«Это история о людях, а не о деньгах»

Этим летом случился сharity shop boom – «пик рождаемости» благотворительных магазинов. В Москве с начала весны появилось или готовятся к открытию пять новых черити-шопов. Чем так интересна эта форма социальной активности? Дарья Алексеева, открывающая сейчас благотворительный магазин, расскажет об этом

Этим летом случился сharity shop boom – «пик рождаемости» благотворительных магазинов. В Москве с начала весны появилось или готовятся к открытию пять новых черити-шопов. Чем так интересна эта форма социальной активности? Дарья Алексеева, открывающая сейчас благотворительный магазин, расскажет об этом

24-летняя Дарья Алексеева, финансист по образованию, не делает карьеру по специальности, а занимается социальными проектами и благотворительностью. Но скоро Даше пригодится ее профессия: наша героиня открывает в столице благотворительный магазин.

Дарья окончила Финансовый университет при правительстве России и МГУ имени Ломоносова, но уже во время учебы была волонтером – и дальше решила продолжать заниматься социальными проектами. Она до сих пор работает менеджером по развитию центра равных возможностей «Вверх» и является одним из координаторов столярной мастерской «Рукиоттуда», работающей при Центре. В этом году Даша решила, что ей нужно перейти на новый виток развития, но уходить из социальной сферы она не собиралась. Дарья решила открыть благотворительный магазин.

Более 15 лет Центр равных возможностей «Вверх» (www.vverh.su) помогает выпускникам детских домов и коррекционных интернатов адаптироваться к полноценной самостоятельной жизни через образование. Возможность подготовиться и сдать экзамены за 9 и 11 классы и поддержка на протяжении многолетнего пути к поступлению в колледжи и ВУЗы меняет ребят, расширяет их жизненные интересы и влияет на их личностное развитие.

Прибыль – не главная цель

«Я изучила опыт подобных магазинов за рубежом. В Великобритании в благотворительных магазинах работают обычно волонтеры, причем они часто пожилого возраста. При этом в Англии 80 процентов аренды филантропических магазинчиков покрывает государство, таков закон. Благотворительных магазинов там тысячи, срабатывает массовость. Но у них нет задачи трудоустроить людей, цель лишь занять стариков и продать старые вещи. В прошлом году я видела в Штатах работу сети магазинов Goodwill. Она немного другая, в отличие от британской сети социальных магазинов. Идея – не столько зарабатывать деньги на благотворительность, сколько создать систему, где бы работали социально незащищенные люди. Это мигранты, бывшие заключенные, инвалиды. В США эти магазины представляют собой огромные ангары, и там работает масса людей. Меня это вдохновило, и я решила создать собственный магазин», – рассказывает Даша.

Даша решила, что цель заработать деньги перед ее магазином не стоит. Ставка будет сделана не на деньги, а на людей. «Я посмотрела и на финансовые результаты наших благотворительных магазинов: наиболее успешный и устойчивый пример это сеть питерских магазинов «Спасибо» (http://www.miloserdie.ru/articles/malenkaya-hozyajka-dobrogo-biznesa). Они существуют почти 4 года и за это время на благотворительность было передано 3 миллиона рублей.

«Такая сумма не решит задач благотворительного фонда, и её намного проще собрать, обратившись к корпоративным партнерам или подав заявку на несколько грантов, – говорит Дарья Алексеева, – Но ведь ценность, на мой взгляд, не в том, сколько денег было передано, а в том, что «Спасибо» обучает социальных предпринимателей, собирает ветошь на переработку, выдает одежду нуждающимся; сеть магазинов создала огромное сообщество вокруг этой темы. И бизнес только поддерживает все эти направления, делая их стабильными и независимыми. Так и я решила, что не буду гнаться за увеличением оборотов, а подумаю, как лучше использовать магазин для решения социальных проблем, с которыми сталкивалась».

Дарья решила, что ее магазин сможет помочь молодым людям из кризисных групп получить профессиональные навыки, необходимые в работе, чтобы в будущем они могли трудоустроиться: «Мы планируем организовать серию тренингов и образовательных мероприятий, которые помогут лучше адаптироваться к реальной работе – в разработке курса мне помогают HR-специалисты и тренеры с большим опытом работы в ритейле. Для того, чтобы навыки лучше закреплялись, ребята будут включены в операционную деятельность магазина. Простой пример: если мы снимаем лукбук, к участию приглашаются девушки, которые могут попрактиковаться в составлении сэтов и цветотипировании. Если мы обновляем ассортимент, то приглашаем профессионального мерчендайзера, который объясняет сотрудникам, как правильно развешивать одежду, как оформить витрины, как одеть манекены. Эти знания пригодятся ребятам, когда они придут работать в ритейл, и конечно, сделают лучше сам магазин. У нас они тоже будут получать зарплату, но это скорее переходный вариант – между незнанием и первой реальной работой»

