Архиепископ Августин сочинял и пел своим дочкам колыбельные

Дочь владыки Августина (Беляева) вызвали в НКВД. На глазах у отца, под угрозой ареста у нее спрашивали, кто бывал у них в доме. Девушка никого не назвала, отца расстреляли. Память владыки Августина 23 ноября

Епископ Августин с дочерьми Юлей (слева) и Ниной, 1926 год. Фото: drevo-info.ru

Свя­щен­но­му­че­ник Ав­гу­стин (Беляев, 1886-1937), в ми­ру Алек­сандр, рос в семье многодетного священника под Костромой. После окончания духовной академии в Казани Александр пошел в учители русского языка и литературы. 25-летний молодой человек писал в своем дневнике: «Я не ин­те­ре­су­юсь ка­рье­рой и по­ло­же­ни­ем в об­ще­стве и ча­сто бы­ваю, во­пре­ки по­сло­ви­це, один в по­ле во­ин…».

Иваново-Вознесенский, народно избранный

Архиепископ Августин (в миру Александр Александрович Беляев). Фото: wikipedia.org

После смерти жены, родившей двух дочерей, Александр принимает священство, монашество, а чуть позже – уже после революции 1917 года, по настоянию и просьбе народа его возвели в сан епископа для управления Иваново-Вознесенской кафедрой, – бывший епископ ушел в обновленчество.

Новый епископ, – напомним, никогда не мечтавший о карьере, тем более священнической, – принимается за дело так, что очень скоро целыми общинами и приходами люди возвращаются из обновленчества в Православие.

Власти, поддерживающие обновленчество, запретили епископу Августину служить в Иваново, отправив в Кинешму с подпиской о невыезде, а потом арестовав и продержав полгода в тюрьме. Дети оставались жить с няней в Иваново.

О своих арестах, ссылках владыка Августин однажды скажет: «Что же тут уди­ви­тель­но­го, это наш путь. Гос­подь об этом пре­ду­пре­ждал, а ина­че ни­ко­гда не бу­дешь со Хри­стом».

Святость и родственники

Донской монастырь. 1925 год. Вынос тела Святейшего Патриарха Тихона после отпевания. (Слева направо, на переднем плане): архиепископ Борис (Соколов), епископы Афанасий (Сахаров), Августин (Беляев), Иларион (Бельский), Иоасаф (Удалов), Амвросий (Полянский). Фото: fond.ru

Еще до принятия монашества близкие пытались уговорить будущего епископа отложить монашеский постриг на некоторое время, пока дети подрастут. Вряд ли здесь есть единственный правильный ответ для всех. Например, Сергий Радонежский, пока не похоронил родителей, не принимал пострига.

Будущий владыка Августин отвечал, что, наоборот, торопится вручить своих сирот покрову Божией Матери и верит, что «под такой защитой дочери никогда и ни в чем не будут нуждаться».

По его вере Господь хранил дочерей: «За мо­лит­вы пра­вед­ни­ка Бог не оста­вил нас, и мы не про­па­ли», – вспоминала одна из них.

Иногда девочкам, ожидавшим возвращения отца-архиерея из поездки на сельский приход, говорили: «Ско­ро ваш па­па при­е­дет и при­ве­зет вам гостинцы». Но Юля и Нина возражали: «Нет, па­па зна­ет, что у нас все есть, а там, на­вер­ное, столь­ко ни­щих, что на всех у него и не хва­тит по­дать».

К возвращению владыки домой женщины, помогавшие по хозяйству, украшали его стол цветами, готовили что-то «особенное». Но домой владыка возвращался не один.

С ним вместе к столу с цветами садились нищие, больные, брошенные старики. А выходили они из дома владыки с гостинцами.

Среди людей, окружавших епископа, встречались те, кто подходил с лестью, притворством. Он это чувствовал, но не показывал, а, наоборот, старался уделить больше внимания и заботы. Он считал, что таким людям не хватает любви и пытался сказать что-то доброе, помочь.

