Минэкономразвития вынесло на общественное обсуждение проект поправок в законодательство, закрепляющих юридические понятия «добровольчества» и «волонтерства», и определяющий полномочия государственных и муниципальных органов власти по поддержке волонтерской деятельности и формы такой поддержки.

Документ разработан на основе президентского поручения по итогам встречи главы государства с представителями социально ориентированных НКО и волонтеров в июле 2017 г., и во исполнение Плана мероприятий по развитию волонтерского движения ‎в Российской Федерации. Текст законопроекта опубликован на официальном портале нормативных правовых актов. Его обсуждение продлится 15 дней.

«Законопроект прежде всего уравнивает понятия «волонтерство» ‎и «добровольчество», что позволит устранить складывающиеся в настоящее время противоречия между рядом нормативных правовых актов в этой сфере», — сообщается в пояснительной записке к документу.

По словам разработчиков, в нем впервые на законодательном уровне предлагается четко определить основы занятия добровольческой (волонтерской) деятельностью. Предусматривается, что добровольцы (волонтеры) могут осуществлять свою деятельность как индивидуально, так и в составе организаций. Вводится понятие организатора добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческой (волонтерской) организации.

Также предлагается ввести возможность заключения гражданско-правовых договоров о деятельности волонтеров с благополучателем либо с юридическим лицом. В таких договорах может быть предусмотрено возмещение добровольцам понесенных расходов (на наем помещения, проезд, медстраховку, питание и т.д.), или обязанности по предоставлению им таких мер поддержки.

Также законопроектом устанавливается, что органы государственной власти и органы местного самоуправления могут в порядке оказания поддержки осуществлять личное страхование добровольцев (волонтеров) за счет средств, предусмотренных на содержание указанных органов власти в соответствующем бюджете.

«Принятие законопроекта позволит создать правовую определенность ‎в отношениях, которые складываются с участием добровольцев (волонтеров), организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, благополучателей, ‎а также органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Это позволит обеспечить правовую защищенность добровольца (волонтера), который получит не только удовлетворение своих нематериальных (духовных) потребностей, но и дополнительные гарантии», — подчеркивают в Минэкономразвития.

«Принятие законопроекта позволит оказывать поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в финансовой, имущественной, информационной, консультационной формах, а также в форме подготовки и дополнительного образования добровольцев», — говорится в пояснительной записке.

Также, по словам ее авторов, законопроект закрепляет право федеральных и муниципальных органов власти предоставлять налоговые льготы организаторам добровольческой деятельности и добровольческим организациям, а также юридическим лицам, оказывающим поддержку таким организациям.

«За счет этого определения появится дополнительная возможность создания механизмов поддержки и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности», — подчеркнули в Минэкономразвития.

Закрепление в законе понятия о волонтерстве (добровольчестве), закрепление полномочий федеральных органов исполнительной власти в области его поддержки входили в число инициатив, предложенных в разработанном по президентскому поручению группой экспертов Общественной палаты и Агентства стратегических инициатив плане развития российского волонтерства.

«Конечно, взаимодействие добровольческих организаций с госструктурами необходимо, — рассказала тогда, комментируя эти предложения для портала Милосердие.ru координатор службы добровольцев «Милосердие» Ирина Мерная. — И для нас важно, чтобы какие-то моменты при этом были закреплены законодательно. Нужно, чтобы сотрудники государственных учреждений воспринимали волонтеров, как равных, и для этого их статус должен быть подтвержден законом. Важна возможность заключать договора с теми учреждениями, в которых трудятся добровольцы, чтобы у этого служения была постоянная основа.

Но нужно помнить, что добровольчество по своей природе – очень «личное» явление. Оно не может существовать лишь как действия по какому-то четкому регламенту или инструкциям – потому, что это всегда личный отклик человека на чью-то беду. Это очень важный момент».

По мнению руководителя добровольческого движения «Даниловцы» Юрия Белановского, предложение о введении налоговых льгот для организаторов волонтерской деятельности не имеет достаточных оснований.

«Даже когда речь идет о перечислении пожертвований, предприниматели не используют возможности налогового вычета, потому что механизм его получения очень сложен и доставляет массу проблем.

Как эта схема будет работать здесь, при том, что затраты на организацию волонтерства обычно весьма невелики?», — подчеркнул эксперт.

План по развитию волонтерства в РФ комментируют эксперты

Против чрезмерного регулирования волонтерской деятельности выступил Медведев

Законопроект 2013 года о волонтерстве не стоит реанимировать, считает эксперт