и почувствовала, как будто слова Пресвятой Богородицы «Да будет мне по слову твоему» прозвучали и во мне, грешной.

Так порой краешком своей грешной жизни мы касаемся святыни, подобно евангельской кровоточивой. Читая Божественное слово, я, и, наверно, многие другие, стараемся найти в нём связующие отголоски событий нашей жизни.

7 февраля 1994 года появилась на свет вторая доченька, без сомнения названная Машенькой!

По Божьей воле она родилась накануне праздника святых Ксенофонта и Марии. Вот и у нас в семье тоже появилась Мария. Мы были бесконечно счастливы и благодарны Богу.

В жизни, как известно, солнечные дни неожиданно сменяются пасмурными. Когда дочкам было 5 лет и полгодика, мы находились на даче, моя жизнь оказалась «на волоске». Я не сразу распознала аппендицит, а когда через сутки меня привезли в сельскую больницу, врач воскликнул: «Срочно на операцию! До Москвы не довезёте. Гнойный перитонит. Поможет только чудо».

И опять Господь сотворил со мной чудо! Я осталась жива. Выхаживали меня Фёдор и мама. Я им так благодарна. А ещё своим доченькам: я видела их детские улыбки и слышала самые проникновенные слова «Мама!», от которых сразу становилось легче.

Исцеление – это труд

С годами, а точнее после пятидесяти лет, недостаток движений стал отражаться на всех системах организма. Стали сильно опухать и синеть ноги, а на правой образовались многочисленные мокнущие трофические язвы.

Ничто не помогало. Вытекающая лимфа и кровь превратили ногу от пальцев до колена  в сплошную страшную рану. Попав в хирургическое отделение больницы, я ожидала, что ампутация ноги будет избавлением от мучительных болей.

Врачи сказали, что помочь мне ничем не могут, так как это была не гангрена. В действительности, от обездвиженности некоторые сосуды перестали функционировать, а по другим – кровь больше не могла подниматься вверх, если нога находилась в опущенном вертикальном положении.  И опять Господь не оставил меня!

Весь тот мучительный период мои слёзные молитвы к Господу, Божьей Матери и святым целителям были непрестанными!

Когда боль перекрывала сознание, непрерывная Иисусова молитва, «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную», звучала во мне отрывистым стоном и мне становилось легче.

Мне очень помогал Праведный Иов Многострадальный, его терпение, его слова, сказанные от сердца: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?»

Каждый день мой муж Фёдор читал со мной каноны и акафисты. После этого он окроплял мои ноги святой водой из Новоиерусалимского монастыря и мазал их соборным маслом. Моя сестра Таня и её муж Андрей тоже привозили мне святую воду из Троице – Сергиевой Лавры. Спасибо Вам, дорогие!

День праздника Святой Троицы стал для меня незабываемым и переломным в течении моей болезни. За последние четыре месяца моих страданий мне стало как-то необыкновенно светло и легко. На меня вдруг нахлынуло всепоглощающее чувство огромной благодарности всем, кто молился и переживал за меня и особенно моим близким: мамочке, мужу Феде, моим доченькам.

Как же я благодарна Вам, дорогие, за заботу, уход, сопереживание, за то, что Вы со мной рядом! Я ощутила это, как никогда, и от этого у меня лились слёзы счастья…   Хочется    часто повторять слова Апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите».

И после этого лучезарного и просветлённого состояния нога стала очищаться.

Так каков же путь исцеления  от греха, от болезни? Исцеление – это труд. Труд – это терпение. Терпение – это страдание. Страдание – это очищение. Очищение – это исцеление.  

Господь даёт всё по нашим силам и хочет, чтобы мы стойко, не ропща, шли по этому пути вперёд к Нему – источнику Жизни.

И вновь за окном весна, чудесное время пробуждения и обновления природы и человеческих душ. Фёдор вывез меня на улицу, и в лицо хлынул  запах весны. Ощущения были так сильны, что сразу вылились в строки стихотворения, которое я назвала «Ода Весне» :

Весна! Хрустальный звон капели

Звучит волшебно так и ясно.

Подобно гимну, птичек трели

Нам возвещают: «Жизнь прекрасна!»

Весна! Природы пробужденье

Восславит Божие творенье!

Мы песнь любви Тебе поём!

Весны Творец! Ты исцеляешь,

Людские  души очищаешь

Небесным светом и дождём!

Как ты прекрасен, дождь весенний!

Хочу я слушать твой концерт

Оркестра капель шум падений

«Привет всем! Слышите? Привет!»

О,чудо! Сразу дождь весенний

Вдруг пробудил весны росток.

Пусть же исчезнут ночи тени!

Расти и радуйся, цветок!

Какой ты нежный, милый цветик!

Мечтай и пой о скором лете,

Ведь ты достоин восхищенья!

Ликуй и празднуй вновь, весна!

Ты пробуждаешь ото сна

И даришь жизни обновленье!

Солнце тёплыми лучами отражается и сверкает в каплях на листочках и траве. А душа кричит всему живому: «Христос Воскресе!» и тут же слышит ответный возглас: «Воистину Воскресе!»

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?