Белгород: храмы на местах сражений и сто тысяч за третьего ребенка

В епархиальном доме висит картина. Художник-ветеран изобразил то, чему был свидетелем сам: крестный ход с Казанской иконой по застывшей Москве зимой 1941 года. Крымский мост, женщины, упавшие на коленях прямо в снег перед образом, серые шинели, серые платки, серое небо…

В православных новостных лентах не редкость сообщения о Белгородской миссионерской семинарии, о построенном для епархии храме-автомобиле. Корреспондент «Милосердия.ру», побывавший в Белгороде, убедился: усилия миссионеров не проходят даром — «православный фактор» в жизни области весьма заметен.

Начать с того, что всех въезжающих в областной центр благословляет фигура ангела с крестом в руках. На красивой горке, в архитектурной доминанте нового микрорайона — памятник святому князю Владимиру. В Рождественскую ночь после богослужения в центре города устраивают праздничный фейерверк. Во дворе новопостроенного комплекса Белгородского университета — храм во имя архангела Гавриила. А в кабинете губернатора Евгения Савченко висит прижизненный портрет святителя Иоасафа Белгородского, нетленные мощи которого почивают в кафедральном Преображенском соборе.
Белгород — город старинный. Но сегодня следов прошлого в городском ландшафте почти не видно: во время Великой Отечественной город практически сровняли с землей. Не удивительно: совсем рядом проходила знаменитая Курская дуга, от Белгорода всего час езды до Прохоровки — места самых ожесточенных танковых сражений. В центре города — всего несколько уцелевших старинных зданий. Одно из них (бывшая гимназия) — та самая миссионерская семинария.
Перед входом — памятник митрополиту Макарию (Булгакову), известному церковному историку и уроженцу Белогорья. Семинария была открыта в 1996 году. Сейчас в ней на очном обучении — 140 человек, и еще около 150 заочников. В основном на заочном отделении — студенты с Украины (Белгородская область граничит с Харьковской). И это не случайность, а продуманная политика. «Если люди получают образование у нас, в наших духовных школах, то, естественно, они пуповиной прирастают к нашему духовному пространству», — говорит епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.
Миссионерская направленность семинарии отражается в специальной программе: цикле этнографических и культурологических дисциплин. Здесь готовят пастырей «прицельно» — для Индонезии, например, или Казахстана, Узбекистана — всего есть студенты из 46 регионов, 5 стран.
Практиковаться миссионеры могут и на месте, в Белгороде, и в поездках приписанного к епархии храма-автомобиля (большая фура, переоборудованная под походную церковь). Миссионерство здесь разнонаправлено и весьма продуманно. Например, есть в городе святой источник. В деревянную часовенку над источником люди идут потоком — набрать воды, оставить записки, поставить свечи. Так вот, при часовне действует консультационный пункт, где можно задать вопросы о вере и Церкви дежурному студенту-миссионеру.
Издается молодежный журнал «Новый ковчег» — заметное явление в современной православной прессе. Журнал смело обсуждает самые острые и актуальные для молодежи вопросы и культурные явления: достаточно перечислить темы номеров: «Хиппи», «Творчество», «Мат – не наш формат!»

При Преображенском соборе устроен книжный просветительский центр. «Задача центра, — объясняет владыка Иоанн, — помочь людям разобраться в обилии выходящей сейчас православной литературы. Центр работает и как библиотечный коллектор, подбирающей православные книги для всех библиотек области — сельских, клубных, школьных. Есть три вида такой церковной «библиотечки» — минимальная, средняя, и полная». Здесь же действует учебно-методический центр, готовящий программы преподавания основ православной культуры в школе.

