Слезливый фейк: почему вредны репосты «отказникам в больнице Красного креста нужны игрушки»

Под Новый год в социальных сетях начала распространяться картинка с призывом о помощи: мол, в Москве есть больница, где пять этажей отказников, которые не видали даже мыльных пузырей и рады б/у одежде. Это неправда! Из-за кампании в интернете волонтеров могут перестать пускать в больницу

Под Новый год в социальных сетях начала распространяться картинка с призывом о помощи: мол, в Москве есть больница, где пять этажей отказников, которые не видали даже мыльных пузырей и рады б/у одежде. Это неправда! Из-за кампании в интернете волонтеров могут перестать пускать в больницу.

«Сделайте перепост»? Подумайте и не делайте

Текст, который распространяется в социальных сетях (21 тысяча перепостов в Facebook) дословно совпадает с тем, что распространялся в январе 2013 года.

«Друзья!!! В Москве есть распределительный центр Красного Креста, в котором находятся детишки-отказники. Их там очень много — 5 этажей! У них нет игрушек, у них пустые кладовки! Мы не просим Вас перечислять деньги на счета. Просто если у Вас есть какие-то игрушки, в которые Ваш ребенок уже не играет, отвезите этим детишкам. Если у Вас есть желание , то зайдите в детский магазин, купите простые разукрашки, фломастеры, гигиенические принадлежности. Мы не просим покупать много всего. Недавно туда ездила одна девушка и привезла им кучу вкусняшек, дисков с мультиками и т.д. Они были очень счастливы! И как сказала девушка, эти дети в жизни не видели даже мыльных пузырей! Пожалуйста, расскажите друзьям, не оставайтесь равнодушными! Понятно, что всем помочь всё равно не сможем. Но некоторым детишкам мы можем подарить радость =)»

Дальше идет адрес «центра Красного Креста» в Тушинской детской больнице и призыв сделать репост – с тремя восклицательными знаками.

Стоит ли этот перепост делать? Нет, стоит подумать и проверить.

В этом году автором записи оказалась некая Татьяна Краснова (полная тезка преподавателя журфака МГУ и известного блогера-благотворителя), у которой всего-то сто с небольшим друзей на Facebook и закрыты комментарии для не-друзей. Под записью нет ни одного телефона, ни одной отметки «нравится», кроме «лайка» хозяйки блога, и ни одного комментария – ни уточнений, ни вопросов. Уже одно это могло бы насторожить пользователей. Но не настораживает…

Проверяйте хотя бы через интернет

Если скопировать любую фразу страстного призыва о помощи, интернет подскажет, что текст датирован вовсе не декабрем 2014 года, а январем 2013 года. Тогда его автором была некая Дарья.

— Та девушка хотя бы и правда лежала в нашей больнице со своим ребенком, увидела деток без родителей и разместила просьбу о помощи — такую, какую сумела, ни с кем не посоветовавшись, — рассказала «Милосердию.ru» старшая сестра группы милосердия «Преображение» Любовь Алексеевна Кубанкова. — А что за девушка сейчас опубликовала запись, никому не известно. Но лучше бы она этого не публиковала.

Сестры милосердия группы «Преображение» при храме Преображения Господня в Тушино (Волоколамское шоссе, дом 128) помогают в инфекционном отделении Тушинской детской больницы уже более 10 лет. Каждый «взрыв неумелого милосердия» в интернете — большое осложнение для их работы.

В 2013 году сестры милосердия опубликовали на своем сайте опровержение жалобной информации, гулявшей по социальным сетям: и отказников в больнице не все пять этажей, и игрушек им хватает.

«Маленькие дети ни играть, ни читать, ни рисовать не умеют и сами не научатся, даже если завалить всю больничную палату игрушками, книжками, карандашами. Детки постарше, которые уже хорошо умеют ходить, уже имеют и навыки игры, рисования, но, оставшись одни в боксе, как правило, все имеющиеся предметы (книжки, альбомы, карандаши, фломастеры, игрушки) используют не по назначению… Необдуманные призывы — «крики о помощи» — не только не облегчают жизнь детей-сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а привносят лишнюю сумятицу, наносят ущерб и репутации медицинского учреждения, и специалистам, лечащим детей-сирот, и волонтерам, ухаживающим за детишками, оказавшимися на больничной койке без попечения родных и близких», — писали сестры милосердия.

Зато на сайте Красного Креста, к которому якобы относится «распределитель отказников», нет о нем ни слова. Естественно: идея «красного креста», возникшая у авторов записи, скорее всего, обязана своим существованием только белым платкам сестер милосердия с красным крестиком на лбу.

Волонтерам могут запретить доступ в больницу

Десятки людей, желающих пройти в инфекционное отделение с улицы, принести бывшие в употреблении игрушки (ведь в призыве так и написано: «те, которыми ваш ребенок уже не играет») и вещи — внештатная ситуация для больницы.

В этом году, сказала «Милосердию.ru» старшая сестра милосердия Любовь Кубанкова, заведующая отделением сразу переводит предложения о вещах в православную группу помощи, и в итоге склад при храме просто завален б/у одеждой и игрушками. Все они совершенно не подходят для применения в инфекционном отделении детской больницы. Однако храм идет на это, чтобы хотя бы частично спасает больницу от постоянного вывоза ненужных вещей.

Cтаршая сестра группы милосердия «Преображение» Любовь Алексеевна Кубанкова Фото с сайта milost.ru

В 2013 году медвежья услуга интернет-благожелателей привела к отказу администрации детской Тушинской больницы сотрудничать с фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам», предложившим помощь примерно в то же время, что и неорганизованные добровольцы.

