Внимание медиков, людей с аутизмом и их родных привлекли заявления президента США Дональда Трампа, и представленные им меры в связи с распространением аутизма в США. Речь идет об официальных рекомендациях для врачей, которым предлагают свести к минимуму использование беременными без высокой температуры парацетамола (ацетаминофена, известного также под торговым наименованием тайленол).
«Администрация Трампа не считает, что увеличение количества принимаемых таблеток всегда способствует улучшению здоровья. Появляется все больше доказательств связи между приемом ацетаминофена во время беременности и аутизмом», — заявила пресс-секретарь президента Кэролайн Ливитт.
В Белом доме опубликовали список исследований, призванных подтвердить опасность приема парацетамола при беременности. Однако, многие эксперты критикуют высказывания Трампа и решения американских властей, как не имеющие достаточных научных оснований.
Подробнее
«Любая связь между приемом тайленола и аутизмом основана на очень скудных, противоречивых и непоследовательных научных данных. Преждевременно делать подобные необоснованные заявления и подвергать риску общественное здравоохранение. Это вводит в заблуждение семьи, которые заслуживают четкой и основанной на фактах информации», — заявила The Guardian президент и основатель фонда по изучению аутизма Science Foundation Элисон Сингер.
С заявлением о безопасности приема парацетамола при беременности выступил Американский колледж акушерства и гинекологии. Там опубликовали высказывания доктора медицинских наук Стивена Дж. Флейшмана, назвавшего утверждения о связи этого лекарства с аутизмом вредными, безответственными и лишенными научной основы. По словам врача, за 20 лет изучения вопроса ни одно исследование так и не подтвердило этой связи, а те, на которые ссылаются его оппоненты, на самом деле ничего не доказывают.
«Мы считаем, что независимые и достоверные научные исследования ясно показывают, что прием ацетаминофена (парацетамола — прим.) не вызывает аутизм. Мы категорически не согласны с любыми предположениями об обратном и глубоко обеспокоены риском для здоровья, который это представляет для будущих матерей», — цитирует Daily Mail заявление компании Kenvue, производителя этого препарата. По сообщениям СМИ, после появления сообщений о связи парацетамола с аутизмом акции компании потеряли в цене 14%.
«Нет убедительных доказательств или исследований, которые могли бы свидетельствовать о наличии какой-либо причинно-следственной связи (аутизма с приемом парацетамола — прим.). Любые выводы, противоречащие этому, часто мотивированы, недостаточно обоснованы и не подкреплены самыми надёжными методами поиска ответа на этот вопрос», — утверждает Моник Бота, психолог-исследователь в области развития из Даремского университета в Великобритании, чьи слова распространило издание.
Также американцы намерены широко использовать для лечения речевых расстройств у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) препарат лейковорин, восполняющий дефицит фолиевой кислоты, и провести за счет государственных грантов масштабные исследования в области аутизма.
Изменения, предложенные в США — не новые клинические стандарты, а «политическое заявление, опережающее научный консенсус», — заявила эксперт и член совета РОО помощи детям с РАС «Контакт» Елена Багарадникова. Она также считает, что более строгие научные исследования не подтверждают причинно-следственной связи между аутизмом и приемом парацетамола.
«Позиция акушерских обществ остается прежней: ацетаминофен/парацетамол — один из немногих допустимых анальгетиков при беременности, если он действительно нужен, в минимальной эффективной дозе и только по назначению врача. Новых клинических рекомендаций в США, запрещающих парацетамол при беременности, нет», — подчеркивает эксперт.
Лейковорин при РАС — «перспективный вариант для части детей», но не универсальное лечение, указала Елена Багарадникова. Подробный разбор механизма действия препарата опубликован ею по ссылке. В РОО помощи детям с РАС «Контакт» предупреждают о возможности серьезных побочных эффектов при применении лейковорина, необходимости его назначения врачом, контроля процесса лечения, и использования в качестве не замены, а дополнения к вмешательствам с уже доказанной эффективностью.