Азбука фандрайзинга: как собрать средства на ваш проект

Азы искусства привлечения средств для благотворительности раскрывает Татьяна ТУЛЬЧИНСКАЯ, член Совета благотворительного собрания «Все вместе», координатор рабочей группы по созданию Российской ассоциации фандрайзеров.

Азы искусства привлечения средств для благотвортельности раскрывает Татьяна ТУЛЬЧИНСКАЯ, член Совета благотворительного собрания «Все вместе», координатор рабочей группы по созданию Российской ассоциации фандрайзеров.

Фандрайзинг — это работа по привлечению денежных средств граждан, бизнеса или государства в некоммерческий сектор, в том числе на благотворительность.

Очень важным является разделение жертвователей на доноров и спонсоров.
Донор — частное лицо или организация, которая делает пожертвования или дает гранты. Наиболее часто в роли доноров выступают благотворительные фонды, банки, крупные компании. Синонимы – благотворитель, жертвователь.
Спонсор — частное лицо или организация, финансирующая какое-либо мероприятие или организацию, как с целью поддержки, так и для рекламы собственной деятельности.

Их ни в коем случае нельзя употреблять как синонимы.

Задачи фандрайзера

Задачи фандрайзера в отношении своей организации — привлечь средства в соответствии с запросом. Задачи в отношении донора не только в том, чтобы попросить деньги и предоставить отчет. Донор — это партнер НКО, тот, кто должен чувствовать включенность и сопричастность. Важно, чтобы донор чувствовал себя комфортно, чтобы не было напряжения. Он должен жертвовать добровольно. Важно стремиться, чтобы отношения были длительными.

Со стороны руководства НКО очень важно максимально предметно формулировать задачу перед фандрайзером. На что он ищет деньги и как устроен бюджет организации? Из каких источников уже приходят деньги и как распределяются?

Рабочая задача самого фандрайзера — попасть в матрицу мотивации доноров. Хорошо изначально что-то знать о людях (организациях) с которыми он общается. Конечно если речь о благотворительных акциях или о сборах в ящики — это знание невозможно. Но если речь о конкретном жертвователе (организации) — хорошо бы иметь о них предварительную информацию до выхода на прямой контакт.

Главный вопрос, стоящий перед фандрайзером — стратегический: как сделать, чтоб донор не просто разово помог, но и помогал дальше? Среди прочего надо поддерживать «донорскую базу» в «теплом состоянии», то есть информировать доноров о происходящем, поздравлять с праздниками, приглашать на значимые мероприятия, откликаться на просьбы о встрече и т. д. Донор — не друг фандрайзеру, но — партнер. В результате общения и совместной работы донор должен понимать значимость собственного вклада. Должен чувствовать, что дело делается вместе с ним. Результат переговоров не только в подписанном договоре или переданных деньгах, но прежде всего в том, чтобы донор почувствовал и понял свою сопричастность.

В идеале, донор должен сказать о вашем фонде: «это мой фонд». Не в том смысле, что он им владеет, а в том, как люди говорят: «мой банк». То есть они доверяют банку, обслуживаются в нем. Так же и про фонд: «это фонд в который я жертвую».

У донора нет прямой задачи расстаться с деньгами. Они не ждут, что кто-то их будет просить. Нельзя манипулировать. Пожертвование должно быть добровольной. При этом практическая задача фандрайзера, чтобы люди расставались с деньгами «комфортно». Условно говоря, «в один клик».

Не вполне правильно говорить о каком-то универсальном алгоритме по привлечению средств. Скорее следует говорить о фандрайзинговой стратегии. Она у каждой НКО своя.

Очень важно для начала постатейно разбить бюджет и понять какие статьи мы хотим покрывать за счет каких сборов. Деньги на зарплаты не получить, к примеру, с ящиков. Каждая внутренняя подтема разрабатывается отдельно. Если, скажем, деньги идут на лекарства и на зарплату — то это две ветки фандрайзинга. Важно прорабатывать все варианты: для чего-то писать заявки на гранты, для чего-то собирать на сайте, для чего-то собирать в ящики.

Любой проект необходимо прописать, обосновывать, объяснять. Обращаться только к эмоциям — плохо. Понятно, что собирать на прямую адресную помощь проще, чем на программную деятельность, но для этого и существует грамотная презентация.

Адресные просьбы или программы?

Адресный сбор — привлечение средств ради чего-то очень понятного, сбор денег для помощи конкретному человеку. Большей частью, это сбор денег для больных или умирающих людей (детей) на лечение или лекарства. Тут все достаточно просто — известно имя нуждающегося, есть его фото и копии медицинских документов. Понятен диагноз, ясно какое лечение или препараты необходимы. Известны цены. Жертвователь все это видит, и у него складывается четкое понимание на что идут его деньги и какой будет результат.

Любая тема направленная на спасение жизни, на лечение эффективна для фандрайзинга в России. Конечно, разные поднаправления имеют разную популярность. К примеру, собрать деньги на операцию на сердце для трехлетней девочки на порядок проще, чем на кардиостимулятор 40-летнего мужчины.

С точки зрения популярности у доноров, беспроигрышные при любом контексте — детская онкология и сердечные заболевания. Повышения качества жизни и помощь умирающим, конечно менее популярна.

Нетрудно сделать эмоциональный посыл: «ребенок умирает — дайте денег». Но фандрайзер должен помнить о перспективах и стараться «воспитывать» доноров (если можно так выразиться). Есть люди готовые жертвовать не только на конкретного ребенка, но и сформировать некий стабилизационный фонд для поддержки больных детей, если вдруг нет текущих сборов или деньги нужны срочно.

Фандрайдер в идеале не только просит и объясняет, но и пропагандирует и «воспитывает» донора. В частности убеждает, что есть и непопулярные, но нужные виды помощи. Мы видим примеры, как некогда непопулярные темы стали значимы. К примеру, работа со стариками — это огромная заслуга фонда «Старость в радость». Или дети, которых нельзя вылечить (тут речь об улучшении качества жизни, о поддержке семей). Ими успешно занимается фонд «Галчонок», созданный фактически по завещанию Галины Чаликовой.

Программная (проектная) деятельность. Это организация и развитие социальных сервисов с учетом накладных расходов, зарплаты административных сотрудников и привлеченных специалистов. У многих фондов есть программы, под которые необходимо привлекать средства. К примеру — программа реабилитации инвалидов, программа социальной адаптации детей сирот, программа по организации регулярной волонтерской помощи в больнице и т.д. Кстати, любой фонд и любая НКО, по сути — это большой проект, требующий финансирования своей профессиональной деятельности.

В случае финансирования программ очень многое зависит от темы, контекста и от экономической ситуации в стране. Пока, поддержка программной деятельности — достаточно новая история для России. Хотя, мы уже видим развитие социальных некоммерческих сервисов (услуг), направленных на улучшение качества жизни. Все больше людей понимают важность и перспективность таковых.

Привлечение средств на программную деятельность — это работа стратегическая и долгосрочная. К ней надо готовится, не стоит рассчитывать на быстрый результат. Но именно это направление поможет покрыть базовые рабочие расходы НКО.

Фандрайзинг под программы сильно зависят от общего экономического контекста. Часто доноры говорят: на лечение и спасение жизни дадим, а вот на программы и развитие — это после кризиса. И тут от фонда и фандрайзера мало что зависит.

Записал Юрий БЕЛАНОВСКИЙ

В следующем выпуске Азбуки: разновидности доноров и как работать с каждой из них

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.