Свобода во Христе

Епископ Августин и иподиакон Борис Семёнов в ссылке. Педжикент. Фото: privpravda.ru

Как-то верующие женщины с ткацкой фабрики спросили епископа Августина, что им делать, когда их заставляют работать по воскресеньям. Епископ вспомнил рассказ о жадном помещике, который заставлял крестьян работать на его полях все будние дни, а на их поля оставались только воскресные дни.

Крестьяне во время работы на Пасху ставили на свой плуг зажженные свечи и пели пасхальные песнопения.

И добавил: «Да, бы­ва­ет, что мы все­го ока­зы­ва­ем­ся ли­ше­ны, да­же цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния, но ве­ры и на­ше­го внут­рен­не­го бла­го­че­стия, на­шей сво­бо­ды во Хри­сте нас не мо­жет ли­шить ни­кто».

В 1926 году епископа Августина снова арестовали и осудили на ссылку в Среднюю Азию.

После освобождения в ап­ре­ле 1930 го­да владыку направили на служение в Сыз­рань, где в то время власти активно закрывали храмы. А верующие активно ходатайствовали об их открытии.

Вокруг владыки объединились миряне и священники. Но на свободе владыка прослужил меньше года и снова был арестован.

Дочери приехали в Сызрань, чтобы повидаться с отцом. Тюрьма находилась далеко за городом, и во время следствия заключенные должны были работать в полях. Власти разрешали 15-минутное свидание заключенных с родственниками. Из-за шума в комнате говорить было невозможно, но девочки радовались тому, что видят отца.

Концлагерь, в котором отбывал заключение епископ Августин, находился в лесу возле станции Ло­дей­ное По­ле Ле­нин­град­ской об­ла­сти. Ссыльные собирали смолу, были установлены высокие нормы. Кто не справлялся, оставался без еды. Через некоторое время владыку назначили работать фельдшером на медпункте и отпускали в город за лекарствами. В городе он познакомился со священником и через него смог получать посылки от верных прихожан, которые спасли ему жизнь в тяжелых условиях.

После освобождения в 1934 году владыка Августин возглавил Калужскую епархию. К нему приехала жить младшая дочь. Владыка помогал ей в уроках и объяснял несостоятельность популярной среди атеистов теории Дарвина.

Последняя Пасха в 1937

Калужский Свято-Георгиевский собор, в котором служил архиепископ Августин. Фото: Д.Буньков/wikipedia.org

В 1936 году владыку посвятили в архиепископы. Свое последнее пасхальное богослужение он совершал в 1937 году.

Многие из присутствующих вспоминали, что в ту ночь в храме была такая радость и торжество победы Спасителя над смертью, добра над злом, что забылись все тяготы преследований и гонений, нужда и голод, в которых жили тогда люди.

Архиепископ знал, что его хотят арестовать. Он сжег письма, которые могли послужить поводом к аресту его близких и знакомых людей. 20 сентября пришла повестка, чтобы он пришел в здание городского совета. Время в повестке было указано почти ночное, и он понял, что его арестуют. Прощаясь с дочерью Ниной, владыка сказал: «Ес­ли те­бе бу­дут нуж­ны день­ги – мо­лись пре­по­доб­но­му Се­ра­фи­му, он по­мо­жет те­бе. Он все­гда мне по­мо­гал».

Той же ночью сотрудники НКВД пришли в дом архиепископа и забрали все его вещи.

Целый месяц после ареста длились изнурительные допросы с уговорами, угрозами и «очными ставками». Владыка не признавал себя виновным и не выдал никого из своих знакомых. Архиепископа Августина приговорили к расстрелу.

Его вы больше не увидите

Епископ Августин. Бутырская тюрьма, 1926 г. Фото: privpravda.ru

21 ноября дочь владыки Августина Нину вызвали в НКВД. На глазах у владыки, под угрозой ареста у нее спрашивали, кто бывал у ее отца в доме.

