Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Аутизм: что можно узнать? Наши конференции меняют сознание, мы зовем всех

Все последние новости из мира научных исследований аутизма: проблемы микробиома, биомаркеры аутизма, материнский иммунитет, питание при аутизме, лекарства и так далее. Программа конференции «Аутизм. Вызовы и решения»

Екатерина Мень

Определена программа IX Международной научно-практической конференции «Аутизм. Вызовы и решения». В этом году она вновь будет проводиться в доступном для всех желающих онлайн-формате и пройдет с 21 апреля по 23 мая 2021 г. Организатор этого крупнейшего события в мире аутизма, президент Центра проблем аутизма Екатерина Мень рассказывает о самом важном из того, что ждет участников – родителей, врачей, экспертов.

Многое изменилось

В этом году у нас выступят те, кто задает тренды в изучении аутизма в мировом масштабе – и в клинических исследованиях, и в научных. Мир меняется, меняется и взгляд на аутизм, появляется много новых данных. За последние 20 лет мы многое узнали о молекулярно-биологических аспектах аутизма, о генетике. Наука развивалась в направлении коррекции – появилось, развилось и получило доказательную базу много новых методик, приемов обучения.

Но вместе с этим доказательную базу получает ряд направлений, которые раньше были лишь гипотезами. Классический пример: связь «кишечник – мозг». В приложении к аутизму эта связь, и вообще гастроэнтерологические проблемы, микробиом – особенно важны. И в их исследования были вложены большие ресурсы, над ними работают серьезные лаборатории и исследовательские команды. Ищут лекарства, ищут терапию.

Лет 5–6 назад при изучении микробиома отдельных детей с аутизмом появились первые кейс-стади (Кейс-стади – это тип исследования, направленный на изучение особенности и сложности одного конкретного случая. – Прим. ред.). Пробовали делать пересадку микробиома, и пилотное исследование показало, что после фекальной трансплантации эффект сохраняется надолго.

Группа, занимавшаяся этими исследованиями в США, получила серьезные деньги от национальной системы здравоохранения для клинических испытаний препаратов на основе донорской микробиоты. Джеймс Адамс, один из лидеров этого исследования, расскажет о нем на нашей конференции. У них сейчас идет последний этап, есть много результатов, об этом очень интересно послушать.

Среди сегодняшних трендов – дифференциальная диагностика аутизма. Поиск биомаркеров, которые помогли бы нам понять происходящее, а не просто назвать то, что случилось с ребенком, словом «аутизм» или как-то иначе.

Поиск биомаркеров для эффективной диагностики аутизма ведут в нескольких направлениях, и, я думаю, что результат не за горами. Так, ведется масштабный проект по метаболомике аутизма. В этом помогает машинное обучение, биг дата. В машину закладывают множество разных данных, миллионы кейсов, начиная с показателей крови, и смотрят, какие метаболиты характерны для группы риска.

Видимо, какую-то часть случаев аутизма мы сможем выявлять еще у новорожденных, выявлять риски аутизма по метаболическим приметам и достаточно рано вмешиваться, организовывать правильное питание и так далее, даже не позволить аутизму развиться в таком виде, в каком его обычно диагностируют.

Об этом мы тоже будем говорить. Ученый, который руководит этим большим проектом по метаболизму, Марвин Натович – один из участников конференции.

Еще одна прогремевшая недавно тема – материнский иммунитет. В этой области тоже очень давно ведутся исследования, их ведет институт MIND университета в Дэвисе, США. Еще в 2011 году у детей с аутизмом было найдено повышенное содержание антител, выявлены несколько комбинаций. Автор этих исследований, Джуди ван дер Вотер, расскажет об этом на конференции.

Куда смотреть, как воздействовать?

Фото с сайта autismchallenge.ru

Будем также говорить об исследованиях мозга. Часто обследование методом МРТ считают бессмысленным, так как не очень понимают, что именно надо смотреть и искать при аутизме, экстраполируя диагностические принципы других заболеваний мозга. Очевидные нарушения – некрозы, опухоли, глиоз – выявляются, но если этого нет, то более тонкие нарушения могут остаться незамеченными.

На уровне макроархитектуры мозг ребенка может выглядеть прекрасно, но при этом на микроуровне все может быть иначе. Понимать, что именно в диагностике аутизма дает МРТ скрининг, очень важно.