Планы обширны. Уже поставлен фундамент духовно-просветительского центра с залом на 400 человек, кинолекторием, детским театром-студией (детский православный театр уже есть, но пока занятия идут в разных помещениях), областным центром переподготовки учителей. Надо учесть, что в школах области введено преподавание основ православной культуры, и первая задача — научить этому новому предмету самих учителей. Всего школ в городе и области 840, и старого методического центра на 120 мест не хватает.
Как можно дать школьникам (да и учителям) живое представление об истории Православия в родном крае? Тут важна наглядность. Надо сказать, что Музей епархии, который мы увидели в просветительском центре свт. Иоасафа Белгородского (еще один просветительский миссионерский центр с собственным храмом расположен прямо во дворе большой городской школы; очень удобно: на урок основ православной культуры дети идут прямо в храм) запоминается надолго. В небольшом зале по стенам — огромные живописные исторические полотна, изображающие важнейшие моменты в жизни Белогорья. Вот киевский митрополит Леонт подписывает указ епископу Никите о назначении его на кафедру. Разорение Белого города во время татарских набегов; явление Курско-Коренной иконы Божией Матери (Курско-Коренная пустынь в 150 км от Белгорода).
Эпоха царя Федора Иоанновича — указ о восстановлении Белгорода и о засечной черте (засечная черта — это города-крепости, которые должны были защитить и от крымских татар, и от половцев). Петр I и фельдмаршал граф Шереметьев, Полтавская битва, Петр I жертвует 1000 рублей на Николо-Успенский собор из своего военного кошта. Святитель Иоасаф, Курский Сергиево-Казанский кафедральный собор, место которого он освящал, а строили родители Серафима Саровского, и именно с этой колокольни упал и остался невредимым маленький Прохор Мошнин, будущий преподобный. В стеклянной витрине хранятся реликвии: четки, параман и скуфья святителя Иоасафа.
Дальше картина, изображающая посещение Белгорода Николаем II, который очень много сделал для канонизации святителя Иоасафа. Годы безбожных пятилеток, разрушенные храмы, индустриализация, война. Заканчивает панораму полотно о наших днях, где собраны известные уроженцы Белгорода…
Все это, конечно, вряд ли было бы возможно, если бы православные начинания не поддерживала власть. Губернатор Евгений Савченко не скрывает православных убеждений — так, подведение итогов юбилейного для области 2004 года он начинает с сердечного поздравления всех жителей Белгородчины с Великим праздником Рождества Христова. Для администрации, ставящей своей целью созидание родного края, сотрудничество с Церковью вполне естественно. Любопытно, что поддерживая социальные и культурные инициативы Церкви, областные власти решительно действуют в социальной сфере и сами. Так, в области начата программа поощрения строительства частных домов, по которой за каждого третьего ребенка семья застройщика получит премию 100 тыс. рублей. Почему именно третьего — объясняет губернатор Савченко: «Мы считаем, что нужно заинтересовать, прежде всего, в рождении третьего ребенка. Сегодня, если посмотреть структуру рождаемости за прошлые годы, то третий ребенок, и более, у нас рождается у семи процентов семей. Для того чтобы у нас было только простое воспроизводство, чтобы население области и России не уменьшалось, а сохранило численность, нам нужно, чтобы каждый третий ребенок рождался минимум в 30 процентах семей».
Совместными усилиями епархии и обладминистрации строятся храмы, организуются социальные центры и приюты. В одном из таких приютов — детском доме для мальчиков — мы побывали. Здесь воспитывается 19 мальчиков, они примерно одного возраста: лет 6-7. Приют создан два года назад, для него построено отдельное здание с огромным спортзалом. Воспитание здесь мыслится как патриотическое по типу кадетского, поэтому спорта много — мальчики азартно продемонстрировали нам борьбу, ловко строили пирамиду, маршировали.


Но кроме боевых искусств, есть и вполне мирные — ребята поют в хоре (песня «Белгородская дружина» прозвучала лихо). Спальни на втором этаже (на трех человек) — уютные и домашние, на кроватях игрушки, видно, что здешние «гвардейцы» все же еще малыши. И к посетителям-взрослым они льнут так же, как, наверное, любые детдомовские дети, берут за руку и уже не отходят, так и путешествуешь по этому дому: в каждой руке по мальчишьей лапке, и серьезный взгляд в глаза: «Вы когда к нам еще придете?» Епархия собирается строить приют и для девочек, владыка говорит: «Будем растить невест для наших «гвардейцев».
Приют это находится в Прохоровке, месте знаменитого танкового сражения, ставшего переломной точкой в войне с фашистами. Недалеко — высокий как свеча белый храм, построенный на народные пожертвования. Храм во имя святых апостолов Петра и Павла
— памятник воинам, погибшим здесь. Его стены расписаны изображениями святых воинов, и снизу доверху — мраморные доски с тысячами имен…
Память о войне здесь вообще свежа. Например, в епископской резиденции, епархиальном доме, висит картина. Любительская, бесхитростная, но ценность ее — не чисто художественная. Художник-ветеран изобразил то, чему был свидетелем сам: крестный ход с Казанской иконой по застывшей Москве зимой 1941 года. Крымский мост, женщины, упавшие на коленях прямо в снег перед образом, серые шинели, серые платки, серое небо… Такое свидетельство действует сильнее всяких лекций о патриотизме и роли Православия для жизни страны.

