Концепцию повышения уровня занятости инвалидов до 2030 года утвердило правительство. Целевые показатели документа – повышение уровня трудоустройства инвалидов, обратившихся в службу занятости, до 75%, для выпускников вузов с инвалидностью – до 60%. Система оказания услуг по социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов к 2030 году должна работать во всех регионах.
Для достижения этих целей принят план, который предусматривает пересмотр действующих и принятие новых законов и правил, и проведение десятков мероприятий, включая профориентацию детей-инвалидов; пересмотр перечня профессий для обучения людей с инвалидностью; подготовку новых льгот и гарантий для работающих инвалидов; развитие специализированных предприятий и др.
«Проблема занятости инвалидов последние 20 лет остается в подвешенном состоянии, – рассказал «Милосердию.ru» сооснователь проекта Everland Игорь Новиков. – Принимались разные меры. Но каких-то системных шагов сделано не было. Мы пытались имитировать разные модели, заимствовали практики, но чего-то внятного, системного не внедрили.
Причина понятна – нет концепции, то есть понимания того, как мы представляем себе занятость инвалидов в России, например в 2030 году. Как должны соотноситься социальная и рыночная занятость? Как распределяется бремя расходов на вовлечение труда инвалида? Как сделать межведомственное взаимодействие эффективным? Как учесть специфику регионов? Есть целый ряд принципиальных вопросов, без ответа на которые мы никогда не сможем добиться ощутимого результата. Именно для этого нужна концепция – в ней должны быть ответы на все эти вопросы.
Что меняет принятая теперь Концепция повышения уровня занятости инвалидов до 2030 г.?
– Во-первых, констатация важных фактов – Минтруд честно говорит, что проблема есть и дальше с ее решением лучше не затягивать.
Во-вторых, предполагалось, что в основу концепции лягут научные изыскания. Учитывая скорость подготовки проекта, сомневаюсь, что исследования проводились, скорее всего, ограничились тем, что уже есть в наличии.
Здесь нужно сказать две вещи. Исследования вовлечения труда инвалидов практически не велись и пока еще на должном уровне не ведутся. На что мог опираться Минтруд? Ни на что. Поэтому разработчики поступили весьма разумно, предусмотрев в проекте период 2025-2027, когда будут разрабатываться основные меры.
По сути именно в этот период будет сформулировано ядро концепции и переложено на нормативный язык. О чем это говорит? Всем заинтересованным лицам, в первую очередь, НКО и стратегическим работодателям, нужно мобилизоваться и максимально включиться в процесс наполнения концепции.
– В-третьих, в концепции уже есть ряд важных решений. Например, заданы контрольные точки: повышение уровня трудоустройства инвалидов, обратившихся в службу занятости, – до 75%, а выпускников вузов с инвалидностью – до 60%; запуск работы системы оказания услуг по социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов во всех регионах страны к 2030 году.
Показатели весьма амбициозные. Как часто бывает, есть вероятность, что они так и останутся на уровне заявлений. Однако повторю, многое будет зависеть от тех мер, которые Минтруд предложит после 2025 года.
– В-четвертых, концепция предполагает развитие межведомственного взаимодействия, что крайне важно для выстраивания работающей системы; а также системное включение СО НКО и социальных предпринимателей в развитие занятости инвалидов.
Почему это важно? Сейчас НКО, ЦЗН, МСЭК, работодатели – каждый живет в своем миру и редко пересекается, что только усугубляет проблему. Только мастерски управляемый оркестр может удивить красивой музыкой. Нам нужен оркестр под руководством государства, нотами которого должна быть концепция и стратегия занятости.
– В-пятых, наконец-то было зафиксировано, что нужно стремиться к вовлечению не только инвалидов III-й и II-й групп, но I-й, развивать для этого необходимую инфраструктуру сопровождаемого трудоустройства. Неочевидно, но это важный шаг, который задает новую планку. Будем надеяться, что мы до нее дотянем.
– В-шестых, концепция предполагает развитие системы специальных предприятий, оставшихся после распада СССР. Это правильный шаг, систему спецпредприятий как основу социальной занятости нужно развивать. Надеюсь, это будет сопровождаться всесторонним и независимым аудитом этих предприятий. Иначе было бы странно инвестировать в предприятие, предварительно не выяснив причины его неэффективности».
«Проблема занятости неизбежно связана с двумя другими, – подчеркивает эксперт. – Во-первых, создание суверенной системы коррекционного образования. Такого образования, которое по своей цели было бы реабилитирующим, то создающим условия для устойчивого включения гражданина в экономическую жизнь страны. Сейчас единой цепочки от детского сада до работы нет.
Во-вторых, если человек не может свободно тратить заработанное, то есть быть потребителем, то мотива работать у него не будет. Сегодня многие сервисы и услуги остаются недоступными для инвалидов по слуху, зрению и др.
Нам нужно всерьез задуматься об этих двух аспектах, если мы хотим жить в стране с результативными институтами и практиками устойчивого вовлечения инвалидов в жизнь общества».