Москвичка получила от аптеки полмиллиона рублей компенсации морального вреда за проданный фальсификат. Как грамотно жаловаться на некачественные лекарства

Московская аптека выплатила 500 тысяч рублей москвичке Валентине Щербинкиной за проданный летом 2023 года фальсифицированный препарат, сообщают «Известия».

Летом прошлого года Валентина Щербинкина приобрела противоопухолевый препарат «Полайви» через менеджера «Аптеки Бурденко» в Огородном проезде в Москве.

«Прямо на месте лекарства не было, но нам дали контакт менеджера, чтобы заказать. Мы обратились к нему, и в течение двух дней препарат доставили», – рассказала Валентина Щербинкина.

Однако родственнику, для которого покупалось лекарство, лучше не стало. Тогда покупатели связались с производителем – компанией Roche в Швейцарии – и отправили вторую из двух купленных ампул на анализ. Лекарство оказалось поддельным: вместо препарата в ампулах был физраствор с сахаром.

Далее уже Roche (через свое российское юрлицо АО «Рош-Москва») уведомила о ситуации Росздравнадзор, в Москве был также написан запрос в Росздравнадзор и Генпрокуратуру. После этого прокуратура провела проверку и выявила «признаки нарушения», а аптека инициировала мировое соглашение, по которому покупательнице вернули стоимость купленного лекарства (более двух миллионов рублей за 2 ампулы) и выплатили компенсацию морального вреда.

Причем наказание для аптеки получилось таким мягким, поскольку остатки препарата были отправлены в лабораторию Roche еще до обращения в правоохранительные органы, а сам препарат не проходил через базу аптеки и был продан ее сотрудником. Аптеке удалось доказать, что продажу Валентине Щербинкиной устроил фармацевт, который летом был принят в аптеку временно, но уволен по истечении испытательного срока.

В компании «Рош-Москва» призвали пациентов быть бдительными и обязательно проверять 2D Matrix Code упаковки в приложении «Честный знак» до покупки или применения препарата.

В случае если есть подозрение, что купленное лекарство – фальсификат, эксперты «Известий» рекомендовали покупателям следующий алгоритм действий:

  1. Нужно обратиться с заявлением в полицию и Росздравнадзор и далее посылать препарат на экспертизу.
  2. Кроме того, можно обратиться непосредственно к продавцу, и аптека сама пошлет препарат на экспертизу. Аптека при этом должна заменить купленный препарат в течение семи дней либо в течение двадцати дней, если необходима экспертиза препарата.
  3. Покупатель может потребовать возмещение стоимости препарата в течение всего его срока годности или, если срок годности не указан, в течение двух лет с момента покупки.
  4. Аптека проверит препарат по системе мониторинга движения лекарственных препаратов – это поможет понять, проходил ли препарат через аптеку или был продан «из-под полы» недобросовестным фармацевтом. Даже если виновным будет признан конкретный сотрудник, аптека не избежит ответственности, так как она допустила ситуацию, при которой ее работник занимается на рабочем месте незаконной деятельностью, создающей угрозу жизни и здоровью покупателей.
  5. В случае если экспертиза признает препарат фальсифицированным, против аптеки может быть возбуждено административное или уголовное дело в зависимости от степени причиненного вреда. Аптека понесет наказание за реализацию фальсифицированных или недоброкачественных препаратов либо за причинение тяжкого вреда здоровью – в случае ухудшения состояния или смерти пациента.

Родственник Валентины Щербинкиной, для которого она покупала лекарство, на момент публикации «Известий» жив, но состояние его очень тяжелое. В компании «Рош-Москва» сообщили, что в 2023 году в компанию поступали жалобы не только на «Полайви», но и на препарат «Окревус» – средство для пациентов с рассеянным склерозом.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?