18 правил наставника, или С сиротой нельзя говорить о планах

Глупо. Очень глупо было полагать, что, взяв под шефство ребенка из интерната, можно решить хотя бы часть его проблем. Но это я понимаю сейчас, спустя 2 года

Глупо. Очень глупо было полагать, что, взяв под шефство ребенка из интерната, можно решить хотя бы часть его проблем. Но это я понимаю сейчас, спустя 2 года, а когда человек, не обремененный ни знаниями в этой области, ни опытом, приходит на проект, он руководствуется абсолютно другими мыслями и, тем более, чувствами.

На сегодняшний день на каждом углу все кому не лень кричат о проблеме сиротства и о том, что нужно помогать. А вот «КАК?» не говорит практически никто. Люди искренне хотят помочь и, приходя на подобный проект, действительно верят в реальную помощь. Главные аргументы «за» подобный вид общения: появление в жизни ребенка неравнодушного человека, наличие у ребенка необходимых вещей и т.д., если на них трезво посмотреть – не выдерживают никакой критики. Но на неопытный «шефский мозг» они имеют ощутимое влияние. Человек верит, что он делает добро.

Мне, наверное, повезло, и наравне с тем, что я начала писать письма, я стала приезжать к ребенку. Первый визит состоялся через неделю после отправки «письма-знакомства», а на деле письмо пришло в первой половине дня, я приехала – во второй. Познакомились с ребенком, начали общаться. Первая мысль, которая не давала мне покоя еще долгое время: «А если бы ко мне в дом пришла незнакомая тётя/дядя и стали плясать вокруг меня, уверяя, что она/он мой друг?». Безумно неловкое чувство. Подобных чувств, что «где-то что-то не так» было впоследствии немало.

Итак, резюмируя все вышесказанное, можно сделать первую запись в «дневнике задним числом»:

Первый месяц переписки
Состояние: уверенность в том, что все хорошо, написание писем, ожидание письма; ощущения «что-то не так» списываются на стресс, сиюминутную слабость.
Поведение ребенка: неуверенность, шаблонность в разговорах, ребенок вообще не понимает кто Вы такой.
Письма: Первое – написано не им, второе – короткое, практически нечитаемое.

Спустя время, ребенок начинает привыкать, завязываются относительно нормальные отношения. У меня сложилось так, что, спустя три месяца после нашего знакомства его забрали в семью. Представилась пара «мамой и папой». Ребенок их так и называл. А еще через три месяца его вернули. Все это время мы переписывались и созванивались. Когда я узнала, что он снова в интернате – приехала. Ребенок был подавлен, даже истеричен. А я снова зашла в тупик. Как ему помочь? Что я реально могу сделать, находясь за тридевять земель?

Третий – шестой месяцы переписки
Состояние: радость, что ребенок в семье, общение с приемными родителями.
Поведение ребенка: взахлеб рассказывает по телефону о новой семье, собаке, дереве во дворе, учительнице и т.д.
Письма: описание новой жизни, быта, рассказы про семью, говорит что понравилось, а что нет из посылок.

Шестой – девятый месяцы переписки
Состояние: ребенка вернули – «что делать?», чувство собственной бесполезности, желание помочь. Знакомлюсь с доступной информацией. Отчасти осознаю, что происходит в и интернате: структура, жизнь, быт.
Поведение ребенка: истеричное, неадекватное, на контакт идет неохотно
Письма: большие, содержательные, пишет о лагере, новых знакомых, девочках, мероприятиях.

С позволения директора и органов опеки забрала ребенка на осенние каникулы. Это была его первая поездка ко мне. В целом, все прошло нормально. Днем ходили по музеям. («Развлекалово» старалась дозировать, интуитивно понимая, что что-то не так). Вечером читали книгу.
Некоторую работу по дому выполнял охотно и с удовольствием: вынести мусор, порезать салат, помыть посуду. Даже обижался, когда что-то не давала делать, объясняя тем, что я сделаю это быстрее или он может пораниться. Через неделю вернулись обратно. Приезжала после этого я к нему примерно каждый месяц-два.

Девятый – пятнадцатый месяцы переписки
Состояние: полное осознание того, что через письма и посылки повлиять на ребенка невозможно. Слишком виртуально и нереально это все для ребенка.
Поведение ребенка: общительный, охотно идет на контакт, истерик стало значительно меньше.
Письма: содержательные, рассказывает о маме, младшем брате, переживаниях, хочет быть великим футболистом, задает вопросы.

Забираю летом на месяц. Условие – будем подтягивать учебу.

Шестнадцатый месяц переписки
Состояние: немного паническое, полный ужас от уровня знаний, беспомощность, стараюсь что-то вложить, что-то дать.
Поведение ребенка: делает все, но не для себя, а «потому что просят», в учебу не вникает, иногда закатывает истерики «мне это не надо».

После «летних занятий» он поехал в лагерь. К школе, естественно, многое забыл. Однако, выученной таблицы умножения хватило, чтобы исправить математику с тройки на пятерку. Печально.

Семнадцатый – двадцать первый месяцы переписки
Состояние: все еще в шоке, присылаю задания, убеждаю, что надо учиться, осознаю безрезультатность своих действий.
Поведение ребенка: делает задания, говорит, что понял, может даже где-то старается. Исправил оценку по математике.
Письма: рассказывает про друзей, учебу, пишет стихи, которые ему нравятся, задает вопросы. Поссорился с девушкой – просил совета как быть.

На Новый Год забрала его снова. Опять учимся. Очень сложно, со слезами на глазах, делаем задания, решаем задачки.