Винтаж за 300 рублей

Магазин Даши будет продавать одежду и иностранную литературу. «Мы проводим корпоративные дни сбора одежды – любая компания может пригласить нас и мы проведем день сбора одежды у сотрудников. Получается договариваться не только с компаниями, но и с городскими площадками – недавно такую акцию по сбору вещей мы провели в «Атриуме», заодно рассказывая о проекте нашего магазина. И, кстати, посетители торгового центра очень хвалили нас, говорили, что это нужное и полезное дело – ведь часто рука не поднимается выбросить хорошую качественную вещь, а отдать некому. За один этот день в «Атриуме» мы собрали более 200 вещей», – рассказывает Даша.

Вещи, конечно же, должны быть качественные. Дашин магазин будет продавать только одежду престижных брендов и винтаж. Но это будет покупка, доступная рядовому покупателю, цены будут варьироваться от 300 рублей до 10 тысяч рублей. «Надо только понимать, что это не гуманитарная акция, когда нужно собрать практичные, функциональные и простые вещи, для нуждающихся. Вещи берутся на продажу, а значит, мы должны отобрать одежду исключительно качественную, без всякого брака, чистую, мало ношеную, с интересными деталями», – поясняет Даша. Конечно, в ходе сбора вещей попались вещи и неподходящего качества – их потом передадут туда, где они нужны или утилизируют.

«Вложение собственных средств очень мотивирует»

На свой бизнес Даша изыскала собственные деньги. По ее подсчетам, инвестировать придется не менее 500 тысяч рублей. «Меня очень поддерживает мысль о том, что это свои кровные. Если бы это был грант или субсидии – да, его нужно было бы отработать, отчитаться, но даже если не получится – его не нужно возвращать. А тут нужно выйти на точку безубыточности и отчитаться перед всеми, кто поверил в идею и потратил на нее свое время, отдал одежду.», – отмечает Дарья.

Конечно, проект социального магазина – недешевое удовольствие. Аренда, сетует автор проекта, в столице «убийственная». У мэрии можно, конечно, выпросить какой-то льготный вариант аренды, ссылаясь на благотворительную направленность идеи, но тогда, говорит Даша, достанется помещение где-то на отшибе. «Мы же решили сделать красивый проект. Мы смогли найти пространство недалеко от метро Третьяковская. Это не привередничанье, я просто думаю, что важно сразу делать хорошую историю», – считает хозяйка «Сharity shop». За площадь в 135 квадратных метров магазинчик будет отдавать арендодателю 150 тысяч рублей. По подсчетам Дарьи Алексеевой, нужно отбивать хотя бы 300 тысяч рублей в месяц: 150 за аренду и еще столько же в качестве прибыли: один из залов мы также планируем сдавать под тренинги и лекции, а также организовывать свои мероприятия, участвовать в городских событиях.

Pro bono и друзья в соцсетях

Конечно, открытие торговой точки – хлопотное дело. Нужно не только найти помещение и снять его, нужно сделать в нем ремонт, причем еще и проработать дизайн, закупить оборудование, создать красивую вывеску, сделать буклеты, рекламные листовки, наконец, вести бухгалтерию…всего и не перечислишь. Можно ли с этим справиться в одиночку и без больших финансовых вложений? Способ для благотворительного проекта – использовать силы специалистов рro bono.

«Я сейчас просто окружена нужными специалистами, которые откликаются на любые просьбы. И я очень благодарна им за помощь! Структурировать всю эту деятельность помогает программа «90 days challenge», которую организует Impact Hub Moscow – мы вместе с 6 другими социальными предпринимателями участвуем в трехмесячном курсе, направленном на развитие наших проектов. Наши менторы, приглашенные тренеры и конечно, сами основатели HUB Moscow помогают в том, чтобы мы не совершили типичных ошибок, научились находить ресурсы и пользоваться возможностями. В общем, сейчас я не делаю холодных звонков. Круг друзей помогает гораздо лучше», – рассказывает Даша.

В итоге весь дизайн логотипа и навигации в магазине разработало брендинговое агентство Brand Brothers, флайеры и другие «раздатки» делают друзья Даши из Люксмедиа (http://luxemedia.ru). Есть и архитекторы, работающие над дизайном помещения. «Малоприятные и непонятные вещи, как, например, проектный план, экспликация, требования к инженерному оборудованию, системам безопасности и оповещения, – от этого можно с ума сойти, но нашлись профессионалы, которые бесплатно помогают мне в этом», – говорит Даша.

