Профессия для многодетной мамы: «неудобные» студентки и работницы

Мы получили письмо, которое может и должно стать началом общего разговора и поводом к исследованию вопроса. «Я не прошу никакой помощи, – пишет нам Елена, – просто выражаю обеспокоенность ситуацией, сложившейся в нашей стране с образованием мам, в особенности многодетных»

Мы получили письмо, которое может и должно стать началом общего разговора и поводом к исследованию вопроса. Многодетная мама, хозяйка большой семьи, хочет завершить профессиональное образование, получить профессию. Безусловно, сделать это непросто – время упущено; к кругу домашних забот теперь должна прибавиться учебная нагрузка. Но это понятные, естественные трудности. Преодолимые.
Однако к ним прибавляются препоны, так скажем, рукотворные. Многодетная мама никак не представляется руководителям учебных заведений перспективной студенткой. В дальнейшем никто не видит ее перспективным работником. В лучшем случае, ей не помогают. В худшем – важно сообщают:«Нас детьми не разжалобишь!».
Общее ли это переживание, все ли многодетные мамы сталкиваются с похожими трудностями?
Мы начинаем разговор, и публикуем письмо.

/http://www.gudok.ru/

Почему у меня нет профессии

Здравствуйте, уважаемая редакция портала Милосердие. Я знаю многих многодетных мам, которые хотели бы получить профессию – педагога, акушерки, медсестры – но не могут.
Для иллюстрации опишу свою историю. Я не прошу никакой помощи, просто выражаю обеспокоенность ситуацией, сложившейся в нашей стране с образованием мам, в особенности многодетных.

Мы не сильно многодетная семья, Господь благословил нас с мужем четырьмя детьми. Мы с мужем вместе 19 лет, в браке 14 лет, старшей дочке – 13 лет, младшему сыну скоро исполнится 3 года. В юности я не получила образования: училась на переводчика с индонезнийского языка, но учебу бросила, когда встретила будущего мужа, так как тогда такая экзотическая профессия показалась мне бесполезной в семейной жизни.

С тех пор, как я встретила своего мужа, я работала мало, только в те периоды, когда у нашей семьи были финансовые трудности, и мужу была нужна моя помощь. Я бралась за любую работу недалеко от дома: работала воспитателем в детском саду, набивала тексты, переводила книги с английского, была санитаркой в оперблоке роддома, писала статьи в районную газету. Долго я нигде не задерживалась, как только финансовая ситуация выравнивалась, муж меня с работы «забирал», главной работой для меня всегда были семья и дети.

Но сейчас, когда мы опять в непростой финансовой ситуации, я очень сожалею, что не получила в юности профессии. Многодетной маме без профессии и опыта работы очень непросто найти место с хорошей «рыночной» зарплатой. А получить профессию, имея на руках четырех детей, практически нереально!

Меня всегда тянуло в медицину, я хотела быть сельским фельдшером, представляла себе романтические картины: как я буду ездить на лошади по деревням и роды принимать. Но моя старшая подруга, которая пошла в медучилище раньше меня, рассказала мне об ужасной стороне медицинской профессии – рассказала, как их, группу первокурсников, водили смотреть на аборт. Я пришла в такой ужас, что решила идти в переводчики (но не доучилась, как я выше писала).
Я не боюсь грязи, крови и тяжелой работы, люблю помогать людям. И сейчас мне бы очень пригодилось медицинское образование.

Почему я не могу получить диплом медсестры

Но так складываются жизненные обстоятельства, что я не могу получить образование. В прошлом году мы жили в Санкт-Петербурге, в связи с командировкой мужа. Там я окончила первый курс медицинского техникума. Мне очень помогали родственники и подруги. Я надеялась, что еще 2 года и 10 месяцев? и у меня на руках будет заветный медицинский диплом (что бы стать медсестрой, нужно проучиться на вечернем отделении 3 года и 10 месяцев).
Но, в связи с новым местом работы мужа, мы переехали в подмосковный Троицк. Я, конечно, хотела перевестись в московское училище, и продолжить учебу. Но, как оказалось, по новому образовательному стандарту нет общей госпрограммы для всех училищ. В разных училищах – разные наборы предметов на первом курсе, и разное количество учебных часов.

