В Российской армии удалось искоренить неуставные отношения и «казарменное хулиганство», заявил замминистра обороны Андрей Картаполов на круглом столе в рамках форума «Армия-2020». Говорить о решении проблемы преждевременно, считают правозащитники.
«В своем выступлении генерал-полковник Андрей Картаполов особое внимание обратил на правильно выбранное направление совместных действий по наведению уставного порядка в Вооруженных силах, результатом которого явилось значительное снижение количества воинских преступлений, полностью искоренено такое понятие, как «дедовщина», «казарменное хулиганство», — сообщили РИА Новости в пресс-службе форума.
«Делать подобные заявления просто смешно, потому что речь идёт о человеческих взаимоотношениях, о преступных деяниях. Это всё равно, что заявить: у нас в России искоренена вся преступность. Ничего, кроме печального смеха, это не вызывает. Деятели из Министерства обороны как всегда выдают желаемое за действительное», — заявила председатель правления фонда «Право Матери» Вероника Марченко
По ее словам, подобные высказывания выглядят крайне непрофессиональными, если не говорить о фальсификации действительности или ее лакировке. «Связь с реальностью у Минобороны потеряна», – полагает Марченко. Она напомнила, что невозможно отследить статистику гибели солдат, так как с 2009 года военное ведомство закрыло эти данные, а количество обращений за помощью в делах об убийствах солдат, побоях и унижениях не уменьшается.
В свою очередь, в Совете по правам человека при президенте России полагают, что дедовщина продолжает существовать в вооруженных силах России, однако по сравнению с 1990-ми годами ее стало меньше. Об этом агентству РБК сообщил ответственный секретарь совета Александр Точенов.
О том же самом говорят и в «Комитете солдатских матерей». «В армии стало меньше жестокости и пыток, хотя они тоже имеют место быть. <…> Просто сейчас преобладает в армии вымогательство денег, поборы тотальные налево и направо. А вот пыток и жестокости стало меньше, но они не искоренены, мы с этим не согласны», — сказал «Известиям» заместитель председателя общероссийской общественной организации «Комитет солдатских матерей» Андрей Курочкин.
А юрист общественной инициативы «Гражданин и Армия» Арсений Левинсон в разговоре с BBC назвал заявление Картаполова об искоренении дедовщины в российской армии «полным бредом».
«Дедовщина – это насилие между военнослужащими без отношения подчиненности. «Деды» – это такие же рядовые, как и новобранцы. Такого насилия, может, и становится меньше. Но случаи превышения полномочий вышестоящими командирами, сержантами, младшими офицерами никуда не делись. Это и избиения со стороны командиров, и вымогательства, и другие способы поддержания дисциплины вроде повышенных физических нагрузок», – сказал он.
Меньше года назад в воинской части 54160 в поселке Горном Забайкальского края рядовой Рамиль Шамсутдинов расстрелял своих сослуживцев, восемь человек погибли, еще двое серьезно пострадали. Солдату было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 105 УК России (убийство двух и более лиц). По словам отца Шамсутдинова, на преступление его сына спровоцировали дедовщина и неуставные отношения.