Систему подготовки приемных родителей в России необходимо изменить для того, чтобы снизить количество возвратов детей в сиротские учреждения, считает премьер-министр России Дмитрий Медведев. Об этом он заявил на заседании правительства, где обсуждались вопросы профилактики социального сиротства и развития форм семейного устройства детей-сирот.

«Решения о передаче сирот на воспитание в семью ежегодно отменяются в отношении примерно 1% детей. Только в прошлом году отменено 5713 таких решений – цифра немаленькая. В данном случае это почти 6 тысяч детей, которые второй раз в жизни фактически пережили потерю семьи. При этом около 30% приёмных родителей, у которых органы опеки забрали ребёнка, прошли соответствующую подготовку», — рассказал Дмитрий Медведев.

«Это означает, что система подбора и подготовки приёмных родителей, сопровождения замещающих семей нуждается в серьёзной корректировке», — подчеркнул премьер-министр.

«Это очень важная тема, прежде всего потому, что в связи с определёнными естественными причинами в банке данных о детишках увеличивается доля детей, которые имеют ограничения по жизнедеятельности.

Поэтому очень важно при подготовке этих программ новых родителей уделять внимание особенностям работы с такими детишками, детишками с инвалидностью», — прокомментировал выступление Дмитрия Медведева глава Минтруда Максим Топилин. По его словам, предложения по совершенствованию программ обучения приемных родителей будут обсуждаться его ведомством и Минздравом в рамках правительственных поручений.

«На начало 2016 года 861 организация осуществляла полномочия органов опеки и попечительства по подготовке граждан, которые выразили желание принять детей в семью на воспитание. 2791 организация предоставляла медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную помощь, которая не относилась к социальным услугам. Это практически в два раза больше, чем в предыдущем году», — рассказала глава Минобрнауки Ольга Васильева. По ее словам, 92% школ приёмных родителей уже проводят психологическое обследование с согласия самих граждан.

«Вместе с тем необходимо тщательно анализировать причины отмены решений о передаче ребёнка на воспитание в семью. В ряде регионов это были значительные цифры», — отметила она.

По словам главы Минобрнауки, среди остающихся в сиротских учреждениях детей более 70% — подросткового возраста, более 30% с ОВЗ, и более 50% — имеющих братьев и сестёр.

«Для семейного устройства этих категорий детей в регионах введена существенная финансовая и нематериальная система стимулирования и поощрения граждан. Однако ограниченность ресурсов не позволяет дальнейшее наращивание материальной поддержки», — рассказала Ольга Васильева.

«Проблема возврата детей из приемных семей, действительно, есть. Считаю, что, во-первых, необходимо добиться, чтобы заключения, которые дают школы приемных родителей по итогам обучения, учитывались при выдаче разрешения стать усыновителем или опекуном.

Сегодня органы опеки не могут отказать ему, если все справки в порядке. На мой взгляд, было бы правильно, если бы опека имела возможность отказать на основании этого заключения, ведь в школах приемных родителей с потенциальными усыновителями работают опытные психологи», — рассказала корреспондентам «Коммерсанта», комментируя прошедшее заседание правительства, член Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, детей и материнства Юлия Зимова.

По ее словам, важным обстоятельством является также то, что чаще всего в учреждения возвращают детей подросткового возраста. Поэтому необходимо уделять особое внимание сопровождению приемных семей с такими детьми, считает Юлия Зимова.

«Когда в стране только начинался бум устройства детей, все искренне считали, что достаточно обеспечить ребенку семейное окружение, и он будет автоматически социализирован и успешен, а потом выяснилось, что так происходит далеко не со всеми.

И дело не в том, что родители ждали одно, а получили другое, а в том, что, подрастая дети начинают выдавать иногда нормы девиантного поведения, у таких детей крайне низкая мотивация на успех, они не всегда интеллектуально развиты», — заявила директор Благотворительного фонда профилактики социального сиротства Александра Марова.

«К тому же, у таких детей, особенно взятых в семью в сознательном возрасте, практически не развита привязанность к новым родителям. В результате и мы имеем дело с трудными подростками, а как с ними работать – никто не знает, система не создана, соответствующих служб и услуг в системе крайне мало», — пояснила она.

«Необходимо создавать службы работы с трудными категориями детей, которые могли бы обеспечить и работы с родителями, и работу с детьми. И, конечно, для определенных категорий детей необходимы особые формы устройства – например, профессиональная семья, в задачи которой будет входить заниматься именно этим ребенком, со всеми его проблемами и трудностями.

Это особо важно, потому что эти дети требуют к себе особого внимания, много времени и совершенно других ресурсов, чем свои родные дети», — заявила глава благотворительной организации.