Напоследок вернемся в Преображенский собор, к мощам святителя Иоасафа Белгородского. История обретения мощей показывает, как даже гонения и глумления над святыней Бог может в конце концов обратить на благо Церкви. После революции, когда по стране прокатилась атеистическая кампания «вскрытия мощей», чтимые мощи белгородского святителя приехал обследовать харьковский профессор, специалист по бальзамированию, который принимал участие в мумификации тела Ленина. Задача «исследования» была такая: доказать, что святые мощи — специально изготовленная подделка (рукотворность бальзамированных останков нетрудно установить — в мумиях внутренние органы удалены). Рассказывает епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн: «Профессор сделал н-образный надрез на животе святителя и увидел, что все внутренности целы, то есть никто не занимался бальзамированием. Этот н-образный надрез оказался в дальнейшем одним из решающих признаков при идентификации мощей, которые за годы советской власти и войны были потеряны.
В 1991 году в Петербургском музее религии и атеизма, располагавшемся в Казанском соборе, были найдены мощи прп. Серафима Саровского. Они были выставлены для поклонения в Александро-Невской лавре. У мощей среди других паломников побывала дочь некоего человека по фамилии Соколов, и она рассказала отцу: «Папа, я была у мощей прп. Серафима Саровского, они найдены в музее религии и атеизма». Тут этот Соколов приходит в какое-то непонятное волнение и идет к своему сослуживцу, который участвовал в реставрации храма Спаса на крови в Питере. И говорит ему: «Давай откроем тайну, которую мы храним долгое время». Оказалось, что оба они в свое время были работниками Музея религии и атеизма в Казанском соборе. И им было поручено в 60-е годы ликвидировать некие мощи — чьи это мощи, она даже и не знали. Но какая-то богобоязненность у них оставалась, и они решили эти мощи скрыть. Завернули в полотно и закопали в перекрытии Казанского собора (там в качестве перекрытия использовался шлак).
Когда Соколов предложил этому другу: пойдем и расскажем все, тот отказался. И на следующий день сорвался с лесов – и разбился. Устрашившись, Соколов приходит в митрополию и рассказывает обо всем тогдашнему митрополиту Петербургскому Иоанну. Создается комиссия, мощи изымают. Надо установить: чьи это мощи? Было высказано предположение, что мощи — святителя Иоасафа Белгородского. Обратились к нам в Белгород. Этой темой было поручено заниматься мне — найти дело о канонизации, исследовать архивы. Наконец, в петербургских архивах нашли среди других документов описание вскрытия мощей. И в этом описании говорится, как профессор делает н-образный надрез… И вот по этим признакам происходит идентификация мощей — то есть по большевистским документам!»
От мощей белгородского святителя не перестают совершаться чудеса. Об одном из них нам рассказал владыка Иоанн: «Однажды мы посещали собор вместе с губернатором и делегацией гостей. Входим в храм — и слышим — крик, шум. Что такое? Оказывается, привезли к мощам парня-афганца. Он после ранения обезножел. А известно, что свт. Иосаф очень много помогает именно хромым. И вот афганца этого к мощам под руки подводят, приложился он к мощам… и сам от мощей отходит! Почувствовал ноги и начал бегать по храму, кричать, прямо орать от радости. Я даже подумал вначале, что он пьяный. А у него просто эйфория, он ощутил ноги, и давай от радости бегать!»


Молебен у мощей святителя Иоасафа

Юлия Данилова

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?