«Благотворительность как сцена, требует хорошего сценария и четкой режиссуры»

Вячеслав Гордеев: «Сначала мы думали, что главное – привезти особым детям подарки, а потом кто-то предложил повезти их на балет…»

Победитель детского конкурса «Классика и Современность в рамках благотворительной программы Благотворительного фронда В.Гордеева «Подари балет детям»

Вячеслав Гордеев — легендарный русский танцовщик, премьер Большого театра, где в 70-80-х станцевал ведущие партии: Зигфрид в «Лебедином озере»,  Альберт в «Жизели», Ферхад в «Легенде о любви», Спартак, принц Дезире в «Спящей красавице», принц-Шелкунчик в «Щелкунчике», Базиль в «Дон-Кихоте» и др. Блистательно представлял русский балет в Париже, Лондоне и других самых престижных сценах мира, где удостаивался высочайших оценок. Но не только.

В 2010 году Вячеслав Гордеев учреждает благотворительный фонд. Там занимаются помощью детским домам и детям с «ограниченными возможностями». Помогают не только материально, а как артисты: приглашают детей в сказку, где живут добрые принцессы и смелые принцы, где добро всегда сильнее зла. И дети самых разных возможностей это понимают.

Фонд с третьей попытки

Свой первый фонд Вячеслав Гордеев организовал еще в 90-х. Он назывался «Мир искусств» и просуществовал недолго.

— Тогда я мечтал издавать свой журнал о балете и для этого даже закончил журфак МГУ.

К тому времени у нас было много побед в области балета и настроение у меня было самое радужное. Но все оказалось не так просто. Те бизнесмены, с которыми я общался, могли бы помогать фонду, но они очень быстро теряли свой бизнес. Дальше обещаний дело не пошло.

Артисты Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев во время выступления. Фото Александра Конькова /Фотохроника ТАСС/ 1974 год.

В 2007 году, курируя как депутат Московской областной думы вопросы культуры в Сергиево–Посадском районе, Гордеев получает на нужды района от партии «Единая Россия» по 20 миллионов рублей ежегодно.

— Когда решили переносить центр города в Сергиевом–Посаде, я предложил основать в новом центре «Город искусств». Хотел построить два театра, даже нашел инвесторов. Но, к сожалению, и здесь попал в эпоху перемен (менялась власть в городе) и проект так и остался проектом. Но в 2010 году фонд был создан.

Мой главный ресурс — интеллектуальный потенциал театра «Русский балет». Благотворительность вообще, как и любое мероприятие, требует разработки сценария, и хорошей режиссерской работы.

Подари балет детям

Дети на спектакле

Сразу с момента основания фонда я сделал программу «Подари балет детям». Сначала она распространялась только на детей Сергиево–Посадского района, а теперь на всех детей Московской области и Москвы. Мы проводим выездные мастер-классы в детских школах искусств, балетных студиях, фестивали и конкурсы, выступления на праздниках в детских домах и реабилитационных медицинских центрах.

— Вячеслав Михайлович, а какой балет нужно дарить детям?

— Конечно, не «Шехеразаду». Детям нужен прекрасный «Щелкунчик», озорной «Чиполлино»… Дети ведь очень любят сказки — в них всегда добро побеждает зло. Да и взрослым нужна такая уверенность. И если посмотреть в зал на зрителей таких «детских» спектаклей, то неизвестно кого больше в зале – детей или взрослых. Приходят обычно всем семейством.

Мы стараемся делать новое. Вот, например, «Сказочный мир балета». Это путешествие в дивный мир, где по детскому закону все самое-самое: самые добрые и красивые принцессы, самые отважные принцы. А главное – в противоборстве светлых и темных сил торжествует добро, справедливость. Но это – и экскурс в мир балета, где дети в сказочной форме узнают интереснейшие факты из его истории.

В спектакль мы включили самые яркие танцевальные партии из шедевров классического репертуара: «Спящей красавицы», «Золушки», «Чиполлино», «Щелкунчика».

200 билетов на каждый спектакль «от Гордеева» – бесплатные, предназначены для детей из детских домов и интернатов.

— Есть что-то особенное в восприятии балета, музыки у особенных деток?

— Я вот что заметил: много лет мы шефствуем над детским социально-реабилитационным центром из подмосковного Яропольца. Сначала просто собирали и отправляли на автобусах новую одежду, обувь, игрушки, сами приезжали к ним с подарками.  Искренне полагали, что это важно и ценно для них. А потом мы их пригласили в Москву, к нам на спектакль… И поняли – вот что нашим ребятам нужно!

Конечно, театральная атмосфера, сама чудесная музыка, яркое зрелище на сцене – это здорово, это, наверное, запоминается детям навсегда. Но, кроме спектакля, мы организуем для детей экскурсию в Кремль, они едут в автобусе по Москве и им рассказывают о столице. И, судя по их лицам, настроению, вот это впечатляет их  ничуть не меньше, чем наш спектакль в театре.

А вот ребята с синдромом Дауна из нашего медицинского реабилитационного центра «Кентавр» (Котельники), наоборот, очень любят, когда «Русский балет» приезжает к ним и выступает на их маленькой сцене.

