Беременность – время радостного ожидания, но для некоторых женщин оно оказывается омрачено онкологическим диагнозом. Как быть, если две такие разные реальности сталкиваются в одной жизни? Врачи утверждают, что сегодня рак – не приговор для будущих мам. Современная медицина позволяет в ряде случаев сохранить беременность и провести лечение с минимальными рисками для ребенка.
Но часто за сухими медицинскими фактами стоят личные драмы, страх и невероятная сила духа. Мы собрали истории женщин, которые родили детей и счастливы вопреки всем прогнозам. Эти тексты – не просто истории болезней, а свидетельства мужества, любви к жизни и важности поддержки в самые трудные моменты.
Две беременности, и обе на фоне онкологии. История Евгении Кондратюк

Руководителю благотворительного фонда «Святое Белогорье против детского рака» Евгении Кондратюк дважды озвучивали онкологический диагноз во время беременности. Впервые – когда она ждала рождения старшего сына, затем, через пять с половиной лет, во время второй беременности, случился рецидив. В статье «Я поняла, что такое любовь» она откровенно рассказала о своем опыте.
Самое главное, подчеркивает Евгения, мир не перевернулся. Она уже знала, каким будет лечение, к чему нужно готовиться. Знала и то, что не согласится на прерывание беременности, несмотря на диагноз. «Ругаться захотелось, если честно. Подумалось: «А вот можно было оказаться просто беременной, без приключений?» – признается наша героиня.
Выбор Евгении Кондратюк – не скрывать ничего и говорить о проблеме открыто. Она рассказала о раке коллегам, писала о нем в личном блоге. И даже с интересом анализировала, какие реакции окружающих на болезнь ее задевают, а какие – действительно поддерживают. «Здесь только опыт и чувство юмора спасает, а без них реагировать на эту «поддержку» трудно», – говорила тогда Евгения.
Больше всего ее поддержал муж. Просто был рядом, вместе сидел в очереди к врачу, спокойно говорил: «Значит, будем лечиться». Во время беременности они обвенчались.
Эту историю мы записали в 2021 году. Пройдя во время беременности через химиотерапию, Евгения родила дочь. Затем была операция, и сейчас наша героиня в ремиссии. Ее фонд помогает не только детям, которые лечатся от онкологии, но всем, кто пострадал при обстрелах ее родного Белгорода начиная с 2022 года.
Родить после операции и химиотерапии. История Алены Кочетковой
Алена Кочеткова живет в Калуге. Она фотограф, член Союза фотохудожников России, призер международных фотоконкурсов. И женщина, которая решилась на рождение ребенка после онкологического диагноза, операции и химиотерапии. В материале «Ты не знаешь, кому жить, а кому уходить» историю Алены рассказывает Ланита Стойловская.
Онкологический диагноз врачи озвучили Алене, когда ей было всего 28 лет. Молодая, не так давно вышла замуж, вместе с мужем они начали ходить в храм и делать первые шаги в православной вере. И тут прозвучало: трижды негативный рак молочной железы, связанный с мутацией гена BRCA1. Читая о нем в интернете, Алена ужасалась: «агрессивный рак», «выживаемость небольшая». К счастью, нашелся врач, который успокоил, сказав: это лечится.
Во время химиотерапии Алена снимала себя на фото. Старалась не позировать, а поймать максимально живой и настоящий момент так, чтобы снимки складывались в летопись болезни. На многих из этих кадров есть красный цвет: красной лентой перевязана отрезанная длинная коса, красная тонкая шапочка на голове Алены, красные бусы на шее, красный свет лампы во время бессонницы, – это отсылка к цвету химии, которой лечили от рака, и интуитивное выражение внутренней тревоги.
После химии была тяжелая операция: двусторонняя мастэктомия. «Я себя ощущала так, будто по мне электричка проехалась и на мне же остановилась», – описывает свое состояние Алена. Но потом врачи сказали ей: «Все, мы вас вылечили! Идите, живите». Но добавили, что детей, скорее всего, уже не будет. А спустя два года Алена Кочеткова забеременела. Родился Федор (его имя переводится как «дар Божий»). Сейчас ему уже 4 года.
Всю беременность Алена также снимала себя. Фото войдут в книгу «Она продолжается», в которой Алена рассказывает о личном опыте борьбы с раком и рождении малыша после него.
Беременность и рак: что говорят врачи
Специалистов, которые разбираются, как лечить онкологическую больную во время беременности, очень мало. Но они есть. О том, какой может быть тактика подобного лечения и что необходимо учитывать, в материале «Рак и беременность: ничего не бойся!» рассказывает Софья Бакалеева.
Многим беременным, как и героине этой статьи Дарье, врачи сразу предлагают аборт, узнав о раке. Это происходит потому, что многие просто не знают: сегодня большинство видов лечения совместимы с вынашиванием ребенка и не повредят ему. Важно лишь помнить: начинать лечиться нужно немедленно. Есть лишь некоторые виды рака: рак шейки матки в ранней стадии, лимфома Ходжкина, рак щитовидной железы, при которых можно отложить лечение.
Помочь таким пациентам могут в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова». Направление онкологической помощи беременной женщине сейчас развивают Московский многопрофильный клинический центр «Коммунарка» и Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова в Санкт-Петербурге. Это федеральные центры, и попасть туда есть возможность у всех жителей страны – нужно настаивать на выдаче направления.
Вопреки стереотипам, в большинстве случаев у онкобольных мам рождаются здоровые дети. Да, есть тонкости – например то, что часто родоразрешают таких беременных раньше срока. Но на детях это, как правило, не сказывается. И к году они полностью сравниваются со своими доношенными ровесниками, а мамы за это время успевают долечиться и войти в ремиссию.
Что же касается беременности после рака, то при условии, что репродуктивные органы сохранны, женщина может стать матерью. Спустя пять лет после лечения (есть заболевания, при которых беременность можно обсуждать уже через два года после окончания лечения) женщина способна выносить здорового ребенка и не причинить вреда своему здоровью. Правда, и тут есть свои ограничения – например, на гормональное лечение. Но все-таки прогноз благоприятный!