Фотографы и имидж-коснультанты делали фотосессию для первого лукбука магазина. Моделями, кстати, бесплатно поработали дашины подруги, коллеги и просто подписчицы из Facebook. Буквально на днях Даша кинула клич в социальной сети о поиске специалистов в области ритейла, чтобы проработать тренинговую программу для будущих сотрудников магазина, – и всего лишь за сутки на призыв откликнулось уже 5 HR-специалистов.

«Компаниям интересно работать с нами – не обязательно потому что они социально ориентированы.Некоторые из них, конечно, да, но кого-то нужно зацепить не благим делом, а интересной задачей и собственным энтузиазмом. Причем, когда ищешь партнеров pro bono, им нужно дать свою поляну, свое направление под ключ. Скажем, если типография печатает буклеты, то ей же будет интересно делать для нас плакаты, флайеры и так далее, не надо делегировать эту работу другой такой же фирме», – советует Даша Алексеева.

Кстати говоря, видимо, те, кто откликаются на такие просьбы, и сами неравнодушные люди. «Одна из девушек, участвовавшая в фотосъемке для демонстрации одежды, потом сказала мне, что готова помочь в проведении сбора одежды в компании, где она работает, – рассказывает Даша. – А риэлтер, который помогал мне искать помещение, недавно позвонил и засыпал вопросами, куда ему обращаться и где собрать информацию по поводу усыновления: они с женой давно хотели взять ребенка в семью и увидели в подписи к моей рабочей почте, что я занимаюсь этой темой».

Мотивация трудом

Дарья Алексеева говорит, что к детям в детские дома сейчас часто приезжают волонтеры, им дарят разные подарки – но их не учат взрослой жизни. «Потом, в 23 года выпускники детских домов теряют все эти льготы, часто нигде не учатся и не работают. У них нет денег, сбережения потрачены, а если еще и какие-то заболевания? В итоге они не знают, как жить». Поэтому Центр «Вверх» учит и мотивирует ребят, а туда в основном приходят дети, которые учились по облегченной школьной программе, которые не ходят в школу вместе с домашними детьми.

Теперь такую социальную мотивацию выпускники детских домов смогут получить и работая в «Сharity shop». При этом работать в магазине будут не обязательно дети из детских домов: «Даже если это ребята из колледжей и ПТУ, даже если они семейные, это, к сожалению, не говорит об их благополучии.» Работать в магазине будет 2-3 человека, но в целом в проекте будет задействовано около 20 человек. Например, ребята смогут делать лукбуки, учиться у дизайнеров и фотографов. Или отрабатывать навыки общения с покупателями. «Все эти вопросы к покупателю «Здравствуйте! Что бы вы хотели посмотреть?» и так далее – это тоже практика, нужно уметь общаться с клиентами», – поясняет Даша.

На раскрутку «Сharity shop» у автора проекта ушло три с небольшим месяца. «5 июня я зарегистрировала ИП, затем в течение летних месяцев у нас шел активный брейнсторминг и консультации, мы готовились, нашли помещение, а уже в сентябре после арендных каникул нас пустят в него, мы подготовим интерьер и уже в конце сентября откроем магазин», – рассказывает Дарья Алексеева.

Автор проекта создала страничку в Фейсбуке (https://www.facebook.com/stepupcharityshop) и Вконтакте (https://vk.com/public75379281) и ежедневно рассказывает о прошедших событиях: «Сегодня я общалась с пожарной инспекцией, вчера писала в бразильское маркетинговое агентство, позавчера мы снимали наш первый лукбук… Мне кажется, это интересный способ отслеживать свою динамику и рассказывать людям о нашей работе».
Благотворительный магазин – это один из многочисленных типов социального предприятия. «С одной стороны, у предприятия есть бизнес-модель и оно самоокупаемо. С другой – это социальный проект, который позитивно влияет на общество, – считает создатель «Сharity shop», – Можно отталкиваться только от прибыльности проекта и рассматривать его как инструмент фандрайзинга. Но если вокруг черити-шопа создается сообщество волонтеров, если он помогает решать другие задачи (например, собирать ветошь на переработку или вовлекать в трудовые программы сложных подростков), то он становится самодостаточным и ценным проектом сам по себе».

