Смешанные пары

Инклюзия – тема модная. Но что делать хореографу, если один из участников номера – человек с ДЦП? Хореограф и не думает сдаваться. Он потирает руки, вдохновленный сложностью задачи. Передать музыкальную мысль может любой жест: поворот головы, опущенная рука, даже пауза. И, о чудо! – такой номер может выглядеть гораздо эффектнее сложных акробатических па.

Текст: Дарья Менделеева.
Фото: Павел Смертин. Видео: Екатерина Загуляева
Модная тема
Инклюзия – тема модная. Часто мы готовы посмотреть «концерт с участием инвалидов», чтобы похлопать исполнителям, которые «вышли на сцену - такие смелые». Так вот, инклюзивные танцы – это не о том.

Обычная танцевальная постановка возникает так: хореограф находит музыку, сочиняет рисунок движений, приглашает нужных исполнителей. Зритель в восхищении: «Ах, какие подкрутки, какой артистизм!»
Творческий союз "Событие", Екатеринбург. Номер "С тенью". На вечернем концерте, надев костюм, зрячий инструктор и правда станет тенью слепого участника. А пока он его бережно страхует.
Но что делать хореографу, если один из участников номера – человек с ДЦП?
Хореограф и не думает сдаваться. Он потирает руки, вдохновленный сложностью задачи. Да, подкрутками тут зрителя не возьмешь. Есть только два человека и музыка. А еще – общение между ними. И оказывается - это главное!

Передать музыкальную мысль может любой жест: поворот головы, опущенная рука, даже пауза. И, о чудо! – такой номер может выглядеть гораздо эффектнее сложных акробатических па.
Театр танца Владимира Лопаева "PROдвижение" (Иркутск). Отрывок спектакля "Иноходец". Может быть, волшебный конёк выглядел именно так?
Открыть себя нового
"В танце для нас не существует границ, потому что мы вышли за пределы техники и танцевальных стилей. Мы занимаемся коммуникацией через движение.

Занятия начинаются с того, что человек просто пробует быть в студии. Он делает движения настолько, насколько у него есть силы, и никто не говорит: «У тебя не получается!»

Потом начинается работа – кому-то интересно разучивать, кому-то – импровизировать. Человек ищет самого себя, свои возможности. Конечно, помогает музыка, искусство, – его так интересно изучать.

Но мы никогда не говорим человеку: «Ты – инвалид, и мы тебя реабилитируем». Он просто танцует".
Леонид Тарасов
Руководитель центра социокультурной реабилитации «Одухотворение»
В паре - на равных
Танцевальная группа "Простор" (Архангельск). "Касание любви". Танцует пара - а сделать движение жестом или взглядом - не так важно.
По правилам фестиваля, на него регистрируют только смешанные пары формата «здоровый танцор+инвалид». Когда видишь, как они работают на сцене, смысл подхода становится ясен: перед нами не просто два исполнителя, но - пара, в которой ходящий, видящий и слышащий постоянно пытается «подхватить, подстраховать» коллегу.
Выглядит это по-разному – кого-то надо вывести в нужное место сцены, кому-то – подставить руку, другому – направить движение коляски. В одном из номеров партнерша весь танец терпеливо диктовала партнеру порядок движений. Единственный раз, когда на обычное на фестивале от незнакомых друг с другом людей «Здравствуйте!» нам не ответили, оказалось, что собеседники…просто не слышат.
«Танцующие в тишине», специальный набор липецких "Параллелей", - во время выступлений ребята двигаются по подсказкам сурдопедагога, стоящего перед сценой. «Движение – поворот – акцент – еще акцент. Теперь ждем: раз, два, три». Танцы на кончиках пальцев, - оказывается, бывает и такое.
Мы знаем, «куда девать руки»
Коллектив «Ступени», Череповец. Движение делают все участники, но каждый - в меру своих возможностей.
Волонтерам фестиваля – профессиональным танцорам – по силам любая, самая сложная хореография. И вовсе не стоит думать, что проблема «куда девать руки и ноги» касается только инвалидов.

Современные люди отвыкли двигаться. Лифт, общественный транспорт, снова лифт, компьютер… Приходя в танцевальный класс, взрослый человек неожиданно понимает, что у него две ноги, и они…вообще не хотят слушаться. Порою, границы между участниками пар размываются самым причудливым образом.
На съемках фильма «Танцевать, чтобы жить» у нас был случай: Ольга Волкова – очень музыкальная и пластичная, на коляске. И Сережа Куцевалов – режиссер документального кино, успешный человек и при этом – абсолютно раскоординированный в танце. Волонтером был Сергей, но именно Оля Волкова успокаивала его: "У тебя все получится!"
Никто из нас не помнит, как он падал, когда учился ходить. И именно опыт обучения танцам помогает иногда лучше понять другого, у которого не все получается.
Леонид Тарасов
Руководитель центра социокультурной реабилитации «Одухотворение»
"Лотос", Ташкент, номер "Внеорбитные". На эту песню снимали клип с победителями "Танцев на ТНТ". Но в исполнении ребят песня зазвучала по-другому. Ромео и Джульетта, но какие.
Вместо послесловия
Лауреаты Гран-При - солнечная Лейсан из Татарстана и ее инструктор. Кто, глядя на эту девочку, скажет, что дома ее не взяли в школу, посчитав необучаемой? Ходит она тяжело, зато танцует так, что зал хлопал и скандировал от восторга
Для многих участников фестиваля танцы стали едва ли не единственным способом заявить о себе. Например, обладательницу Гран-при фестиваля солнечную Лейсан на родине так и не взяли в школу – посчитали, что девочка необучаема.
Для танцевальных коллективов (к московскому финалу фестиваля ведет целый год этапов в регионах) поиск денег на костюмы и поездки зачастую превращается в непроходимый квест. Ну, а вы бы дали денег на поездку в Москву(!) танцевальному ансамблю (?!) из провинциального психоневрологического интерната. (?!?!)
Да что говорить, даже танцевальные студии для людей без инвалидности, особенно в небольших городах, у нас чувствуют себя совсем небодро.
А жаль.
Отрепетировав свои номера, участники превращались в счастливых зрителей.
Made on
Tilda