Мотивацию доноров костного мозга в России исследовал Русфонд

Наиболее распространенную мотивацию вступления россиян в число потенциальных доноров костного мозга изучил созданный Русфондом медиапроект «Кровь 5». Исследование проводилось на средства президентского гранта, методом глубинного интервью в марте-апреле 2019 г. Его участниками стали 32 потенциальных донора КМ из Москвы, Петербурга, Казани, Перми, Волгограда, Иркутска и Тюмени.

«Проанализировав то, что говорили информанты, мы выделили семь типов мотивации. Важно отметить две особенности. Во-первых, эти типы не исключают друг друга. Во-вторых, донорская мотивация всегда оказывается индивидуальной. Почти все потенциальные доноры ходили сдавать кровь на типирование одни и часто воспринимали вступление в регистр как свое личное дело. Около трети информантов предпочитали не рассказывать никому о том, что стали потенциальными донорами», – рассказали исследователи.

Типы донорской мотивации, которые встретились в ходе исследования:

«Меня так воспитали»: многие информанты делали акцент на воспитании, ценностях, которые были привиты им еще в детстве. Чаще всего так говорили люди, выросшие в больших семьях, а также в небольших городах или деревнях, где все друг друга знали, росли «всем двором».«Я за всех переживаю» – распространенный вид мотивации: эмпатия, сострадание ко всем, кому нужна помощь. Главную роль в этом случае играет именно эмоциональная реакция.«Это мой моральный долг»: информанты говорили, что должны помогать людям, потому что это правильный, логичный поступок, тип социального контракта, обязательство перед обществом.

«Я хочу сделать что-то важное в жизни»: тут в основе желания вступить в регистр – внутренняя необходимость чувствовать себя полезным, понимать, что живешь не только для себя, но имеешь какую-то более высокую цель – спасти человеческую жизнь.

«Просто мне не сложно» – тут вступление в регистр не воспринимается как какой-то моральный долг, наоборот, здесь чувствуется некий автоматизм реакции: увидел – сделал.

«Мне интересно все новое»: в информантах, рассказывающих об этой мотивации, присутствует дух авантюризма или любопытство, решение вступить в регистр не рассматривается как общезначимый шаг.

«Я знаю, как это важно, на своем опыте»: к этой группе относятся и те респонденты, которые сами сталкивались с потерей близких от онкогематологических заболеваний, и те, кто столкнулся с болезнью в других ситуациях, например, через рассказы знакомых или побывав в медицинских учреждениях, и это повлияло на их решение.

«Этой типологией мотивация потенциальных доноров не ограничивается,- рассказали авторы исследования. – У людей больше причин, чтобы вступить в регистр. Их изучение продолжается».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?