Список благотворительных магазинов

Сначала – самые известные:

Лавка Радостей
Проект благотворительного собрания «Все вместе». Сюда можно принести хорошие вещи, и деньги от их продажи пойдут на проекты, участвующие в «собрании», либо вещи передадут нуждающимся.Адрес: Малый Сухаревский пер., д. 7 (ст. м. «Цветной бульвар»). Вопросы и предложения ждут по телефону +7 (965) 218-74-91 или по электронной почте lavka.radostey@gmail.com Режим работы: каждый день с 11 до 22

БлагоБутик
Принимает одежду и обувь новую или в отличном состоянии. Спортивную и детскую одежду не принимает. Прибыль от продажи вещей пойдет на лечение подопечных БФ «Вера» и «Подари жизнь».
Телефон магазина: 8-495-961-03-73.
Адрес: Охотный ряд, д. 2, Галерея «Модный сезон», 3 этаж.
Время работы: с 10-00 до 22-00 (ежедневно)

Glamcom
Комиссионный магазин, который принимает «только дизайнерские вещи, в хорошем состоянии, которые остаются актуальными и интересными и в настоящий момент». Магазин берет комиссию 40%. Остальную часть магазин может передать в благотворительный фонд по вашему выбору. Часть средств магазин и сам передает на благотворительность,. Магазин сотрудничает с Натальей Водяновой — продает отдельные вещи из ее гардероба. Выручка передаётся её фонду «Обнажённые сердца». Для покупателей есть бонус: вещи можно брать в кредит. Можно вызвать курьера. Адрес: ул. Рочдельская, д.15. стр. 16А (ст. м. «Краснопресненская»), офис 5. Тел.: +7 (495) 653-85-61; +7 (985) 725-63-03. E-mail: info@glamcom.ru. Режим работы: пн-пт с 10 до 19 без перерыва.

Магазины начинающие или идущие к пику своей популярности:

«Стиль Жизни»
Новый благотворительный магазин в районе метро Сокол. О себе: «магазин с воздушным дизайном, богатым выбором и приятными ценами. Создатели «Стиля Жизни» мать и дочь — Ольга и Таисия Анохины ставят перед собой две важные и взаимосвязанные задачи: развивать социальное предпринимательство, и обеспечивать стабильную финансовую поддержку фонду помощи тяжелобольным детям «Линия Жизни», куда будет перечисляться большая часть дохода магазина. Команда магазина ставит перед собой цель оплаты как минимум одной операции в месяц.
Магазин ориентирован на женщин — менеджеров, студентов, домохозяек».
В магазин можно сдать одежду, обувь, аксессуары, бижутерию. Вещи принимаются либо новые, либо в отличном состоянии.
Адрес магазина: Ленинградский пр-т, д.80, корп. 17, подъезд 2.
Часы работы — 11:00 — 21:00 без выходных
https://www.facebook.com/charitytrend/info
Телефон 8 (915) 105-90-30, charitytrend@gmail.com

«БлагоДарю»
Новый магазин, описывающий свою миссию так: «Приобретая вещи в нашем магазине, вы помогаете детям!
Мы осуществляем поддержку проектов благотворительного фонда «Красота-Детям» и Гуманитарной миссии «Ковчег».

Для магазина мы принимаем:
Различные вещички ручной работы, на которые вы и сами с удовольствием любуетесь, но все же с удовольствием пожертвуете;
Вещи, новые и качественные!
Вам приятно пожертвовать, а кому-то приятно приобрести!
Картины, вазы и многое другое!
Пишите, звоните!
Давайте делать добро вместе!»
Адрес: Антикафе «Облака», Москва, м. Тульская, Тульская М. ул. д.2/1 корп. 5, Москва, Россия
Телефоны: 8(968)006 05 23;
8(926)025-27-33
В социальных сетях: http://vk.com/blagomagazin

Магазин Добра
Магазин принимает и продает как «как новую одежду, так и одежду «с историей» в очень хорошем состоянии. Как брендовые вещи, так и вещи от российских дизайнеров и сетевых марок». Выручка передается в благотворительные фонды «Дорога в жизнь» и «Созидание».
Адрес: Москва, Эльдорадовский пер., 5
Телефон: +7 (925) 881-13-30
Время работы: с 11 до 19, понедельник-суббота.

Благотворительный интернет-магазин уникальных товаров для животных Гав-Гав
О себе: «На вырученные деньги мы приобретаем необходимые вещи, материалы и продовольствие для приютов и питомников в Московской области и ближайших регионов. Поэтому делая покупки на нашем портале, Вы приобретаете уникальный и качественный товар, а также вносите свой вклад в сохранение жизни бездомных животных.
Создатели портала – Гаврилина Анастасия и Черникова Надежда »
Адрес: http://glamour-pets.ru
В социальных сетях: http://vk.com/glamourpetsru

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?