Вот как на Форуме медицинских сестер разъяснял всем интересующимся суть перевода из одного училища в другое Валерий Валерьевич Самойленко, заместитель директора медико-технического колледжа (ФГОУ СПб МТК ФМБА России):
«В связи с переходом на новый стандарт каждое учебное заведение разрабатывает свой учебный план – и первый вопрос, насколько эти планы совпадают, иными словами насколько велико расхождение и возможно ли его закрыть – это первое. Второе – наличие свободных мест. Третье – успеваемость (хотя при расхождении в часах и круглого отличника взять не сможем, а при совпадении – и троечника возьмем – шанс надо давать всем)».

С проблемой продолжения образования можно столкнуться не только при переезде. Если студентка возьмет академический отпуск в связи с рождением ребенка, то она, возможно, также не сможет вернуться на учебу, потому что через год-два учебная программа может измениться, и количество часов и предметов опять не совпадет.
Во всех московских медицинских училищах мне предложили снова поступать на первый курс. Хотя расхождения в программе в основном связаны с общеобразовательными дисциплинами, которые изучаются недолго (всего-то 8-16 часов): русский язык, иностранный язык, философия, информатика. Сдать экзамен в рамках индивидуального учебного плана нельзя: «у нас такие правила», «у нас все строго», «это невозможно», «никто вами индивидуально заниматься не будет», «это вы в нас заинтересованы, а не вы в нас». К сожалению, одинаково немилосердны все училища, в православных училищах для многодетных мам также никаких поблажек. Там даже удивляются:«Зачем вам учиться, вы уже многодетная мама! Сидите спокойно дома, с детьми».

Зачем мне учиться?

И действительно, чего мне дома не сидится? Вы, наверное, много раз сталкивались с историями семей, которые оказались в трудной жизненной ситуации и просят помощи. Я никогда не думала, что и с нами такое может случиться. Мы всегда оплачивали вовремя все счета, и ничего не откладывали «на черный день». Свою подмосковную квартиру мы сдавали, на эти деньги снимали квартиру в Санкт-Петербурге. Зарплаты мужа нам хватало, мы жили как все, покупали еду-одежду-игрушки, ездили в путешествия, и немного помогали тем, кто оказался в трудной ситуации.

Но в декабре жильцы, которые снимали у нас жилье, перестали подходить к телефону, и не перечислили квартплату на карту мужу. Сначала мы не волновались, жильцы и раньше ненадолго пропадали. В январе, на Крещение, муж поехал из С-Петербурга в Троицк узнавать, что же случилось с жильцами и квартирой. Не успел он добраться из Москвы до Троицка, как позвонили троицкие соседи – в ночь на Крещение в нашей квартире лопнула батарея, все комнаты залило кипятком, нижних соседей мы тоже очень сильно залили. Слава Богу, никто не пострадал. В 4 часа утра 19 января муж добрался до Троицка, и обнаружил не только залитую кипятком, но и разгромленную квартиру – жильцы, перед тем, как исчезнуть, разбили и разломали все, что смогли.
Пришлось влезать долги, брать деньги у банков, чтобы восстановить ставшую нежилой квартиру, и оплатить ремонт нижним соседям. Сменить пришлось все – окна, полы, батареи, арендовать тепловую пушку для просушки квартиры. С декабря по июнь я жила с детьми в Питере, так как в Москве негде было жить, и я очень хотела закончить первый курс училища, и дать детям спокойно доучиться до конца учебного года. Муж ютился по углам у родственников, и перешел на работу в Москву.

Наши доходы уменьшились на 30 тысяч в месяц (доход от сдачи квартиры), а к расходам добавились выплаты по долгам и кредитам, и мы из среднеобеспеченной семьи стали нищими – денег с трудом хватало на еду. Конечно, нам очень помогли друзья и родственники. Помогали продуктами, отдали шкафы, столы, стулья и табуретки. Подарили нам мультиварку, чтобы готовить в ней еду, пока нет плиты. Сейчас мы живем в почти нормальных условиях: потихоньку обрываем обои, зачищаем затаившийся под ними грибок, и красим стены. Но мы все еще должны очень много денег банкам. Зарплата у мужа достойная, мы потихоньку выплачиваем долги, финансовая помощь нам не нужна – но платить еще долго. Большую часть выплат составляют проценты. Например, в счет долга в 300 тысяч по кредитной карте, мы выплачиваем банку каждый месяц по 17000 рублей только в качестве процентов, основная сумма долга при этом не уменьшается.

