Программу комплексной медико-психологической реабилитации детей, перенесших стрессовое расстройство, запустили в Центре медицинской реабилитации Белгородской детской областной клинической больницы. Врачи и прошедшие специальное обучение психологи реабилитируют детей, переживших психологическую травму по специальной программе биологической обратной связи (БОС), сообщают «Известия».
Принцип новой программы реабилитации основан на том, что дети реагируют на стресс иначе, чем взрослые.
«Детям свойственна такая защитная реакция, когда ребенок уходит от проблемы и неосознанно прячет ее глубоко в себе. Но при этом на бессознательном уровне идет колоссальная разрушительная работа. Это может вылиться в серьезное посттравматическое расстройство», – комментирует главный внештатный детский специалист по медицинской реабилитации Минздрава, директор Научно-практического центра детской психоневрологии департамента здравоохранения Москвы Татьяна Батышева.
При этом взрослые иногда не могут понять всю тяжесть стресса, который пережил ребенок, а у ребенка недостаточно слов и способностей, чтобы об этом рассказать. Это важно, поскольку на травмирующие события каждый человек реагирует по-разному. Например, одним из нынешних пациентов программы оказался маленький мальчик из Москвы, который 30 декабря 2023 года, в момент обстрела города, был у родственников в Белгороде.
Ребенок не находился непосредственно под обстрелом, он только спускался с родственниками в бомбоубежище, но этих событий хватило, чтобы детская психика получила жесточайшую травму. При исследовании, с которого начинается программа реабилитации, ребенок продемонстрировал высокий уровень стресса. Если бы ситуацию не корректировали, в дальнейшем это проявилось бы фобиями, паническими атаками и психосоматическими расстройствами.
Если пострадал ребенок, в ходе психологической реабилитации не имеет смысла прорабатывать само травмирующее событие. Необходимо работать с общими реакциями ребенка, учить его расслабляться, успокаиваться. Занятия по новой методике ведутся с помощью нового, разработанного в России прибора «Колибри». На одном экране ребенок, на голове которого закреплены датчики, складывает цветной пазл, а на другом, в зависимости от реакций и поведения ребенка, психолог видит его электроэнцефалограмму. Так удается выявить подлинный уровень напряжения.
Управляя условиями задания, психолог помогает ребенку доделать его до конца. Параллельно специалист подсказывает ребенку, как дышать, чтобы успокоиться, помогает сконцентрироваться на задании. Таким образом, психика ребенка восстанавливает способность к саморегуляции, последствия травмы нивелируются. Важно, что при применении этого метода психику ребенка удается восстановить без применения тяжелых антидепрессантов.
Сейчас программу реабилитации проходят дети в Белгороде. По той же методике в Москве работали с детьми беженцев из Сирии. Кроме того, специалисты столичного Научно-практического центра детской психоневрологии неоднократно выезжали в ДНР и ЛНР.