«Добровольчество теперь ассоциируется в этой больнице с беспорядками, нарушениями, неуважением к персоналу, соответственно, с опасностью для детей. В результате этой истории больница получила мягкие игрушки и «вкусняшки», большую часть которых в инфекционом отделении использовать нельзя. Передать же серьезную помощь в виде действительно необходимого там оборудования, мы официально теперь не можем. Ухаживать за детьми волонтеры как непосредственные представители фонда «Отказники» не смогут тоже. С чем всех нас и поздравляю», — написала в январе 2013 года на форуме «Отказников.ru» координатор фонда Елена Базанова, набиравшая волонтеров по уходу за детьми в больницах.

С тех пор фонду «Волонтеры в помощь детям-сиротам» удалось убедить администрацию больницы, что незаконное (без разрешения опекуна) размещение детской фотографии в интернете и призыв приносить ненужные вещи исходил не от волонтеров, а от случайных людей, и сотрудничество было восстановлено, рассказала «Милосердию.ru» директор фонда Елена Альшанская. Однако никто не гарантирует, что в этом году интернет-истерика снова не поставит работу фонда в больнице под удар.

— Конечно, сотрудники больницы и на нас сердятся из-за этих обращений в интернете, — говорит Любовь Кубанкова. — Искали в этом году в списках наших сестер милосердия, кто такая Татьяна Краснова, но у нас такой нет, и нам удается пока убедить всех, что мы бы такого необдуманного никогда не написали. Да и о том, что нет никакого распределителя Красного Креста в Тушинской больнице, мы хорошо знаем. Мы размещаем объявления у себя в храме Преображения в Тушино, и помощи от православных вполне хватает.

Что в больнице происходит сейчас

— Во-первых, инфекционное отделение сократилось, и сейчас это не пять этажей, а только два. Два отделения — это примерно тридцать детей. Да, отделения сейчас заполнены не полностью, в них может быть в общей сложности до пятидесяти детей. Но сейчас их 30, не все они — дети без родителей. Многие в тяжелом состоянии: ДЦП, серьезные задержки умственного развития. Много ли им фломастеров нужно? — рассказывает старшая сестра группы «Преображение» Любовь Кубанкова.

Каждое утро, рассказала Любовь Кубанкова, в каждое из двух отделений больницы приходят по две сестры милосердия. Они целиком посвящают себя заботе о детях-отказниках и детях из детских домов для инвалидов, попавших в инфекционную больницу. Начиная с завтрака и до отхода ко сну их переодевают, кормят, подмывают, меняют подгузники, мажут всеми необходимыми средствами — а также играют, разговаривают с ними, учат ходить, держать ложку и самостоятельно кушать, читают с ними книжки, учат рисовать и т.д. Сестры пытаются максимально компенсировать отставание детей в развитии, помочь им успокоиться после перенесенного стресса и неблагоприятных условий.

Больше двух добровольцев в каждом отделении одновременно не нужно; в середине дня они сменяются и остаются до девяти вечера, и всего в больнице несут служение более 70 человек. Также под опекой остальных сестер милосердия (всего их около 150) — Дом ребенка №2, куда попадают многие дети-сироты из Тушинской больницы, пансионат для ветеранов труда №9 и другие учреждения.

— У многих детей-сирот и детей-инвалидов в Тушинской детской больнице есть статус, позволяющий взять их в семью, — рассказывает Любовь Кубанкова. — Все необходимое детям, кроме мамы (вещи, игрушки, сладости к Новому году), нам и так жертвуют добрые люди. Если кто-то хочет действительно весомо помочь — он может пойти в школу приемных родителей, оформить документы и взять ребенка в семью. А мыльных пузырей у меня уже целый мешок. Люди обижаются, когда мы говорим, что детям это не нужно, ведь они принесли от чистого сердца. Но ведь вы не оставите ребенка с отставанием в развитии в боксе с банкой мыльных пузырей или игрушкой с мелкими деталями?

Как действительно помочь

— Трудно сказать, зачем люди распространяют такие призывы о помощи в социальных сетях, — говорит директор фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. — Скорее всего — низачем. Просто закон жизни социальных сетей: кто-то наткнулся на информацию, не проверил, опубликовал у себя — и пошло-поехало. По крайней мере, в больницу звонят гораздо меньше людей, чем размещают перепост, а приходят еще меньше — и благодаря этому там сохраняется возможность работать. Только не надо звонить в больницу — представьте, если тысячи человек позвонят! Лучше проверить информацию в помогающих организациях, в той же группе милосердия «Преображения» или у нас в фонде.

Елена Альшанская, директор фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» . Фото: диакон Андрей Радкевич

Понятно, что многим хочется поучаствовать непосредственно: пойти и поиграть с детьми, принести игрушки. Однако идея прийти в инфекционную больницу к детям-отказникам «с улицы» показывает просто неосведомленность добровольца: органы опеки обязаны защищать детей без родителей от внимания случайных людей, а в боксы к детям не пускают еще и из соображений карантина. Детям из разных боксов и то нельзя общаться между собой, чтобы не обменяться инфекциями (в каждом боксе от одного до трех-четырех малышей).

Поэтому гораздо эффективнее — узнать, какая помощь нужна волонтерам и сестрам милосердия. И там, и там можно присоединиться деятельно — просто надо быть готовым к тому, что перед допуском к детям необходимо собеседование, обучение и оформление медицинской книжки. Зато такая продуманная помощь будет помощью, а не «причинением добра».

Если же вы хотите отдать детские игрушки и вещи в хорошем состоянии, вы можете обратиться в фонды «Созидание» и «Русская береза». Только помните, что слова «в хорошем состоянии» обозначают не «подклеить/зашить и можно пользоваться», а «я бы мог принять такое в подарок для своего ребенка».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?