Для них, видимо, важны еще и тактильные ощущения – им очень нравится трогать ручками пачки  балерин. Пачки ведь пышные, будто воздушные…  

Наши артисты не только танцуют, но и общаются после концертов, знакомятся с детьми.

Наши слабовидящие дети из Балашихи остро реагируют именно на музыку. Мне запомнился мальчик, который весь спектакль под музыку Чайковского отбивал свой ритм.

Ну и прекрасно. Дети-то все разные. И я считаю, что каждому нужно дать почувствовать свободу самовыражения. Из-под палки ничего хорошего сделать нельзя. Не получится.

Котлован для Школы русского балета

Артисты театра «Русский балет» в гостях у детей из медицинского реабилитационного центра Кентавр.

— А как сделать, чтобы ребенок полюбил классику, балет, вообще высокое искусство, — как хотят сегодня многие мамы? Все-таки классика облагораживает.

— Сидя в зале на спектакле и глядя на сцену, на необыкновенное действо на сцене, сопровождающееся, как правило, прекрасной музыкой, влюбиться в балет детской душе, которая изначально стремится к высокому, наверно, не так уж и сложно.

Так однажды влюбился я, посмотрев «Ромео и Джульетту» с Галиной Улановой по телевизору. И попросил свою маму записать меня в тушинский Дворец Культуры в секцию хореографии.

Хотя я был обычным мальчиком и очень любил бегать с мальчишками по двору и кидаться углем (играли так).

Так однажды в балет влюбилась моя дочь Люба, посмотрев «Лебединое озеро». Она буквально бредила балетом, занималась уже с девяти лет в Московской хореографической академии. Но сегодня моя замечательная дочь отличного уровня экономист. Балериной она не стала.

— Увы?

— Нет, значит просто не ее судьба. Каждый в жизни должен попасть на свое место. Ей просто хотелось танцевать, нравился, как позже выяснилось, блеск костюма, свет прожекторов.

А когда дошло до тяжелого, каторжного труда у балетного станка… Любаша стала жаловаться: «Папа, у меня ножки жутко болят… Как только пошли жалобы, я понял: «Балетной мечте конец».

— А у вас болели ноги?

— Болели. Но я соорудил себе кровать по принципу: ноги выше головы и справлялся с этим. А когда был на каникулах, то частенько отдыхал на Рижском взморье у бабушки своего друга, и чтобы не потерять физическую форму, шил из брезента большой мешок, набивал его песком, клал два кирпича себе на плечи — и каждый день тысячу раз вставал на пальцы… Зато, когда возвращался на работу в Большой, был в хорошей форме.  А в театре судачили: «Опять Гордеев занимался все лето…»

Балет жесток именно изнанкой. Вот скоро четыре часа, мои артисты придут на класс и начнут заниматься, «потеть» в прямом смысле. Закончат в десять часов после спектакля. Костюмы можно будет буквально отжимать.

— Недавно на своем участке земли в подмосковном Королеве Вячеслав Гордеев начал рыть котлован для фундамента здания Школы русского балета.

— Строю на свои деньги. Закончатся, буду обращаться к друзьям.

— А губернатор Подмосковья обещал помочь?

— Пока не могу попасть к нему на прием.

— А современные меценаты? Вообще, интересно, есть ли они в России?

— Лично знаю одного – Николай Гришко. Умница, блестяще образован, честен. Сумел наладить пошив балетной одежды и обуви в России такого качества, что сегодня его клиенты – самые именитые звезды балета во многих странах мира.

Николай реально помогает: возит балетные театральные труппы на гастроли за границу, на благотворительной основе шьет балетные костюмы для спектаклей.

Вот недавно был у нас в театре на премьере. После спектакля ко мне и говорит: «Слава, я тебе для «Дон Кихота» сошью все костюмы! Сейчас вот только закончу пошив для Хореографического училища Большого театра (120 костюмов) и твоих одену!».

А ведь пошить костюмы для балета «Дон Кихот» стоит от 6 до 8 миллионов рублей.

Вот   побольше бы таких людей рождалось в России!

Я не зря подчеркнул – честен. Я знал многих крупных бизнесменов, которые на добрые дела, просто так, без выгоды, не давали ни копейки.

— Сейчас среди благотворительных российских фондов обсуждается вопрос о создании этического кодекса. Он нужен, на ваш взгляд?

— Я полностью «за».

Благотворительностью нужно заниматься честно. И с достоинством.

В этом, мне кажется, весь успех и вся сила.

В. Гордеев у балетного станка

Справка: Вячеслав Гордеев — народный артист СССР, премьер Большого театра, балетмейстер, хореограф, театральный режиссер и педагог, профессор, заведующий кафедрой балетмейстерского  факультета ГИТИСа (РАТИ), отец четырех детей. Более 30 лет назад Вячеслав Гордеев создал и стал художественным руководителем театра «Русский балет». С 2007 г. депутат Московской областной думы. Заместитель председателя Комитета по вопросам образования, культуры, спорта, делам молодежи и туризма. В 2010 году учредил «Благотворительный фонд Вячеслава Гордеева». Член жюри топовых конкурсов артистов балета. Лауреат многих международных премий и наград.

 

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?

Читайте наши новости в Телеграме

Подписаться