Девушка никого не назвала, а потом спросила: «Что будет с отцом?» Девушке сказали: «Подумайте лучше о себе. Его вы больше не увидите». И отдали посох владыки, стоявший в углу.

23 ноября 1937 года архиепископ Августин был расстрелян вместе со многими узниками и погребен в общей безвестной могиле. Его молитвенное присутствие дочери и духовные чада ощущали на себе долгие годы. Он был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских в 2000 году.

Разговор владыки с верующими детьми-школьниками в 1930-х годах

Александр Беляев (сидит на скамье) во времена своего учительства в епархиальном училище, 1913 год. Фото: bessmertnybarak.ru

В одном из писем владыки молодым людям были слова: «Ве­рю, что если мое пре­бы­ва­ние сре­ди вас бы­ло доб­рым се­ме­нем, то эти доб­рые се­ме­на в вас не умрут…»

В скором времени он получил ответ: «Мы, Вла­ды­ко, ста­ра­ем­ся по воз­мож­но­сти ча­ще по­се­щать цер­ковь, хо­тя школь­ные за­ня­тия и не все­гда спо­соб­ству­ют это­му.

Од­на­ко ве­ра на­ша не ис­ся­ка­ет, несмот­ря на школь­ную про­па­ган­ду про­тив Бо­га, а, к сча­стью, боль­ше укреп­ля­ет­ся…»

«Мно­го­ува­жа­е­мый Вла­ды­ко, про­сим Ва­ше­го бла­го­сло­ве­ния и по­здрав­ля­ем с днем Ан­ге­ла. 2 июня мы кон­чи­ли уче­нье, и все бла­го­по­луч­но пе­ре­шли в сле­ду­ю­щую груп­пу. Те­перь мы сво­бод­ны и мо­жем по­се­щать свя­тую цер­ковь… Шлем Вам неизъ­яс­ни­мую на сло­вах ра­дость за пись­мо, мы его вы­учи­ли на­изусть. По­се­ян­ное Ва­ми доб­рое се­мя за вре­мя пре­бы­ва­ния сре­ди нас не долж­но уме­реть, и мы по­ста­ра­ем­ся его воз­рас­тить. По на­став­ле­нию на­ших пас­ты­рей мы еже­днев­но чи­та­ем Еван­ге­лие, и это под­дер­жи­ва­ет на­ши си­лы… Лю­бя­щие Вас де­точ­ки».

В следующих пись­мах епископ Ав­гу­стин ­пи­сал:

«Род­ные де­точ­ки мои о Гос­по­де. Весь­ма ра­ду­юсь ва­шим учеб­ным успе­хам, но скорб­лю, что в та­кой тес­но­те ва­ша ре­ли­ги­оз­ная со­весть, вам уже за­ме­ти­ли, что но­ше­ние кре­ста по­зо­рит на­у­ку.

Вот это ха­рак­тер­но очень, ведь крест – сим­вол тер­пе­ния, са­мо­огра­ни­че­ния, ко­то­рые необ­хо­ди­мы для тех, кто встал на путь борь­бы со вся­кой под­ло­стью, жи­ву­щей в че­ло­ве­ке и в че­ло­ве­че­стве. Как же по­это­му воз­ра­жать про­тив кре­сто­но­ше­ния.
Ве­ру­ешь ли в Бо­га?

На этот во­прос мож­но бы­ло бы от­ве­тить во­про­ша­ю­ще­му, что, со­глас­но на­шей кон­сти­ту­ции, во­прос этот – лич­но мой во­прос, и от­кры­вать­ся в нем пе­ред кем угод­но вещь не обя­за­тель­ная. Ду­ма­ет­ся, что это са­мый мень­ший ком­про­мисс, ко­то­рый мог бы немно­го быть оправ­дан в хри­сти­ан­стве…

Как мож­но вы­дер­жать взгляд тер­пя­щих все хри­сти­ан то­му, кто от­кры­то от­рек­ся от все­го, он дол­жен уй­ти от вер­ных ему.