И есть те, кто исследует, что именно надо смотреть, чтобы функциональная диагностика была информативной. Джеймс С. Макпартленд (James C. McPartland, Ph.D., Prof.), директор Йельской клиники по проблемам развития; профессор детской психиатрии и психологии Детского исследовательского центра Йельского университета, расскажет о проекте ABC-CT – это консорциум клинических испытаний биомаркеров аутизма, созданный для оценки жизнеспособности набора тестов электроэнцефалографии (ЭЭГ) и отслеживания глаз (окулографии) при социальной коммуникации детей с РАС.

С тех пор, как был открыт феномен нейропластичности, известно, что структуры мозга перестраиваются в зависимости от обстоятельств, и работают по принципу конкуренции. То, что не используется – теряется, что работает – укрепляется, и так происходит в течение всей жизни, с определенными оговорками.

Это касается и мозга ребенка с аутизмом, травмированного по той или иной причине. Мы можем воздействовать на него через обучение, через движение, и через питание. Когда мы хотим помочь травмированному мозгу ребенка, мы опираемся на эти возможности. Мы смотрим, достаточно ли ребенок ест, как эта еда влияет на нервную систему, достаточно ли организм получает тех веществ, которые условно нейротропны (подходят нервной системе). Мы используем при обучении ABA-терапию, и основанные на ней методики. И мы используем движение, учим детей двигаться не стихийно, а в структуре.

Питанию при аутизме будет посвящен ряд докладов, и это не буквальный обзор диет, а основательный разбор факторов питания, которые влияют на поддержку нервной системы. Это целая секция с российскими и зарубежными экспертами и исследователями, которая уже второй год поддерживается брендом «ФрутоНяня».

И, конечно, у нас на конференции будет огромный блок, посвященный обучению детей, формированию разных навыков, от самых узких до социально сложных. Будет потрясающая секция по коммуникации, от людей, которые работают с невербальными детьми, о том, как строить с ними коммуникацию, как оценивать их интеллект.

Будет специалист из Израиля, нейробиолог Йорам Боннех, который работает с такими детьми много лет, он говорит, что мы их сильно недооцениваем, ведет очень интересные исследования, как невербальные люди с аутизмом отбирают информацию. Мы очень много узнаем про наших детей, про их поведение.

Аутизм лечится?

Фото с сайта autismchallenge.ru

Бесконечные споры вызывает вопрос о том, лечится ли аутизм. Конечно, он лечится, если иметь в виду процесс, а не полное исцеление. Он поддается лечению. А вот насколько он излечивается, сейчас уже нет однозначного ответа, но нельзя сказать, что это совершенно невозможно.

Есть категория детей, которые восстанавливаются к подростковому возрасту из довольно серьезного состояния. Ученые выясняют, какие факторы при этом сработали. Все это нужно понять, и сейчас в мире такие исследования набирают скорость, потому что на них выделены очень большие ресурсы.

При этом известны всего два препарата, которые конвенционально применяются на фоне аутизма. Они оба из группы нейролептиков. И к ним неоднозначное отношение, в любом случае, это последняя линия применения, дать его никогда не поздно. Если у ребенка есть нарушения развития, не стоит с этого начинать. Посоветуйтесь с другими врачами: с гастоэнтерологами, неврологами, эндокринологами, генетиками, специалистами по метаболизму, генетиками.

На самом деле препаратов, которые работают при аутизме, гораздо больше, чем два. Много лекарств, которые разработаны для разных других целей, применяются при аутизме. Это могут быть и гормональные препараты, и серьезные антибиотики, моноклональные антитела, бета-блокаторы. Есть механизм их использования «офф-лейбл», то есть не по официальной инструкции.

Это безумно интересная область. И у нас будут выступать несколько человек, которые расскажут, какие лекарства и нутрицевтики показали свою эффективность при использовании в таком режиме. Что из лекарств на сегодня хорошо исследовано, и как составлять индивидуальный лекарственный профиль. В конференции примет участие Питер Ллойд-Томас, очень интересный спикер, отец ребенка с аутизмом, у него научная степень в инженерии, но при этом он входит в экспертные советы многих научных фондов по теме аутизма. Он подобрал для своего ребенка очень точный медикаментозный подход, целый набор лекарств офф-лейбл, и об этом будет рассказывать, ему можно будет задать вопросы.

Будет очень много интересного. Мало где мы можем с таким комфортом получить так много важнейших сведений. Наши конференции меняют сознание. Родители, врачи, специалисты – естественно, мы зовем всех.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?