Карл Улоф Ларссон, «Лущение гороха» (1908 год) /ru.wikipedia.org/

Я хотела бы выйти на работу, чтобы помогать мужу. Если бы у меня уже был диплом медсестры, я бы легко устроилась на работу (медсестры нужны везде), и при средней зарплате медсестры в 35000, я бы смогла заработать за лето, пока за детьми присматривают бабушки, около 100 тысяч – треть нашего банковского долга. Но у меня нет диплома, работать я могу только санитаркой, за зарплату в 8-10 тысяч в месяц.За вычетом расходов на пару комплектов формы и оформление медкнижки, получится такая маленькая сумма, которая наш семейный бюджет не спасет.

Но мне кажется, что мне никогда не закончить образование. Тут я прихожу в отчаяние, точно как Бедная Эльза: на второй курс меня не переводят из-за разности программ. На первый курс я в этом году поступить не могу, так как все оригиналы документов остались в питерском колледже – когда в питерском колледже заработает канцелярия и я смогу получить документы, во всех московских колледжах прием документов уже закончится. Так что пройдет еще два года до 2016, а я опять буду на первом курсе. Если Господь благословит нас еще одним ребенком, то, возможно, в моей учебе снова случится перерыв, а там, глядишь, и опять сменятся стандарты, и я опять не смогу продолжать обучение.
В общем, я надеюсь, что муж за пару лет сможет выбраться из долговой ямы без моей помощи, но мне страшно. Очень страшно. А если муж потеряет работу? А если заболеет кто-то в семье, и кроме банковских долгов прибавится оплата лечения? Мы и сейчас с трудом находим деньги, чтобы купить детям очки или вылечить зубы. Престарелые родители откладывают крохи с пенсии, чтобы помочь нам. Сейчас бабушки и дедушки могут присмотреть за детьми, пока я на учебе. Но когда-то и им понадобится помощь.
Мне очень нужна профессия, я хочу быть медсестрой: потому что мне нравится эта работа. Потому что медсестры нужны везде и всегда. Потому что зарплата медсестры в 3 раза выше, чем санитарки; ночные смены хорошо оплачиваются, и благодаря суточной работе можно проводить с детьми гораздо больше времени, чем при обычном восьмичасовом графике. Потому что я хочу иметь государственную работу с оплачиваемыми больничными, трудовой стаж и пенсию.

Моя знакомая многодетная мама, просидевшая много лет дома, недавно оказалась без поддержки мужа, теперь она глава семьи. Благодаря профессии медсестры она легко нашла работу, и ее зарплаты хватает на то, чтобы снимать квартиру в небольшом городе и обеспечивать троих детей.
Но – многодетным мамам не рады ни на учебе, ни на работе.
При приеме на работу обязательно спрашивают: «Кто будет сидеть с вашими детьми? Вы не будете постоянно брать больничные? У вас бабушки есть, чтобы с детьми сидеть?»
В медучилище спрашивают: «Как же вы будете учиться? У нас никаких поблажек многодетным нет! У нас с посещением строго! Нас детьми не разжалобить!»

Мне страшно за будущее дочерей

У меня 3 дочери. И я всегда говорила им, что главное место женщины – дома, с детьми. Главное – быть помощницей мужу, растить детей. Но сейчас я уже не знаю сама, что же лучше для женщины? Спокойно получить образование можно только в молодости, с детьми на руках это практические нереально. И я опять, заливая клавиатуру слезами, как Бедная Эльза, тревожусь о будущем своих дочек: Если они рано выйдут замуж, и захотят потом пойти учиться, никто не будет делать им поблажки ни на работе, ни на учебе. Они станут «неудобными» студентками и работницами. Если уж в православных училищах никто во мне «не заинтересован», что уж говорить о светских заведениях. Я в растерянности.

Пытаться ли мне получить образование, или в 38 лет с 4 детьми на руках – об этом уже и не думать? Считать ли, что бюрократические преграды к продолжению учебы – это воля Божия, и сидеть спокойно дома? Объяснять девочкам, чтобы не оказались в моем положении, что сначала образование и карьера, а дети после тридцати, как сейчас принято? Живу я сейчас на даче, Храмов поблизости нет, а совет мне очень нужен.
С почтением, многогрешная раба Божия, Елена

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?