Двадцать второй месяц переписки
Состояние: полный тупик. Сделав акцент на учебу, забыла обо всем остальном.
Поведение ребенка: все делает, но не потому, что интересно и не из-за внутренней мотивации, а потому что «так просят», иногда закатывает истерики на тему «зачем мне это все?!»,

Сейчас это полный ужас и полный тупик. Я понимаю, что я не могу должный образом его заинтересовать учебой, объяснить, что знания важнее телефона или игрушки. Он все делает, но не потому, что хочет быть грамотным, а потому что я прошу. А из-за моих «надо учиться» он пугается и начинает отдаляться. Я остро осознаю потребность в профессиональной помощи, проверенных методиках работы с детьми, информации.

Только спустя 2 года я пришла к тому, что в шефство должны идти подготовленные люди, с опытом, навыками и знаниями в этой области. А я сейчас наломала дров. И, дай Бог, удастся что-то исправить и не навредить еще больше.

Наставник со стажем Р.

Наставничество это крестный ход
Если вы все-таки решили стать наставником и идете в некий проект поддержки сирот, то вас обязаны обучить, научить, подготовить к тому, что именно и как вы будете делать в рамках проекта. Это не только ваша личная безопасность, но и безопасность того, ради кого вы поднимаете свою Хоругвь. Почему Хоругвь? Да, поскольку настаничество более всего напоминает крестный ход, в котором кто-то несет ориентир, а кто-то по нему ориентируется.

Поразмышляем. Вот некоторые мысли и наблюдения для тех, кто желает стать наставником для ребенка-сироты:

1. Доброволец-наставник должен для начала понять — зачем он начинает помогать тому или иному ребенку-сироте (или ему должны подсказать его миссию).

2. Будущий наставник должен по мере сил и возможности изучить СИСТЕМУ воспитания и образования детей-сирот (что, к примеру, «4» для ребенка-сироты, равна «2» относительно «4» ребенка из семьи, по умолчанию). Понять, почему сироты отвратительно учатся. Почитать литературу, которой нынче море.

3. Будущий наставник просто обязан понять, с чего надо начать свое общение и какие границы расставить с ребенком из детского дома, что он может, чего нет, что может реально сделать, чего не сможет при любом раскладе. Уметь отвечать на иждивенческие провокации типа «Дай мне то, что тебе не жалко, ты же друг». (Кстати извечный вопрос о «ты» и «вы» тоже сразу должен быть решен, советую не спешить с выбором первого варианта)

4. Будущий наставник должен знать все виды иерархии в детском доме, внутренние воспитательские и административные течения, как, впрочем, и детские. Найти контакт с теми, кто будет ему не мешать, а помогать.

5. Будущий наставник должен подготовиться к возможному неадеквату со стороны ребенка-сироты, знать причины неожиданного гнева, ярости, обозления ( как способ решить быстро образовавшуюся проблему).

6. Будущий наставник обязан составить перспективный план взаимодействия с ребенком (ступени, этапы, уровни), чтобы идти от самых малых до больших результатов. К примеру, не ставить перед собой задачу письмами и посылками подтянуть его учебу, а организовать его интенсивное обучение на каникулах, в гостевом режиме. Важнее ставить перед ребенком некоторые цели и задачи, которые бы давали ему навыки и знания необходимые в жизни.

7. Будущему наставнику желательно вести дневник участия, чтобы через какое-то время оценить успешность или не успешность той или иной технологии (вида, способа) сотрудничества.

8. Будущий наставник обязан знать ответы на самые провокационные вопросы со стороны ребенка (к примеру, на вопрос о родителях) и иметь четкую непоколебимую позицию по этому ВАЖНОМУ вопросу.

9. Будущий наставник обязан уметь заранее проигрывать в голове разные «тонкие» ситуации, которые могут происходить в рамках взаимодействия с ребенком (к примеру: обнимать или не обнимать его, или целовать, в каком возрасте, без спроса или от личного желания и т.д.). Таких нюансов очень много.

10. Будущий наставник не должен давать обещаний, даже краткосрочных, не говорить о планах, которые возможно будут не реализованы (чтобы не пробуждать у ребенка излишних эмоций и надежд).

11. Будущий наставник просто обязан понимать свою роль в жизни ребенка и ее пределы (до конца учебы или уж до могилы).

12. Будущий наставник, будучи женатым или замужним человеком, просто обязан приезжать в детский дом с обручальным кольцом. Это важно для сотрудниц детского дома, да и ребенку можно объяснить, что Вы человек с некоторыми обязательствами и перед другими людьми. К взаимодействию с ребенком желательно подключать своего супруга.

13. Будущий наставник просто обязан обучатся и искать новые технологии в работе с ребенком сиротой, потому что с подрастанием сироты, начнут расти и его проблемы (жилье, работа, родители и т.д.).

14. Если наставник верующий человек, то если есть такая возможность из просто наставника стать крестным для ребенка-сироты, чтобы вместе нести обоюдный крест проблем и будущих успехов — было бы лучшим вариантом. Крестный это другой НАСТАВНИК, Божий.

15. Если будущий наставник не готов к тому, что придется жить в ином ритме и режиме, чувствует себя неуверенно, тогда лучше вообще не начинать то, что может навредить ему и его подопечному. А плюс может отразиться и на близких наставника.

16.И еще, наставник обязан делиться своим опытом с другими, тогда больше шансов будет и у сирот обрести надежного помощника и наставников-коллег не наломать безнадежных дров.

17. И помнить о своих близких и родных людях, не делая их сиротами без своего участия.

18. Наверное, самое главное. В крестный путь наставничества не забудьте пригласить с собой опытного священника, который будет маяком и для вас, и для того, кого повели за собой…

Пишите, если будут вопросы.

Александр Гезалов

Материалы сайта Социальный навигатор

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?