Но мне ка­жет­ся, ве­рить в ма­те­ри­а­лизм, в ма­те­рию (это бог ма­те­ри­а­лиз­ма) для совре­мен­но­сти уж со­всем срам­но и нера­зум­но, ибо совре­мен­ная на­у­ка, да­же со­вет­ская, и та не да­ет и не толь­ко не да­ет, а и от­ни­ма­ет вся­кое ос­но­ва­ние ве­рить в это­го бо­га ма­те­ри­а­лиз­ма – ма­те­рию.

Что вам ме­ша­ет по­зна­ко­мить­ся и с на­ши­ми на­уч­ны­ми ав­то­ри­те­та­ми?.. Для ма­те­ри­а­ли­сти­че­ско­го ми­ро­по­ни­ма­ния очень труд­ным яв­ля­ет­ся во­прос о со­от­но­ше­нии меж­ду ду­хом и ма­те­ри­ей. С точ­ки зре­ния энер­ге­ти­ки де­ло об­сто­ит го­раз­до про­ще.

Энер­ге­ти­ка при­зна­ет за энер­ги­ей (ду­ха) са­мо­сто­я­тель­ное су­ще­ство­ва­ние и рас­смат­ри­ва­ет ма­те­рию как вто­рич­ное яв­ле­ние… Устра­не­ние по­ня­тия ма­те­рии как ре­аль­ной пер­во­ос­но­вы все­го су­ще­го и за­ме­на его энер­ги­ей не долж­ны нас сму­щать.

Ко­неч­но, на­у­ка… не за­ня­та бо­го­сло­ви­ем… од­на­ко несо­мнен­но, что на­ше ре­ли­ги­оз­ное уче­ние о нема­те­ри­аль­ной ос­но­ве все­го, о бы­тии ду­ха вполне… сов­па­да­ет с совре­мен­ны­ми на­уч­ны­ми дан­ны­ми. Меж­ду тем как ма­те­ри­а­ли­сты здесь те­ря­ют сво­е­го бо­га. И ес­ли на­ста­и­ва­ют на сво­ем, то по неве­же­ству. Их ре­ли­гия про­ти­во­на­уч­ная.

… Вы спра­ши­ва­е­те, как быть – это важ­но вам знать. Но со­вет мой вы уже преду­га­ды­ва­е­те. Я с се­мьей не со­гла­сен, ес­ли она вам со­ве­ту­ет раз­де­лить внут­рен­нее и на­руж­ное.

Ес­ли ско­ро при­бег­не­те к по­ка­я­нию и не убе­ди­те со­весть гры­зу­щую, то не впа­де­те в грех от­ри­ца­ния Бо­га, а ес­ли усы­пи­те со­весть, по­ми­ри­тесь с услаж­да­ю­щим вас по­ро­ком, то обя­за­тель­но впа­де­те в боль­шой грех… Блю­ди­те же чи­сто­ту одеж­ды сво­ей ду­ши…»

Колыбельная для дочек, сочиненная свщм. Августином

Слева — Юля и Нина Беляевы, справа — Юлия Беляева, мама девочек. Фото: bessmertnybarak.ru

«Спи­те, де­точ­ки род­ные,
Бог ваш сон хра­нит.
Сны по­шлет вам зо­ло­тые,
Лас­кой окру­жит.
Го­ре к вам под­кра­лось ра­но,
При­нес­ло кру­чин.
В цве­те лет от­ня­ло ма­му,
Сде­ла­ло по­чин.
И отец род­ной не с ва­ми,
Он в чу­жом краю,
За­пе­ча­тан­ный пе­ча­тью
Вер­но­сти Хри­сту.
Де­ти, вновь Хри­стос стра­да­ет,
Ко­лет терн гла­ву,
Ваш отец там по­мо­га­ет
Крест нести Ему».

При создании материала использовался источник:
Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский). Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ХХ сто­ле­тия. Жиз­не­опи­са­ния и ма­те­ри­а­лы к ним. Кни­га 5.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?