Министерство труда и социальной защиты РФ намерено изменить подход к оценке нуждаемости граждан в мерах социальной поддержки – оценивать доходы не отдельно взятого человека, но всей его семьи, и отказывать в помощи, если у кого-то из близких есть относительно ценное имущество. О необходимости подобного подхода заявили и в Комитете гражданских инициатив, который возглавляет Алексей Кудрин. Там призывают распространить критерии нуждаемости также на решение вопроса о размере пенсии.

Проект Методических рекомендаций по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости граждан был представлен на заседании Общественного совета при Минтруда РФ.

Документ, который предлагается использовать при предоставлении мер социальной поддержки на региональном и муниципальном уровне, опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов. Его общественное обсуждение закончится 12 декабря. Планируется, что новые правила будут утверждены до конца 2016 года.

По словам разработчиков, проект реализует требования законодательства о применении принципов адресности при предоставлении социальной помощи. Так, в нем даются методики расчета совокупного прожиточного минимума, совокупного дохода, и нуждаемости семьи, или одиноко проживающего гражданина.

Под мерами социальной поддержки в проекте понимаются «регулярные и (или) единовременные денежные выплаты, социальные услуги, жизненно необходимые товары». Семью признают нуждающейся в них, если ее совокупный доход за последние три месяца ниже совокупного прожиточного минимума.

«При оценке нуждаемости в мерах социальной поддержки Минтруд России рекомендует регионам учитывать в том числе собственность членов семьи (одиноко проживающего гражданина): жилые помещения, земельные участки, транспортные средства, сельскохозяйственную технику и др», — рассказали в министерстве.

В документе приводится список оснований, по которым рекомендуется отказ в социальной поддержке. В их числе – наличие в собственности членов семьи двух и более жилых помещений, либо доли в собственности, если их общая площадь превышает определенный предел; наличие у кого-то из семьи земельного участка под строительство (кроме многодетных семей); наличие в семье хотя бы одного транспортного средства не старше пяти лет; более одной единицы сельхозтехники, стоящей на учете в Ростехнадзоре; судна, зарегистрированного в реестре судов; сельскохозяйственных животных, «в количестве, превышающем нормативы, установленные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации».

Рекомендуется отказывать в помощи семьям, в составе которых есть трудоспособные люди, не имеющие работы и не зарегистрированные в качестве безработных (кроме тех, кто ухаживает за детьми до трех лет, за детьми-инвалидами, за инвалидами 1 группы, а также «за престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, по заключению, выданному медицинской организацией, либо достигшим возраста 80 лет, в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации»).

Еще одним основанием для отказа в соцподдержке станет предоставление неверных сведений о составе семьи, ее доходах и имуществе, а также препятствование проведению проверки условий жизни семьи.

Отметим, что в качестве семьи в проекте рассматриваются «совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство лица, связанные родством и (или) свойством (супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы)». Таким образом, можно предположить, что применение предложенных условий в каких-то случаях сделает заключение или сохранение брака, или совместное проживание взрослых детей с родителями, причиной ухудшения материального положения нуждающихся.

Между тем, с заявлением о необходимости мер, аналогичных изложенным в проекте, выступил и Комитет гражданских инициатив (КГИ), возглавляемый зампредседателя Экономического совета при президенте Алексеем Кудриным. Об этом сообщают «Известия».

По сведениям издания, предложения, во многом совпадающие с рекомендациями Минтруда, содержатся в докладе «Повышение эффективности и результативности социальной защиты за счет развития программ адресной поддержки нуждающихся», подготовленном для КГИ Независимым институтом социальной политики (НИСП).

В частности, речь идет об исключении из числа адресатов социальной поддержки семей, обладающих автомобилем не старше двух лет (или двумя машинами любого возраста), а также сельхозтехникой или скотом (более одной коровы, двух свиней, 10 овец, или 20 кроликов).

Также предлагается распространить критерии нуждаемости и на формирование базовой части пенсии граждан, что позволит государству сэкономить до 0,9% ВВП.

Такие меры авторы доклада называют болезненными, но необходимыми для борьбы с бедностью. По их словам, значительная часть семей, считающихся бедными, просто скрывает свои доходы – в действительности они в среднем в 1,83 раза выше заявленных. Особенно сильно занижают свои доходы семьи с 1-2 детьми – почти вдвое, уверены эксперты НИСП. Таким образом, считают они, внедрение адресной системы помощи позволило бы перераспределить средства в пользу действительно нуждающихся.

Ранее о необходимости замены существующего в России комплекса социальных льгот на систему адресной помощи заявляли представители НИИ Минфина РФ и Всемирного банка. По сведениям «Известий», об этом говорится в составленной ими аналитической записке «Эффективная социальная поддержка населения. Версия 3.0: адресность, нуждаемость, универсальность».

По мнению ее авторов, 87% из тех, кто получает льготы и пособия в России, в действительности не нуждаются в них, между тем как 19% из тех, у кого доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума, не получают помощи.

Для исправления ситуации предлагалось усовершенствовать методы оценки реального положения бедных граждан, и заменить сегодняшние пособия и льготы единым социальным пособием, в которое входили бы выплаты на детей, субсидии на жилье и коммунальные услуги, пособие по безработице и иные меры социальной поддержки.

НИИ Минфина и Всемирный банк: 87% получателей льгот и пособий в них не нуждаются